У известного советского и российского кинооператора, которого по праву считали гением, богатейшая родословная со шведско-датскими корнями, аристократичная и творчески одаренная.
Георгий родился в сентябре 1937 года в Москве. Один из его дедов был известным архитектором, имел отношение к строительству телеграфа, Киевского вокзала в столице. Второй дед - художник, писал портреты великих княгинь, пейзажи. Отец - художник-оформитель, из-под его кисти вышло великое множество проиллюстрированных книг. Мать играла на виолончели, была известным в творческих кругах человеком.
Георгий с детства интересовался живописью, особенно выделял голландских и итальянских мастеров. В юности писал картины сам, но к настоящему моменту сохранилось немного работ мастера. Больше половины он уничтожил. Образование будущий известный деятель культуры получил отменное. В 1960 году окончил ВГИК, операторский факультет.
Известные работы
Дебютной работой Рерберга стала картина "Первый учитель" (1965), снятая в черно-белом цвете по повести Чингиза Айтматова. Это драма с элементами документалистики. Следующим фильмом стала "История Аси Клячиной...", над картиной Рерберг работал совместно с Андроном Кончаловским. На фильм были установлены запреты в прокате, только спустя 20 лет ограничения сняли. Именно тогда и пришло признание. Создатели картины были удостоены Государственной премии им. братьев Васильевых. Самого Рерберга номинировали на "Нику".
Далее последовал "Дядя Ваня", в котором удивительно органично переплетаются черно-белые кадры с цветными, что придает сюжету особую драматичность, пикантность. Такой прием стал визитной карточкой Георгия Рерберга. Его он продолжил и в "Зеркале" Тарковского, где нереальное отображено в черно-белом цвете, а мир детства - в красочном. Кроме цветовых приемов, оператор использовал массу других: рапид, репортаж, внутрикадровое движение, контрастное освещение и прочие.
"Сталкер"
Съемки известной картины режиссера Тарковского "Сталкер" ознаменовались конфликтной ситуацией. Была испорчена пленка "Кодак", на которую отсняли внушительную часть фильма. Режиссер потребовал отстранить Рерберга от участия в производственном процессе. Большую часть фильма переснял режиссер А. Княжинский. О конфликте двух мэтров создан документальный фильм 2008 года.
Георгий Рерберг и его жены
Гениальный кинооператор, по воспоминаниям современников, отличался крутым нравом. Противоречивость и непредсказуемость характера становились причинами его частых конфликтов с коллегами, актерами. У него был небольшой круг друзей, фактически не складывалась личная жизнь. Георгия Рерберга любили, женщины находили в нем особенную брутальность, мужественность, уважали за гениальность, ценили и верили в гармоничные отношения. Он был сердцеедом и сам считал, что на долгие отношения с одной женщиной не способен, тяготел к свободной и необремененной жизни. Любить не умел и нежно относиться к возлюбленным - тоже. Один из известных романов мэтра был с Марианной Вертинской. Однако самым длительным оказался союз с актрисой Валентиной Титовой.
Знакомство с ней произошло случайно, на съемках фильма "Отец Сергий". Режиссер Игорь Таланин пригласил Валентину принять участие в процессе создания картины. Рерберг работал оператором и, как потом признавался, влюбился в спину девушки. В один из дней Георгий вызвался проводить актрису, потом настоял на знакомстве со своей мамой, которая была уже наслышана о Валентине.
Влюбленные прожили не в самых лучших условиях. За душой у именитого оператора не было фактически ничего. Благодаря стараниям Титовой он стал приспосабливаться, учился жить на одной площади с другим человеком. В фактическом браке Валентина Титова с Георгием Рербергом прожили 15 лет, после чего решили зарегистрировать свои отношения. Он настоял на том, чтобы супруга взяла его фамилию после бракосочетания. В конце жизни Георгий оставил жене трогательное послание, в котором просил прощения за то, что терпела его непростой характер в течение 20 лет.
Последние годы жизни. Причина смерти Георгия Рерберга
Последние годы мастер почти не снимал, к тому же многие боялись приглашать его к сотрудничеству, опасались принципиальности характера, возникновения конфликтных ситуаций на съемках.
Великий гений скончался на 62-м году жизни от разрыва сердечной мышцы. Его похоронили на Введенском кладбище.