Практическое мышление - это... Определение, природа и характеристика

Практическое мышление – это вид мышления, основанный на накопленном жизненном опыте, наблюдении, восприятии и здравом смысле. Каждый человек, даже получивший плохое образование или вовсе необразованный, способен выполнять простую работу, которая связана не с умственной деятельностью, а с прикладными навыками. Хорошо справляться с рутиной человеку помогает именно практическое мышление.

Определение

практическое мышление это

Практическое мышление – это способность человека оперировать накопленными знаниями и навыками, чтобы выполнять ту или иную текущую задачу. Проблемы, которые помогает решить практическое мышление, имеют неотложный характер. Вырабатывая план и ставя себе цели, человек может с легкостью справиться с любой сложной задачей. У персоны нет необходимости изобретать велосипед. Ей необходимо решить неотложные проблемы, причем сделать это быстро. Строить сложные теории, а затем проверять их на практике не всегда есть возможность. Там, где не срабатывает теоретическое мышление, начинается практическое. Но бывает так, что происходит наоборот. Подчас практическое мышление выступает в роли финального этапа теоретического мышления.

Как мыслили наши предки? Они использовали практическое мышление. Путем проб и ошибок люди строили себе жилище, учились охотиться, собирать плоды и ягоды. Практическое мышление направлено на удовлетворение сиюминутных потребностей. Но иногда оно пригождается и в долгосрочной перспективе. В зачаточном состоянии практическое мышление было обнаружено даже у животных.

Практически-действенное мышление

наглядно образное мышление

Как учатся дети познавать мир? Они наблюдают за тем, что делают их родители, а потом повторяют увиденное. Практическое мышление – это синтез усвоенной и увиденной информации, которую человек может применить себе на благо. Мама дает ребенку носок. Малыш не спешит надеть его на голову или на руку. Наблюдательный ребенок сообразит, что раз взрослые надевают тряпичный предмет на ногу, значит, ему нужно сделать то же самое. Мамаши удивляются, как малыш сообразил, что именно нужно делать с носком? Действия его были основаны на наглядно-действенном мышлении. Практическое применение полученных знаний позволяет быстро учиться не только ребенку, но и взрослому человеку. Человек может приобрести какой-то навык бессознательно. Механическое повторение одного и того же действия доводит его до автоматизма. А на основе полученного навыка персона может развивать свои способности в смежных областях. Практически-действенное мышление переходит в наглядно-образное. После того как человек освоит на практике какой-то навык, он сможет в уме представлять поэтапно каждое действие. Чем больше способностей есть у человека, тем качественнее будет его образное мышление.

Отличия двух видов мышления

задачи на практическое мышление

Теоретическое и практическое мышление изначально имеет разный подход к насущным проблемам. В чем же состоят главные отличия?

  • Практическое мышление не ищет единственно правильного решения. Человек, который ставит перед собой цель решить какую-то проблему, изначально предполагает, что вариантов решения может быть несколько. Путем мозгового штурма накидываются варианты, затем из них выбирается наиболее приемлемый, который подходит к конкретной ситуации.
  • Практическое мышление имеет большую устойчивость к стрессу. Человек, который на практике проверяет теорию или же действует по заранее подготовленному плану, меньше волнуется о результате. Персона видит конечный продукт своей деятельности и уже может объективно его оценить.
  • Выводы, полученные путем практического мышления, всегда будут достовернее тех, которые ученые сделали, занимаясь теоретическим решением проблемы. Если что-то не получается сделать, значит, в расчеты теоретиков закралась ошибка.

Отличия практического значения

практическое наглядно действенное мышление

Теоретическое и практическое мышление является двумя основными формами мыслительной деятельности. Знания, полученные благодаря этим видам размышлений, будут различны. Теоретическое мышление осуществляется в отрыве от предметного мира. Человек может выдвигать любые, даже фантастические теории, благодаря хорошей работе воображения. Персона будет размышлять образами и выводы делать не только на основе своих способностей и знаний, но также основываясь на представлении о том, как может и должен работать тот или иной предмет или объект. Практическое мышление – это вид деятельности, который проходит без отрыва от действительности. Знания, полученные в результате мыслительного процесса, можно тут же применить на практике. Теории могут быть неверные и ошибочные, но они просты в реализации и могут решить насущные проблемы, часто не наилучшим образом. Но результат практических знаний всегда будет выше, чем теоретических.

Качества личности

Практическое наглядно-образное мышление присуще любому здравомыслящему человеку. Личность, должна не только выдвигать теории, но и опробовать их на практике. Этому навыку учат всех детей сначала в саду, а затем в школе и университете. Какие качества помогают человеку успешно использовать практический вид мышления?

