Фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»: интересные факты, актеры, продолжение

Фильм "История Аси Клячиной" - мелодрама Андрея Кончаловского, которая была снята в 1967 году. При этом картина долго была неизвестна зрителям, она оказалась под запретом из-за цензурных соображений. Все желающие смогли ее увидеть только два десятилетия спустя. В этой ленте рассказывается о любви гордой и кроткой девушки к непутевому водителю. Лента снималась в одном из сел Горьковской области, интересно, что большинство ролей исполнили сами жители села Кадницы.

Сюжет

Фильм История Аси Клячиной

Картина "История Аси Клячиной" рассказывает о судьбе главной героини, которая работает поварихой в колхозе.

В самом начале картины к ней приезжает горожанин Чиркунов, который в нее давно влюблен. Его играет Геннадий Егорычев. Он делает предложение девушке, но та к нему равнодушна. Она его не любит, а хочет быть вместе с шофером Степаном.

Более того, Ася (актриса Ия Саввина) ждет от Степана ребенка. При этом водитель к ней совершенно равнодушен. Он классический сельский разгильдяй. Несмотря на это Ася решает рожать.

История создания

Сюжет фильма История Аси Клячиной

Полное название фильма звучит так: "История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж, потому что гордая была".

Сценарий к картине изначально написал Юрий Клепиков. Кончаловский с увлечением взялся за эту работу, однако отказался приглашать для съемок узнаваемых артистов. Более того, он отправился снимать фильм "История Аси Клячиной" в русскую глубинку.

Помимо Ии Саввиной, которая исполнила главную роль в ленте, в ней снимается только еще одна актриса с соответствующим образованием - это Любовь Соколова, которая играет мать Мишаньки. В роли Степана снялся один из режиссеров Александр Сурин. Все остальные роли были сыграны непрофессионалами, в основном, это были жители села, в котором снимали кино.

Особенностью фильма "История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж" стало использование полудокументальных съемок. Это эпизоды, в которых сельские жители рассказывают о своей жизни. Например, о том, как сражались на фронте или оказались в сталинских лагерях. Эти монологи снимали на две или три камеры с синхронной записью звука, поэтому выглядят они очень натуралистично.

Первый показ фильма из цикла "История Аси Клячиной" состоялся в 1967 году. Лента получила тогда название "Асино счастье". Увидело ее ограниченное число людей, так как в прокат фильм было решено не допускать. Лента осталась на полке. Только в 1987 году состоялась полноценная премьера этого шедевра, картину частично пришлось восстанавливать. В 1989 году режиссеру Кончаловскому вручили премию "Ника". Еще через год группа создателей этого фильма была удостоена Госпремии. В их числе оказался Кончаловский, Клепиков, Рерберг.

Продолжение

Курочка Ряба

В 1994 году вышло своеобразное продолжение "Истории Аси Клячиной". Это притча-сказка "Курочка Ряба", главную роль исполнила Инна Чурикова.

По замыслу режиссера, в этой ленте показаны события, которые произошли с героями, спустя четверть века. В фильме снова участвовали многие из тех, кто снимался в 1967 году, но исполнительница главной роли Ия Саввина отказалась от участия в проекте. Она заявила, что считает картину оскорбительной для народа.

В фильме "Курочка Ряба" в максимально фантасмагорической манере показывается жизнь русской деревенской глубинки. Ася представлена как чудаковатая женщина, которая выросла на социалистических идеалах. Выпив самогона, она постоянно начинает общаться со своей курицей, которая и становится главной героиней этого фильм. Когда курица сносит золотое яйцо, вокруг закипают нешуточные страсти.

Если хозяйство Аси разваливается, буквально дышит на ладан, то рядом процветает фермер другого героя, лесопилка которого становится оплотом успешного капитализма в погибающей русской деревне. Там кипит бурная жизнь, люди работают от зари до зари, стремясь зарабатывать деньги. Фермера привлекает Ася, но у них слишком разные взгляды на окружающий мир и жизнь вокруг, поэтому быть вместе этой паре не суждено.

Ия Саввина

Ия Саввина

Ия Саввина - самая известная актриса, которая снялась в "Истории Аси Клячиной". Она уроженка Воронежа, появилась на свет в 1936 году.

Впервые проявила себя в качестве актрисы на театральной сцене МГУ, когда училась на факультете журналистики. Ия получила одну из главных ролей в спектакле "Такая любовь", который произвел настоящий фурор в 1957 году. В кино дебютировала три года спустя в мелодраме Иосифа Хейфица "Дама с собачкой", сразу получив главную роль. После этого она еще неоднократно принимала участие в экранизации произведений Чехова.

В 1990 году Ия Саввина стала народной артисткой СССР. Зрители хорошо ее помнят по роли заместителя директора Лилии Владимировны Аникеевой в сатирической трагикомедии Эльдара Рязанова "Гараж".

В 2011 году она скончалась в возрасте 75 лет.

Режиссер картины

Андрей Кончаловский

Для Андрея Кончаловского это была одна из дебютных работ в его карьере. До "Истории Аси Клячиной" он снял только новеллу "Мальчик и голубь" вместе с Евгением Осташенко и драму "Первый учитель".

В его творческой биографии много экранизации русской классики. В частности, это фильмы "Дворянское гнездо" по Тургеневу и "Дядя Ваня" по Чехову.

В 2014 и 2016 годах Кончаловский дважды получал награду Венецианского кинофестиваля Серебряный лев за драму "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" и военный фильм "Рай".

Работа над картиной и отзывы критиков

Рассказывая о работе над этой картиной, сам Кончаловский признавался в 1999 году, что хотел рассказать с киноэкрана о тихом и неприхотливом течении жизни вокруг. В то время он как раз много и часто дискутировал с Андреем Тарковским о принципах построения сюжета произведения. Ему казалось, что возможно фиксировать человеческую жизнь в виде хроники, только потом монтировать все это, убирая неинтересные моменты.

Режиссер подчеркивал, что воздействие на зрителя оказалось таким сильным, потому что простая жизнь оказывалась слишком тяжелой, поражала своей нищетой и болью.

Многие критики называли "Историю Аси Клячиной" одной из его лучших режиссерских работ, определяя ее как документальную мелодраму. Это был первый случай в истории советского послевоенного кино, когда была показана реальная деревенская жизнь, без прикрас. Особенно поражает блестящая игра Саввиной и монологи колхозников, которые прошли через войну и лагеря.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.