Пьеса Джона Бойнтона Пристли "Опасный поворот": краткое содержание, главные герои, сюжет, экранизация

Джон Бойнтон Пристли написал свою дебютную пьесу в 1932 году. "Опасный поворот" громко взошел на театральные подмостки и завоевал популярность. Жанр произведения можно обозначить как детектив в закрытой комнате.

Роберт шокирован

Об авторе

Пристли родился в Брадфорде в 1894 году. Его отец был провинциальным учителем. Писатель был на армейской службе во время Первой мировой войны, после ее окончания поступил в Кембридж.

Писал романы, самый известный из которых - "Добрые товарищи". Написал более 40 пьес и стал одним из самых популярных английских драматургов.

Умер в 1984 году в Стратфорде-на-Эйвоне.

Автор пьесы

Сюжет

На приеме у совладельца издательства Роберта Кэплена вскрываются интересные подробности самоубийства его брата, которое произошло год назад.

Хозяин дома начинает расследование, в ходе которого одна за другой раскрываются тайны присутствующих. Сюжет "Опасного поворота" строится на откровениях основных персонажей. Всплывают на поверхность такие тайны из жизни героев, как кража, измены, попытка изнасилования.

Подробности самоубийства брата Роберта в итоге раскрываются, но жизнь тех, кто присутствовал при этом, больше никогда не будет прежней.

Роберт в споре

Главные герои "Опасного поворота"

  • Роберт, совладелец английского издательства. Действие пьесы происходит в его доме.
  • Фреда Кэплен, его жена.
  • Гордон Уайтхауз, компаньон Роберта, брат Фреды.
  • Бетти Уайтхауз, его жена.
  • Олуэн Пиил, работница издательства.
  • Чарльз Тревор Стэнтон - новоиспеченный директор издательства.
  • Мод Мокридж - писательница.

В пьесе 7 основных героев, а также постоянно упоминается покойный брат Роберта - Мартин Кэплен.

Краткое содержание "Опасного поворота" Пристли. Действие первое

На обед к супругам Роберту и Фреде Кэплен приехали гости – родственники, друзья, сотрудники английского издательства, к которым относится и сам хозяин.

После торжественного обеда мужчины ведут разговор за столом, а женщины возвращаются в гостиную. До этого они слушали там радиопьесу «Спящий пес», но пока обедали, пропустили 5 сцен. В итоге дамы не могут понять смысл названия и финал. Им невдомек, почему постановка кончается смертельным выстрелом.

Олуэн Пиил считает, что спящий пес – это символ истины. Персонажу, который разбудил пса, открылась вся правда. Не выдержав ее, он пустил себе пулю в лоб. Мисс Мокридж упоминает случай с братом Роберта, Мартином Кэпленом, который год назад покончил жизнь самоубийством.

В гостиную заходят мужчины. Им интересно, о чем была пьеса. Разговор заходит о том, стоит ли вообще говорить правду или разумнее скрывать ее.

Мнения неоднозначны. Роберт Кэплен считает, что правда рано или поздно должна открываться. Стэнтон уверен, что такая позиция равнозначна опасному повороту на высокой скорости. Хозяйка дома предлагает всем папиросы и напитки, чтобы перевести тему разговора.

Фреда открывает красивую шкатулку с папиросами. Олуэн упоминает, что видела ее у Мартина Кэплена. Но Фреда уверена, что это невозможно, ведь у Мартина она оказалась за неделю до самоубийства, то есть после того, как Олуэн и Мартин встретились последний раз.

Олуэн не спорит с хозяйкой. Заинтересовавшись темой, Роберт настаивает на продолжении разговора.

Выясняется, что Фреда вручила Мартину шкатулку прямо в день самоубийства. А после этого брата Роберта посетила Олуэн по какому-то очень важному вопросу. Причем обе женщины раньше никому не говорили об этом, даже следствию.

Роберт находится в замешательстве. Он хочет выяснить все подробности этой истории и не собирается завершать разговор. Бетти, ссылаясь на головную боль, просит мужа, чтобы они отправились домой. Мод Мокридж и Стентон тоже уехали, так что остаются только Олуэн, Роберт и Фреда.

Выясняется, что Олуэн в тот роковой день поехала к Мартину, чтобы выяснить, кто из двух братьев похитил ее чек на 500 фунтов стерлингов.

Считается, что это был Мартин, поэтому-то он и свел счеты с жизнью. Но Олуэн высказывает подозрения относительно Роберта. Последний возмущен, ведь всегда считал девушку своим близким другом.

В разговор вмешивается Фреда. Она говорит Роберту, что он слеп, если не замечает, что Олуэн в тайне влюблена в него. Девушка соглашается, что так оно и есть. Поэтому она и молчала во время последнего разговора с Мартином. Ведь тот уверял, что виновен Роберт, о чем ему сказал Стэнтон.

Роберт потрясен, ведь и ему Стэнтон говорил то же самое, но про Мартина.

Фрэда и Роберт решают, что именно Стэнтон является вором, ведь кроме него и братьев никто не знал о деньгах.

