Сонатная форма - это: определение, разделы, теория музыки, анализ, экспозиция и произведения

Сонатная форма – это структура одной из частей, встречающаяся в инструментальной музыке. Она является самым развитым гомофонным и нециклическим построением. В связи с этим появляется возможность включить в одну часть разнообразный материал на протяжении огромного временного пространства.

Музыкальная сонатная форма

История развития

Появление сонатной формы в музыке было связано с мышлением в ладово-функциональную сторону и ее утверждением. Подобный мыслительный процесс был главным фактором формообразования.

В творчестве классиков конца XVIII века она приобрела окончательную ясную форму. Этому поспособствовали произведения в сонатной форме Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Моцарт, Бетховен и Гайдн

Всю историю становления сонатной формы можно разделить на 3 этапа.

I этап: старинное начало

Первый период развития носит наименование "старинного".

Еще начиная с XVII века и заканчивая двумя третями XVIII, проходил процесс постепенного ее совершенствования в ясную и точную систему.

К тому времени сонатная форма – это совокупность принципов из жанра фуги и построений в старинной двухчастной форме.

От фуги форма впитывает в себя модуляции в доминантовую тональность, образование иной в среднем разделе и возвращение к основной в заключительной части.

Двухчастная форма подарила двухчастность с композицией и ее тональным планом. Помимо этого, наблюдался непрерывный процесс развития, исходя из тематического эпицентра. Опорой для композиции сонатной формы послужила каденция на гармонии доминанты в окончании I эпизода и на тонике II раздела.

  • Каденция – гармонический метод, завершающий музыкальную фразу или произведение в целом.

Главной отличительной особенностью от двухчастной старинной формы являлось разложение пассажных оборотов вместо общего хода форм при утверждении доминантовой тональности.

Второй эпизод старинной сонатной формы – это тематический материал с возвратной тональной связью. То есть главная мелодия шла в доминантовой тональности, а побочная в заключительной, наоборот, – в основной. Получался процесс отзеркаливания.

В другом варианте существовала разработка, которой была присуща тема экспозиции. После перехода разработки в репризу, побочная партия начинала излагаться в основной тональности.

Композитор Скарлатти

Такой вид сонатной формы можно встретить в творчестве Баха, Скарлатти и их современников.

Некоторые сочинения последнего упомянутого композитора находятся на рубеже старинной сонатной формы и ее следующим видом – классической.

II этап: классический вид

Венские классики четко разграничили разделы сонатной формы:

  • это экспозиция;
  • разработка;
  • реприза (к ней прилагается кода).

1. Экспозиция изначально повторялась в точном виде без изменений. Главная партия отвечала за демонстрацию первой темы в сонатной форме и носила определяющую функцию для характера музыки. Она задавала импульс и показывала действенный очерк, пока побочная партия приводила развитие к уравновешенному состоянию и лирически сосредотачивала, затормаживая процесс.

2. В разработке активно развивался тематический материал экспозиции. Она даже могла включать в себя появление новых мелодий. Разработка состояла из трех разделов:

  • вступление;
  • основа;
  • предыкт.

Предыкт – музыкальное построение, которые подготавливало возвращение главной тональности в репризу.

3. Реприза – часть, по порядку являющаяся последней в крупном отделе сонатной формы. Побочная и заключительная партии вливались в одну главную тональность.

В суммированном виде соната представляла собой трехчастную композицию.

Сонатная форма складывалась как первая часть цикла сонаты, а в некоторых случаях уподоблялась финалу. Для заключения был характерен темп аллегро – быстрый и оживленный.

Форму можно было отыскать и во вступлениях (увертюрах) перед драматическими пьесами. Творчество Бетховена хорошо подходит для примера: сочинения "Кориолан" и "Эгмонт".

Композитор Бетховен

Роль неполной сонатной формы, состоящей только из экспозиции и репризы, являлась особенной. Ее можно было встретить в темпе аллегро в увертюре оперы "Свадьба Фигаро", написанной Моцартом.

Однако чаще всего сонатная форма – это медленная часть цикла сонаты.

