Психология представляет собой область знаний о внутреннем мире животных и человека. Выделяют несколько этапов развития психологической науки: о душе, о сознании, о психике, о поведении.
В самостоятельную науку из философии она была выделена только во второй половине девятнадцатого века, благодаря открытию, сделанному в 1879 году В. Вундтом, организатором первой экспериментальной лаборатории психологии.
Наука, изучающая психологические закономерности, выполняет следующие задачи:
- понимание сути психических явлений;
- управление ими;
- применение приобретенных навыков с целью повышения эффективности разных отраслей практики;
- является теоретической базой для работы психологической службы
Основные методы психологической науки, используемые в настоящее время:
- сбор информации посредством наблюдений, изучения результатов деятельности (тесты, опрос, изучение документации);
- обработка данных (статистический анализ);
- психологическое воздействие (тренинг, дискуссия, внушение, релаксация, убеждение)
Объектом психологии является сумма разных носителей психологических явлений, в качестве основы которых выступает деятельность, поведение, отношения людей в малых и больших социальных группах.
Предметом являются закономерности функционирования и развития психики животных и человека.
Отрасли психологии
В настоящее время в психологические науки входит порядка 40 отдельных дисциплин и направлений:
- зоопсихология рассматривает специфику психики животных;
- детская психология связана с изучением особенностей развития психики ребенка;
- социальная педагогика занимается изучением закономерностей формирования личности в процессе воспитания и обучения;
- психология труда анализирует особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования трудовых навыков и умений;
- медицинская психология рассматривает специфику поведения больного, работы врача, занимается разработкой психологических методов психотерапии и лечения;
- юридическая психология рассматривает особенности поведения участников уголовного дела, характерные черты поведения преступника;
- экономическая психология направлена на анализ имиджа, психологии рекламы, менеджмента, делового общения;
- военная психология рассматривает поведение людей во время боевых действий;
- патопсихология анализирует отклонения в психике.
Сознание и психика
Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, связана с психическими явлениями:
- познавательными, эмоциональными, мотивационными, волевыми процессами;
- творческим подъемом, радостью, усталостью, сном, стрессом;
- темпераментом, направленностью личности, характером
От того, насколько глубоко они рассматриваются, зависит правильность подбора приемом и методик развития.
Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, зависит от специфики человеческого организма, от функционирования коры головного мозга. В ней выделяют:
- сенсорные зоны, которые обрабатывают и принимают от рецепторов и органов чувств информацию;
- моторные зоны, управляющие движениями человека;
- ассоциативные зоны, используемые для обработки информации.
Психология как наука
Наука, изучающая психологические закономерности, в буквальном переводе означает «наука о душе». Ее история уходит в далекое прошлое. В трактате «О душе» впервые Аристотелем была выдвинута идея о неразделимости живого тела и души. Он выделял неразумную и разумную часть человеческой души. Первую он делил на вегетативную (растительную) и животную. В разумной части Аристотель отмечал несколько уровней: память, ощущения, волю, разум, понятия.
Термин «психология» был введен Рудольфом Гоклениусом в 1590 году для обозначения науки о живой душе. Общее признание термин получил только в XVIII веке после появления работ Христиана Вольфа «Рациональная психология», «Эмпирическая психология».
Этапы развития науки
Рассмотрим основные периоды становления психологической науки. На первом этапе, который продолжался со времени существования Древней Греции до эпохи Возрождения, душа рассматривалась в качестве предмета рассуждения богословов и философов. На данном этапе становления психологии понимание души было предметом психологического знания.
Второй этап, который начался с XVII века, рассматривал психологию в качестве науки о сознании. Постепенно вместо термина «душа» стали использовать «сознание». На этом временном промежутке в качестве основной научной проблемы выдвигались процессы познания человеком самого себя.
В двадцатом веке шел третий этап. Современная психологическая наука проводит эксперименты, наблюдает за поведением, реакциями человека, пользуясь объективными методами анализа и фиксирования внешних реакций, а также действий человека.
В настоящее время проходит четвертый этап, на котором психология рассматривается как наука, занимающаяся изучением объективных проявлений, закономерностей, механизмов. Психологические науки в наши дни выдвигают психику как явление природы, частным случаем выделяют психику животного и человека.
В качестве объекта данной науки выступает человек, который вовлечен в различные отношения с биологическим, физическим, социальным миром, является субъектом познания, деятельности, общения.