  • Ум. Только личность, которая умеет размышлять, может хорошо справляться с практической работой. Для освоения любого навыка нужна наблюдательность. Персона учится на многочисленном повторении одного и того же действия. Чтобы продуктивно использовать практическое мышление недостаточно просто бездумно осуществлять работу. Человек должен понимать механизм и принцип своей деятельности. Это нужно для того, чтобы впоследствии иметь возможность применить полученный навык в любой другой смежной области.
  • Воля. Персона, которая имеет желание и стремление приобретать знания, заслуживает уважение. Но не всегда можно далеко уйти на одном желании. Мотивация к выполнению монотонной работы быстро теряется. Воля помогает человеку продолжать свое начинание до полного выполнения работы и усвоения навыка.

Предвиденье

практический метод мышления

Практический вид мышления базируется на умение человека предвидеть свое будущее. Основной задачей подобного типа мышления является планирование. Чтобы человек мог успешно создать цели и написать планы по их достижению, ему нужно уметь заглядывать в будущее. Не нужно быть ясновидящим, чтобы освоить этот навык. Человек должен учиться составлять прогноз, на основе имеющегося у него опыта и приобретенных знаний. Возможность составить план и сразу же приступить к его реализации есть не всегда. Чтобы через полгода или год, когда потребуется выполнить задачу, не пришлось переписывать план, нужно обладать дальновидностью и сделать сразу поправки, учитывающие нюансы, которые с течением времени могут измениться. Способность сделать верные просчеты и не ошибиться в мелочах, называется хорошим стратегическим мышлением. Его должны задействовать все люди, которые используют практический вид мышления.

Сложности

единство чувственного восприятия теоретического мышления и практической

Наглядно-практическое мышление формируется у человека без каких-либо усилий с его стороны. Ребенок учится повторять движения, а затем и действия за взрослыми. Подобная способность обучения через подражание помогает человеку быстро и легко познать этот мир. Но единство чувственного восприятия теоретического мышления и практической деятельности есть не у всех. Каждый человек развивался при разных условиях. Учителя и подходы к образованию у людей отличались. Как следствие не все индивиды хорошо умеют понимать друг друга. В чем же возникают сложности?

  • Теоретики сосредотачивают свои усилия на том, чтобы познать мир через рассуждения. Люди думают абстрактно, нередко полностью абстрагируясь от реального мира. Результаты их деятельности порой удивляют даже самих теоретиков. Подобный стиль мышления не дает людям понять более приземленных персон, которые привыкли размышлять о земном, а не о возвышенном.
  • Практики концентрируются на мире вещей. Они реализуют результат творческого порыва теоретиков и не всегда могут сообразить, как человек мог оказаться недальновиден. Просчеты теоретиков всегда бросаются в глаза людям, которые ежедневно сталкиваются с техническими аспектами работы и хорошо себе могут представить, какие проекты осуществимы, а какие нет.

Задачи

Человек, который занимается практической деятельностью, не может работать, если не будет ставить перед собой задачи. В чем же они заключаются?

  • Постановка целей. Персона всегда должна понимать, куда она движется. Практическое мышление предполагает готовый продукт деятельности. Чтобы человек не сбился с выбранного маршрута, не потерял ориентиры, нужно разбивать цель на небольшие части. Подцели необходимы в больших проектах, в которых невозможно сделать за короткий срок. Разбивка делается не только для улучшения понимание перспектив работ, но и для наглядности и более точного просчета на этапе планирования.
  • Создание планов. Практический метод мышления подразумевает разработку и написание планов. Человек должен разбить проект на части, а затем, проработать пошаговый план достижения основной цели. Здесь нужно учитывать, что планы бывают не только краткосрочные, но и долгосрочные. К разработке каждого проекта нужно подходить индивидуально. Следует учитывать суть работы, бюджет, рабочую силу, сроки, материалы и т. д. Хороший специалист, прежде чем взяться за любое, даже за небольшое дело, пошагово распланирует ход работы.

Особенности

В чем заключаются особенности практического мышления? Человек, который им обладает, должен уметь быстро концентрировать внимание не только на общей картине происходящего, но и на деталях. Персона должна не только видеть все, что происходит и запоминать подробности. Человек, которых хочет добиться успехов в освоении практических навыков и сформировать в себе практическое мышление, должен научиться быстро переходить от размышления и планирования к действиям. Выполнение поставленных целей, должно стать основной задачей персоны.

Свойства

Развитию практического мышления способствует осознанная выработка личностью необходимых свойств.