Роберт звонит Стэнтону и просит его вернуться, чтобы окончательно разобраться в этом деле.

в гостиной Роберта

Действие второе

Стэнтон возвращается вместе с Гордоном и под напором признается, что совершил кражу. Ему очень нужны были деньги, Стэнтон уверяет, что надеялся вскоре их вернуть.

Но внезапно застрелился Мартин, и все решили, что причиной была украденная сумма и страх перед разоблачением. Стэнтон решил воспользоваться случаем и умолчать про кражу.

Фреда и Гордон рады, что Мартин тут не при чем. Они осуждают Стэнтона, но тому тоже есть что сказать.

Он готов открыть все, что знает о Мартине, чтобы помочь разобраться в причинах его самоубийства. Стэнтон раскрывает, что Фреда имела любовную связь с Мартином.

Она не отрицает этого. Фреда говорит, что не смогла закончить отношения с Мартином даже после свадьбы с Робертом. Но первый брат не испытывал к ней любви, так что она оставалась со вторым.

Олуэн признается, что ей противен Мартин, его интриги, поэтому она испытывает к покойному ненависть. Гордон любил Мартина, по этой причине остро воспринимает такое заявление. Между ними завязывается ссора.

герои пьесы

Действие третье

Внезапно Олуэн признается, что это она убила Мартина. Но девушка уверяет, что сделала это случайно.

Далее она погружается в воспоминания о том вечере. Олуэн пришла к Мартину, когда он был один. Ей показалось, что он слишком веселый и находится под действием наркотиков. Сначала он стал говорить неприятные вещи про нее. Обзывал ее чопорной старой девой и призывал поддаться желанию, которое она испытывает по отношению к нему.

Когда он предложил девушке снять платье, Олуэн, возмущенная таким поведением, попыталась уйти. Но он перекрыл ей выход и достал револьвер.

Началась борьба, мужчина пытался сорвать платье с Олуэн, но она схватила его за руку и развернула пистолет. Мартин случайно сам нажал на курок и упал замертво.

В гостиной все шокированы услышанным, но они решают сохранить эту историю в тайне, чтобы не подставлять Олуэн. Стэнтон давно догадывался о ее причастности, так как нашел на месте преступления кусочек ткани с платья девушки. Но при этом он всегда уважал Олуэн и считал ее нравственной и порядочной.

Девушка продолжает рассказ о событиях того вечера. Ей срочно надо было с кем-то поделиться этой страшной новостью. Она поехала к Стэнтону, но он был с женой Гордона – Бетти. Олуэн не стала заходить.

К этому времени Бетти тоже появилась в гостиной, и Роберт интересуется, правда ли то, что она любовница Стэнтона. Та признается, что так и есть, а свой брак с Гордоном она ненавидит.

Со Стэнтоном она стала встречаться из-за отвратительных отношений с мужем. К тому же любовник дарил ей хорошие дорогие подарки. Для этого ему и нужны были деньги.

Роберт тоже совершает признание – он любит Бетти. Но та уверена, что он просто видит в ней красивый образ, коим она на самом деле не является.

Роберт и Гордон заявляют Стэнтону, что больше не хотят иметь с ним ничего общего. Они требуют его увольнения из издательства и возврата украденных денег.

Роберт пьет виски и говорит о том, что его мир рухнул по вине Стэнтона, испарились последние иллюзии, все теперь пусто и бессмысленно.

Финал

Роберт покидает комнату в ужасно подавленном состоянии.

Фреда вспоминает, что у мужа есть пистолет. Олуэн отправляется к Роберту, чтобы предотвратить катастрофу.

Далее в темноте слышится выстрел, женский крик и плач.

"Нет! Это не может случиться. Это никогда не случится!" – восклицает Олуэн.

Финал "Опасного поворота" Пристли отсылает нас к началу.

Свет снова медленно загорается. На сцене все четыре женщины. Они говорят о пьесе «Спящий пес» и ее концовке. Вскоре из столовой выходят мужчины, снова завязывается тот же разговор, что и в начале пьесы.

Опять они пытаются разобраться в смысле названия «Спящий пес», спорят о правде и лжи, а Фреда берет шкатулку с папиросами. Олуэн узнает ее, но далее разговор непринужденно поворачивает в другое русло.

Гордон прокручивает радиоволны в поисках музыки для танцев, Олуэн с Робертом пляшут фокстрот под названием «Все могло быть иначе».

Всем очень весело, радость и улыбки на лицах, музыка играет все громче.

Занавес опускается.

старый спектакль

Основная идея пьесы

При анализе «Опасного поворота» Пристли в первую очередь обращают внимания на концепцию правды и лжи, изложенную в пьесе.

Один из героев утверждает, что говорить правду – это равнозначно опасному повороту на высокой скорости. И последующие события, где вскрывается вся истина, действительно приводят к трагическим последствиям.

Но идея пьесы вовсе не в том, что правду надо скрывать. Героиня по имени Олуэн высказывает важные для понимания пьесы мысли. Правда не была бы опасной, если бы люди изначально были готовы быть искренними, открывая свои изъяны и недостатки.