Современная психология
В настоящее время психологические науки можно рассматривать как научные исследования поведения и психических внутренних процессов, практическое использование получаемых знаний.
Основной задачей данной науки является рассмотрение психики в качестве свойства мозга, которое выражается в субъективном отражении окружающего мира.
Среди тех основных задач, которые в настоящее время решают педагогические и психологические науки, можно выделить:
- изучение структурных (качественных) особенностей процессов психики как отражений реальности;
- анализ появления и совершенствования психических явлений в связи с объективными особенностями жизни и деятельности людей;
- рассмотрение физиологических механизмов, которые лежат в основе психических процессов, так как без владения механизмами высшей нервной деятельности нельзя их применять и совершенствовать
Педагогическая психология
Развитие психологической науки привело к тому, что была сформирована педагогическая психология. Она занимается изучением психологических закономерностей и особенностей процессов воспитания и обучения детей и подростков. В ее задачи входит рассмотрение процессов усвоения определенных знаний, формирования умений и навыков в соответствии с запросами школьного обучения. Кроме того, психологическая наука и образование отвечает за обоснование приемов, методов, способов воспитания и обучения, а также за вопросы, которые связаны с подготовкой школьников к практической деятельности.
Детская психология рассматривает специфику психики детей различных возрастов. Ее задачей является рассмотрение процесса формирования личности малыша, его умственного развития, памяти, интересов, мышления, мотивов деятельности.
Также существует психология труда, которая ставит перед собой задачу анализа психологических особенностей трудовой деятельности для улучшения производственного обучения.
Психологическая наука и образование предполагают серьезное изучение вопросов, связанных с организацией рабочего места, психологических особенностей трудовых операций в разных видах деятельности.
Инженерная психология, которая активно развивается в настоящее время, касается проблемы соотношения психических возможностей человека и требований машин.
Психология искусства, которая изучает психологические особенности творческой работы в разных видах искусства (в пластике, живописи, музыке) и специфики восприятия произведений искусства, анализ влияния их на развитие человеческой личности.
Патопсихология изучает расстройства и нарушения психической деятельности при разных заболеваниях, в результате чего разрабатываются оптимальные методы лечения.
Психология спорта занимается изучением психологической характеристики разных видов спорта, анализом памяти, восприятия, эмоциональных процессов, волевых качеств. Социально-психологические науки имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Это потому, что они связаны с задачами рационализации разных видов деятельности человека.
Проблемы психологической науки затрагивают все сферы человеческой деятельности. Психология позволяет разрешать практические проблемы, улучшать жизнь и деятельность человека.
Классификация наук по Кедрову Б. М.
Академиком Б. М. Кедровым эта наука помещалась в центре "треугольника наук". На вершине он располагал естественные науки, левый нижний угол отводил общественным наукам, а правый нижний – философским отраслям (логике и гносеологии). Между науками о природе и философскими науками ученый расположил математику. Психологии Кедров отвел центральное место, показывая, что она способна объединять все группы наук.
Основные психологические науки связаны с общественными дисциплинами, которые занимаются изучением людского поведения. К социальным наукам причисляют психологию, социальную психологию, социологию, политологию, экономику, этнографию, антропологию.
Психология прочно связана с естественными науками: физикой, биологией, физиологией, математикой, медициной, биохимией. На стыке этих наук появляются смежные области: психофизика, психофизиология, нейропсихология, бионика, патопсихология.
Психологические особенности науки определяют ее место в системе наук. В настоящее время историческая миссия психологии состоит в интеграции разных сфер человекознания. Она объединяет общественные и естественные науки в одну концепцию.
В последние годы возрастают связи психологии с техническими дисциплинами, появляются смежные науки: эргономика, авиационная и космическая психология, инженерная психология.
Предмет психологической науки связывает прикладные и теоретические дисциплины, которые развиваются на границах с науками о человеке, природе, обществе.
Подобное развитие можно объяснить запросами практической деятельности общества. В результате создаются и развиваются новые области психологической науки: космическая, инженерная, педагогическая психология.
Применение физических методов в современной психологии способствовало появлению экспериментальной психофизики, психологии. В настоящее время существует порядка ста различных отраслей психологии.
Основой современной психологии считается общая психология, изучающая общие законы, механизмы и закономерности психики. Она включает в себя экспериментальные исследования и теоретические моменты.