  • Соната – жанр, присущий только инструментальной музыке. Пишется как для сольного исполнения, так и для ансамблевого.
    Опера "Свадьба Фигаро"

Существовал и интересный вариант с отзеркаленной репризой: в экспозиции сначала шла побочная партия и только затем главная. Такой пример можно найти у Моцарта в 1 части ре мажорной сонаты К 311.

III этап: послебетховенская эпоха

Третий период принято называть "послебетховенским".

Бетховен вложил все свои старания в сонатную форму. Последующие композиторы осознавали, что он довел идею о форме до своего абсолюта, вследствие чего они были вынуждены блуждать в тяжелых поисках для нахождения других способов модернизации.

Так, в XIX веке происходит эволюция, сонатная форма к этому времени – это уже свободные тональные соотношения. В I части сопоставляются совершенно далекие друг от друга тональности, реприза продолжает насыщать произведение разнохарактерностью и только лишь в ее конце, а то уже и в коде происходит уравновешение тонального плана. Выше описанную ситуацию можно наблюдать в произведении "Богатырская симфония" русского композитора Бородина.

Сонатная форма начинает вмещать в себя детали программности и драматургии оперы.

  • Программность – инструментальное произведение, сопровождающееся поэтическим или прозаическим повествованием.

С другой стороны форму обогащает песенный и танцевальный фольклор.

  • Фольклор – творчество, где главным автором выступает народ.

Особенно это прослеживается в творчестве отечественных композиторов Глинки и Римского-Корсакова.

Вследствие разностороннего влияния на сонатную форму, стало необходимым ее разделять на несколько слоев:

  • драматический;
  • лирический;
  • эпический;
  • жанровый.

Происходит отделение от циклической структуры, и идет практика использования композиционных форм в самостоятельных сочинениях.

Римский-Корсаков

В XX столетии сонатная форма утрачивает смысл своего существования в некоторых жанрах. Например, в атональной гармонии, где отсутствуют какие-либо ладотональные отношения, композиторы не нуждаются в применении сонатной формы, так как реализовать ее главный замысел становится невозможным.

В симфонии Малера все части приобретают разрастающийся характер. Исключением не становится и первый эпизод, написанный в форме сонаты. Расширение границ происходит за счет применения для главной партии не одной мелодии, а целой группы из тем. В разработке идет возникновение самостоятельных фрагментов.

Онеггер в своих симфониях применял элементы разработки во всех разделах сонатной формы. В I, III и финальной частях происходило беспрерывное разработочное раскрытие, за счет чего реприза (повторение) приобрела организованный характер.

Зато у русского композитора Прокофьева действовала обратная схема: наличие ясности и классической тонкости. Для его симфонического творчества были характерны конкретные границы между тематическими эпизодами.

В сочинениях Шостаковича в экспозиции главная с побочной партией развивались неразрывно друг от друга, где контраст между ними имел сглаженный характер. Основное конфликтное действо происходило в разработке, которое вело к мощнейшей кульминации главной темы. Побочная партия носила спокойный характер "второго плана", сливаясь с кодой в единое драматургическое построение.

Строение сонатной формы

Как уже было упомянуто ранее, существует 3 эпизода сонатной формы, каждый из которых выполняют определенную функцию:

  1. Экспозиция.
  2. Разработка.
  3. Реприза.
    Таблица сонатной формы

Экспозиция

Экспозиция, или другими словами, – демонстрация темы. Она включает в себя две партии: главную и побочную.

Тема г.п. берет в себя основной смысл произведения и его будущий конфликт. В гармоническом плане преобладает тоническая база.

По форме:

  • период - минимальная законченная музыкальная мысль (Бетховен, сонаты 2, 4, 7, 31 и другие);
  • крупное предложение (Бетховен, сонаты для фортепиано 1, 3, 19 и другие).

Побочная партия служит контрастом главной и устанавливает новую тональность (группы субдоминанты, доминанты или параллели).

Разработка

Разработка – часть сонатной формы,в которой происходит развитие обеих тем с помощью методов варьирования, дробления, модуляций, скачков между регистрами, изменений ритмических рисунков. Является самым неустойчивым эпизодом.