Вырванная из общего контекста правда может прозвучать ужасно, но она не учитывает обстоятельства жизни человека и то, что у него на душе. Такая полуправда, как бы отвратительно она не звучала, никогда не поможет понять человека.

Сложность вопроса заключается еще и в том, что человек часто сам не может себя понять, не умеет быть искренним с самим собой.

Другая идея, которую Джон Бойнтон Пристли вложил в эту и другие свои пьесы, – это общая взаимозависимость людей. Их добрые и злые поступки рождают цепь событий, а чем они закончатся, угадать невозможно.

Советская экранизация

Фильм "Опасный поворот" 1972 года по пьесе Пристли был снят режиссером Владимиром Басовым. Он сам сыграл одну из главных ролей в этой ленте. Также в фильме снялись Юрий Яковлев, Валентина Титова, Руфина Нифонтова.

Картина состоит из трех серий и длится 199 минут.

русский фильм

Судьба произведения

"Опасный поворот" Пристли шел на сценах многих театров по всему миру. Но сам автор не очень любил свое первое творение. Он считал, что драматическая техника, показанная в произведении, слишком отточенная и безупречная.

И хотя герои обрисованы ярко и правдоподобно, автор и некоторые режиссеры находили характеры слишком плоскими.

Пьеса "Опасный поворот" Пристли и сейчас пользуется популярностью у публики. Ее часто ставят в любительских и профессиональных театрах. Также вышло несколько экранизаций в разных странах. В России фильм "Опасный поворот" 1972 года до сих пор высоко оценивается критиками и зрителями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 6
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
2
… И у меня стали закрадываться сомнения. Оуэн! Вы только вслушайтесь и вглядитесь!
Старая дева, с занудными длительными философскими рассужде-ниями, абсолютно асексуальная, уверена, что на ней синие чулки. Мартина она убила - "не повезло". Даже детям в школе на ОБЖ втолковывают, что от "обдолбаного" наркомана надо держаться подальше. Но ей, видите-ли, его жалко. И кому от её жалости вышла польза? Мартин убит, у самой стресс (и не единственный - вокруг все парами, а она такая белая и пушистая
Копировать ссылку
1
А когда она с массой криков и всхлипываний рассказывает, как пристрелила Мартина, то тут же закладывает, что видела Бэтти в коттедже со Стэнтоном. Скажете, она не мстит Бэтти, за то, что Роберт очарован ею? Да вы внимательно пересмотрите! Кто её возносит на пьедестал? Стэнтон. «Короля играет окружение», и Стентон играет образ «чистой и непорочной» Олуэн. Да вы САМИ на неё посмотрите! Там скелетов в шкафу и тайных комплексов больше, чем у всех героев пьесы вместе взятых!
Копировать ссылку
2
Как только Фрэда говорит Роберту о том, что Олуэн влюблена в него и зря он не ответил на её чувство, она тут же вскрикивает и напускает туман: дескать, она ВСЁ поняла о Фрэде, но это так УЖАСНО, действительно УЖАСНО, что давайте не будем об этом говорить. (намекая, что Фреда была любовницей Мартина. И при столь многозначительных словах у мужа должны закрасться подозрения, что ей, Оуэн, будет полезно).
Успокоила, называется!
Копировать ссылку
2
- одна). Умная мисс
Мокридж замечает, что в упоминании Олуэн о шкатулке звучит
вызов, это же произносит и Роберт. И что дальше? На каждую просьбу окружающих сказать очередную правду она первым делом повторяет: "Теперь ВСЕ должны сказать правду". Да ей покоя не дают чужие тайны! Она и ездит постоянно в этот кружок, чтобы подкидывать намёки типа: "Мудрая, маленькая Бэтти" и намекать Роберту, что Бэтти причастна к всяческим нечистым делам. И что-то часто она «оговаривается»! Как только Фрэда гово
Копировать ссылку
2
Я смотрю эту пьесу почти каждый день. Причины две: давно люблю и пьесу и актёров и последнее время болезнь ограничила возможности передвижения. Работаю на ноутбуке. Даже, когда прерываясь, раскладываю пасьянс, в одной части экрана - гостиная Кепленов, беседы героев, и я вроде получаюсь в числе гостей. Поверьте, такой опыт у меня впервые, эффект неожиданный и необычный, эффект собственного присутствия среди гостей (почти так). Отсюда - и очень личностный подход. (увы! здесь ограничен текст
Копировать ссылку
В чем я согласна с трактовкой образа Оуэн. Но , блистальная игра Шурановой сглаживает всё её " пороки". Оуэн относится ко всем ровно, даже к Бетти., а то , что иногда она пытается " подколоть", то безусловно это нужно списать на ее любовь к Роберту и чисто женское желание подвинуть соперницу. Лучший персонаж - Стентон - умен, в меру хитер и именно он сумел использовать богатеньких, наивных,испорченных героев пьесы в своих интересах.И именно он выделяет Оуэн из всех остальных .
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.