Человеческая психика является предметом некоторых отраслей:
- в генетической психологии рассматривают наследственные механизмы поведении и психики, их связь с генотипом;
- в дифференциальной психологии анализируют индивидуальные отличия в психике разных людей, особенности их появления, алгоритм формирования;
- в возрастной психологии рассматривают закономерности становления психики здорового человека, а также особенности психики каждого возрастного периода;
- в детской психологии рассматривается изменение сознания, психических процессов растущего ребенка, а также условия для ускорения этих процессов;
- в педагогической психологии анализируются закономерности формирования личности ребенка в процессе воспитания, обучения.
Для современной психологии характерна дифференциация, порождающая ее деление на различные отрасли. Они могут существенно отличаться друг от друга, несмотря на схожий предмет исследования.
Важные аспекты
Психологическое консультирование по разнообразным проблемам (взаимоотношений в классном коллективе, неурядиц в семье, сложностей в учебе) – это прямая задача школьного психолога. Также среди областей практической психологии выделят психотерапию и коррекцию, направленную на оказание конкретной помощи человеку по удалению причин его нарушений, отклонении в поведении.
Житейская психология
Она не является наукой, она представляет собой мировоззрение, взгляды, убеждения, представления о психике. Житейская психология основывается на обобщении бытового опыта людей, конкретного человека. Она является антагонизмом к научной психологии, но, несмотря на это, между ними существуют взаимные связи. К примеру, они выражаются в следующих моментах:
- занимаются изучением личности одного человека;
- житейская информация часто становится исходным пунктом, базой для формирования научных представлений и понятий;
- научные знания способствуют решению разнообразных психологических жизненных проблем.
Значимость наблюдений в педагогической психологии
Они представляют собой целенаправленное и планомерное фиксирование конкретных психологических фактов в обычных условиях повседневной жизни. Есть определенные требования к проведению и организации научного наблюдения за ребенком:
- составление последовательности действий;
- фиксация результатов в дневнике наблюдений;
- подведение итогов.
Наиболее важным требованием к организации наблюдения считается обеспечение условий, в которых ребенок не знает, что он стал объектом исследования психолога.
В таком случае у специалиста будет возможность собрать факты без искажений, что станет условием для получения объективной картины проводимого исследования.
Недостатками данной методики является пассивная роль школьного психолога: минимальная оперативность, незначительная повторяемость, неточность, сложность анализа и выделения нужных психологических фактов.
В современной психологии не отрицается и актуальность самонаблюдения, но данному методу отводится второстепенная роль. К примеру, оно может стать источником дополнительной информации для последующего изменения экспериментальных методов. Самонаблюдение не является отдельной методикой, поскольку никто не сможет опровергнуть либо подтвердить результаты, представленные человеком (школьником, взрослым). Информация, полученная в подобном случае, лишена научности.
В современной психологии выделяют два варианта эксперимента: естественный и лабораторный. Достоинства второго способа заключаются в активной позиции исследователя, что придает такому эксперименту позитивные характеристики:
- мобильность;
- повторяемость.
Исследователю не нужно ждать проявления нужных фактов, он сам создает ситуацию, вызывающую анализируемый психологический процесс. Применение современных измерительных приборов придает лабораторным психологическим исследованиям точность и достоверность.
Есть у данного вида наблюдения и свои отрицательные черты. К примеру, ребенок знает, что стал объектом изучения, поэтому пропадает естественность его поведения. Результаты таких исследований необходимо проверять в естественных условиях, чтобы подтвердить полученные результаты.
Естественный эксперимент схож с наблюдением, но он имеет активную позицию исследователя. Школьный психолог организует для испытуемого деятельность так, чтобы возникли нужные психологические качества и особенности. Психолого-педагогический эксперимент является разновидностью естественного эксперимента, он позволяет педагогам решать воспитательные и обучающие задачи.
Заключение
В своей работе школьный психолог старается применять разнообразные методы исследования школьников: тесты, анкеты, беседы. Самым распространенным методом в педагогической психологии считается анкетирование. Для получения объективной картины, психолог должен выбирать анкеты, вопросы в которых понятны школьникам.
В противном случае полученные результаты будут полностью перечеркнуты, они не дадут объективной картины. Ребятам, учитывая их возрастные особенности, могут быть предложены два варианта анкет: закрытие и открытые. Первые виды удобны для проведения анализа, но они не дадут исследователю новой информации. Открытое анкетирование позволяет психологу получать значительное количество полезных сведений, но для обработки анкет требуется значительное время.
Беседа применяется при первичном знакомстве с ребенком с целью установления контакта, уточнения некоторой информации, необходимой для проведения последующей диагностики.