Воспитанием ребенка занимаются не только сотрудники образовательного учреждения, но и семья, поэтому очень важно наладить взаимодействие между этими сферами влияния. Только в этом случае формирование, развитие и обучение ребенка станет полноценным.
Сотрудничество классного руководителя с родителями
Классный руководитель - это педагог, который представляет интересы коллектива учеников, находящегося под его ответственностью. Работа классного руководителя с родителями учащихся просто необходима для организации обучения и развития детей. Особенно важно поддерживать это сотрудничество на начальном этапе образования, когда дети только начинают привыкать к новому коллективу, обязанностям и возлагаемой ответственности.
Классный руководитель должен держать родителей в курсе всех изменений и нововведений, которые происходят в школе. При возникновении проблемной ситуации, связанной с конфликтом, снижением успеваемости или другой причиной, классный руководитель обязан сообщить об этом родителям. В этом и заключается основная цель взаимодействия классного руководителя с родителями. Если ребенок не имеет родителей, тогда работа должна проводиться с его опекунами.
Планирование работы с родителями
План работы классного руководителя с родителями составляется на один учебный год. За это время классный руководитель должен провести определенное количество родительских собраний, внешкольных занятий и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Беседы классного руководителя с родителями могут проходить и внепланово.
Планирование работы с родителями включает в себя и индивидуальное посещение дома учащегося. Это делается не только для наблюдения за жизнью семьи, но и для сближения с родителями и ребенком.
Формы и методы работы классного руководителя с родителями определяются самим педагогом на основании его индивидуальных качеств, особенностей личности, опыта и знаний. При выборе методики работы следует опираться и на особенности уклада жизни родителей, их сферы деятельности и религиозных убеждений.
Продуктивное сотрудничество классного руководителя с родителями всегда дает положительные результаты.
Цель привлечения родителей
Главной целью взаимодействия классного руководителя с родителями является создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка, формирования мотивации для обучения, раскрытия его творческих способностей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Подготовить родителей к эффективному сотрудничеству с педагогами. Для выполнения этой задачи необходимо познакомиться с родителями, провести с ними беседу, объяснить, какое большое значение имеет активное участие родителя в школьных проблемах ребенка.
- Повысить педагогическую культуру родителей. На этом этапе педагог должен донести до родителей информацию, связанную с особенностями психологического восприятия и развития ребенка определенного возраста, порекомендовать литературу для самостоятельного изучения.
- Стимулировать родителей принимать участие в школьной жизни. Задания классного руководителя не должны быть навязчивыми. Не нужно загружать родителей объемной работой. Просьбы и поручения должны быть простыми и полезными.
- Научить родителей понимать и замечать изменения, которые происходят с ребенком. Неправильная реакция родителей на поведение ребенка может привести к отрицательным последствиям, поэтому родители в команде с педагогами должны выбрать одинаковую тактику поведения, которая будет корректировать отклоняющееся поведение ребенка.
- Оказывать помощь в поиске мер воздействий на поведение ребенка.
Родительские собрания
Каждое родительское собрание должно иметь тематику, цели и задачи. Классный руководитель составляет план встречи с родителями, опираясь на насущные проблемы, которые возникают в процессе обучения и развития детей.
Педагог может привлечь к работе психолога, который организует проведение беседы с родителями и ответит на волнующие их вопросы. Можно подготовить презентацию или видеодемонстрацию по выбранной теме.
Родительское собрание, посвященное успеваемости и развитию детей, должно быть конструктивным. Необходимо подготовить статистику по каждому ученику. Выделить несколько лидеров, отметить детей, имеющих проблемы в обучении. Лучших учеников наградить грамотами и выразить благодарность их родителям. С родителями слабых ребят нужно провести беседу, вместе попробовать выявить причины неуспеваемости, определить пути решения данной проблемы.