Ей присущи три внутренних раздела:

  • вступление (нахождение в основной тональности);
  • развитие (ход модуляций);
  • тональная подготовка к репризе.

Реприза

Реприза – повтор первой части (экспозиции), при этом все присутствующие темы звучат в единой тональности. Побочная тема не противоречит главной и заходит под ее "крыло".

Помимо классического варианта, реприза может подразделяться на еще четыре принципа:

  1. Принцип сокращения подразумевает отсутствие главной и побочной партий. Встречается в фортепианных сонатах Шопена.
  2. Принцип зеркала заключает в себя обратный порядок звучания партий (первая – побочная, вторая – главная). В качестве примера служит увертюра к опере "Милосердие Тита" Моцарта, поэма Листа "Прелюды" и концерт для виолончели с оркестром композитора Дворжака.
  3. Принцип полифонии позволяет провести две партии единовременно. Не побоялся применить такой метод Вагнер в увертюре к своей опере "Нюрнбергские мейстерзингеры".
  4. Принцип субдоминанты. Его смысл заключается в том, что главная тональность проводится в тональности IV ступени для сбалансированного соотношения двух партий. Так, побочная партия имеет возможность оказаться в главной тональности.

Вдобавок

Также, помимо главных частей, присутствуют и такие эпизоды:

  • вступление, чаще всего оно в медленном темпе;
  • партия, которая связывает между собой главную с побочной;
  • тема заключения перед разработкой;
  • кода в финале репризы, роль которой является возвратить и утвердить основную тональность части.
    Наглядный пример сонатной формы

Тональные взаимоотношения

I и IV или же I и III – крайние части пишутся в главенствующей тональности. Может быть и такое, когда последний эпизод будет воспроизводиться в одноименном мажоре, если первый изначально звучал в миноре.

Средняя часть пишется в иной тональности (параллельной, субдоминантовой или доминантовой). С помощью этого метода происходит гиперболизация контраста и впоследствии монументальное утверждение главной тональности.

На практике

Примеры использования описываемой формы:

1. Свое применение сонатная форма находит чаще всего в сонатно-симфонических циклах, а именно – в симфониях, концертах, ансамблях из трио, квартетов, квинтетов и в самой сонате.

Иными словами, это форма сонатного аллегро. Название исходит из принципа быстро темпа, в котором пишутся I части симфоний и сонат.

2. Также сонатную форму можно повстречать в одночастных произведениях, получивших особенную популярность в период романтизма (например, жанр баллады или фантазии).

Формы в музыке

Разновидности

Встречаются следующие виды:

  • Сонатное аллегро. Оно считается наиболее чистым типом.
  • Форма в других жанрах иных циклов.
  • Рондо-соната – смешанная форма, включающая в себя элементы и сонаты, и рондо. Состоит из трех эпизодов, где крайние части написаны в рондовой структуре, а сама середина имеет разработку, взятую из сонатной формы.
  • Сонатина – вид сонатной формы, в которой разработки не бывает вообще.
  • Форма с удвоенной экспозицией (оркестровая и сольная).
  • Сонатная форма с эпизодом (вместо разработки).

Стоит отметить

Интересно обратить внимание на следующие моменты:

1. Назревает вопрос в связи с однокоренными музыкальными терминами: соната и сонатная форма – одно и то же ли это?

  • Ответ будет таким: и да, и нет.

Да – потому, что от сонаты происходит сонатная форма и в данном ключе является ее синонимом.

Но нет – потому, что соната, в первую очередь, музыкальный жанр, который был разработан для камерного инструментального ансамбля или фортепиано.

Термин возник в XVI столетии, переводился с итальянского как "звучать" и был антонимом для жанра кантаты.

Гендель и Бах, являющиеся титанами XVII века, внесли огромный вклад в создание и развитие сонаты.

2. Также стоит развести понятия сонаты и сонатно-симфонической формы.

  • Это объясняется тем, что второе входит в состав первого. Сонатно-симфонический цикл – один из самых крупных циклических форм. В подобной структуре может быть написана первая часть жанра сонаты.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Эммм, зачем писать комменты?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.