  • Цель на реализацию. Результатом практического мышления должна быть выработка готового решения для устранения проблемы или разрешения задачи. Человек не должен рассматривать или моделировать нерабочие или теоретические варианты. Из всех возможных вариантом нужно выбрать тот, который поможет быстро и с минимальными усилиями достичь поставленной цели.
  • Мотивация. Человек должен выполнять свою работу хорошо, чтобы достичь необходимой цели. Личность может работать в полную силу только тогда, когда она хорошо мотивирована. Человек всегда должен знать и понимать, какие дивиденды принесет лично ему успешное выполнение проекта.
  • Использование прошлого опыта. Достичь хороших результатов в реализации любого проекта может только тот человек, который делает подобную работу не в первый раз. Персона всегда должна полагаться на собственный опыт, извлекать из него пользу и не повторять ошибки.
  • Самокритичность. Человек должен замечать свои ошибки и исправлять их. Персона должна оценивать каждый сделанный и спланированный шаг. Необходимо всегда отдавать себе отчет в том, ведет ли следующее действие к конечной цели или нет. И если что-то пошло не так, нужно признать свою ошибку, исправить ее и продолжить двигаться в выбранном направлении.
  • Интуитивность. Некоторые действия персона не должна обдумывать. Работа, которая делается на автомате, требует меньшей затраты энергии и ресурсов организма. Не всегда можно принять наилучшее решение на бумаге. Порой приходится вносить корректировки по ходу выполнения работы и человек должен быть готов к этому и морально, и физически. Если ориентир сбит, нужно быстро изменить стратегию работы, чтобы можно было продолжить выполнение проекта без убавления набранного темпа.

Примеры

действенное практическое мышление

Чтобы лучше понять практическую деятельность мышления, ее следует проиллюстрировать. Приведем примеры. Бабушка вяжет носок. Женщина не слишком задумывается над тем, как сделать петлю или же как сделать уменьшение ряда. Руки, натренированные многолетней практикой, сами знают, что им делать. Опыт помогает женщине смотреть в телевизор, а не на свое изделие. При этом результат бабушкиной деятельности будет очень хорош собой. Носки получатся первоклассные.

Другой пример наглядного действенное-практическое мышление – это вождение автомобиля. Опытный водитель не задумывается над тем, в какую сторону ему сейчас повернуть или на какую педаль нужно нажать. В случае с поворотом, палец сам тянется к кнопке включения мигающей лампочки. Процесс вождения, ежедневно повторяемый и доведенный до автоматизма, помогает человеку экономить энергию на принимаемых решениях. Мозг будет работать в режиме энергосбережения до тех пор, пока не случится какая-то экстремальная ситуация, в которой потребуется полная концентрация внимания.

Развитие

Как развить практическое мышление? Задачи на развитие можно брать из повседневной жизни. Персоне следует заняться какой-то рабочей деятельностью, которая требует приложения максимума физических и минимума умственных сил. Вы можете что-то ремонтировать, проектировать, рыбачить, готовить или мыть окна. Любой физический труд, которым вы занимаетесь редко, поможет развить практическое мышление.

А если ли специальные упражнения? Любой желающий развить практическое мышление может заняться производством изделий декоративно-прикладного искусства. Например, ваз. Чтобы изготовить керамическое изделие нужно написать небольшой план работы. Он будет заключаться в следующих этапах:

  • создание эскиза
  • подбор материалов
  • создание формы
  • роспись
  • финальное покрытие.

Когда план готов, можно приступить к его исполнению. Нарисуйте эскиз. Его можно придумать или срисовать с любой картинки. Слепите из глины форму. Для этого придется овладеть навыком работы с гончарным кругом. Затем, распишите изделие. Утильный обжиг придаст изделию прочность. Останется покрыть вазу глазурью, а затем, обжечь еще раз. Процесс создания завершен, цель достигнута. Нужно поставить новую цель и приступить к ее выполнению. Успешно выполняя задания, вы быстро улучшите навык практического мышления.

А вы знали?

  • Специалисты считают, что практика – это не продуктивная деятельность. Они называют ее нетранзитивным действием. Удивительно, что поэзия, рисование, написание музыки или постановка танца – продуктивной деятельностью являются.
  • Практическая деятельность людьми рассматривается не как деятельность, а как жизнь. Если подумать, человек живет работой и только в работе ощущает себя живым. Под словом «работа» здесь подразумевается процесс практического мышления. Персона, даже переключая каналы на телевизоре, вынуждена задействовать часть своих мозговых ресурсов.
  • Под сущностью свободы многими людьми подразумевается именно свободу в выборе работы. Человек не может бездельничать постоянно. Какой-то деятельностью, пусть даже бесполезной, персона заниматься будет. Свобода направленности практического мышления на выбранный объект или предмет, является для многих заветной мечтой.
  • Практика – это не индивидуальная способность какого-то конкретного человека. Специалисты считают, что любому ремеслу в той или иной степени может овладеть каждый. Просто более талантливым людям понадобится для усвоения материала и получения первых результатов меньше времени, а остальным – больше.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.