Родительский комитет
Часть обязанностей классного руководителя переходит к родителям учащихся. Наиболее активные из них образуют родительский комитет, который может включать от 2-7 человек. У каждого члена комитета есть свои обязанности. Перечислим основные задачи родительского комитета:
- выявление нужд детей, которые не может удовлетворить ОУ;
- сбор денег на покупку необходимых вещей для развития и обучения детей;
- организация закупки подарков для учителей в праздничные дни;
- помощь в организации мероприятий;
- оказание содействия в работе с детьми;
- контроль качества продуктов в школьной столовой;
- взаимодействие с органами местного управления с целью получения помощи учебному заведению;
- выбор способов поощрения учеников, которые имеют высокие показатели в учебе или во внеурочной деятельности;
- оказание помощи детям, отстающим по школьной программе.
Деятельность комитета официально регулируется законом "Об образовании". В его составе обязательно должен быть председатель, секретарь и казначей. Собрания родительского комитета проходят не менее трех раз в год. Заседания организуются согласно уставу учебного заведения, все решения принимаются после открытого голосования.
Внеклассные мероприятия с участием родителей
Каждое внеклассное мероприятие проводится с определенной целью: знакомство, демонстрация творческих достижений, соревнование, выявление лидера, диагностика поведения и т. д. Привлечение родителей автоматически переводит мероприятие на более высокий для ребенка уровень. Каждому малышу хочется похвастаться своими умениями и знаниями перед своими и чужими родителями. Совместные мероприятия полезны для детей и познавательны для взрослых - это одна из форм работы классного руководителя с родителями.
Детям очень нравятся мероприятия с участием родителей, особенно если они проводятся в форме соревнования между родителями и детьми. В этом случае ребенок будет прикладывать все усилия на достижение лучшего результата. Вариант сотрудничества родителя и ребенка во время игры также часто используется при организации школьных мероприятий. В игре не должно быть проигравших, в противном случае у ребенка может возникнуть негатив по отношению к родителю, если команда проиграет.
Активное участие родителей в школьной жизни
Несмотря на постоянную занятость подавляющего числа родителей, классный руководитель должен привлекать их к участию в мероприятиях, концертах, выступлениях, выставках. Форма привлечения должна иметь характер просьбы. Чрезмерное давление и постоянные поручения могут отпугнуть родителей от взаимодействия со школой. Помощь родителей классному руководителю должна быть посильной.
Сильно занятых и малоактивных родителей можно приглашать на школьные мероприятия в качестве зрителей и болельщиков. С родителями-активистами все намного проще - они сами готовы помочь педагогам с организацией праздников и мероприятий.
Индивидуальное консультирование родителей
Для проведения индивидуальной беседы педагог может прийти домой к учащемуся, чтобы посмотреть на условия проживания, понаблюдать за микроклиматом в семье, попросить показать рабочее место ученика. Домашняя обстановка оказывает большое влияние на развитие и успеваемость ребенка, поэтому очень важно выявить все критические моменты, которые могут помешать гармоничному развитию личности. Классный руководитель должен выделить время на индивидуальное общение со всеми родителями учеников, особенно если речь идет о первом классе.
Особое внимание в плане работы классного руководителя с родителями следует уделить общению в кругу семьи, заинтересованности родителей. Если наблюдается безразличие или нежелание сотрудничать со стороны родителей, тогда нужно проинформировать и мотивировать их, объяснить, что их поведение является образцом для ребенка.
Творческие задания для родителей
Участие в школьных мероприятиях позволяет проявлять свои творческие способности не только детям, но и их родителям. В начальной школе родители активно принимают участие в подготовке школьных выставок и других мероприятий, помогая своему ребенку и классному руководителю.
Некоторые творческие задания дети не могут выполнить самостоятельно по причине отсутствия необходимых умений. В этом случае родители должны оказать помощь ребенку. Главное, чтобы не получилось так, что ребенок переносит свои обязанности на родителя. Творческий процесс должен проходить при совместном сотрудничестве ребенка и взрослого.
Такие задания нужно выбирать обдуманно. Творческое задание для родителей и ребенка должно быть интересным и полезным. Победители конкурса обязательно должны получить поощрение или награду. Фото самых активных родителей и детей можно повесить на доску почета.
Организационные задания для родителей
В некоторых случаях классный руководитель может делегировать свои обязанности ответственным родителями. При организации мероприятия или экскурсии родители могут взять на себя некоторые функции: сбор денег, аренда машины, покупка билетов, организация питания и т. д.
На должности организаторов выбираются самые ответственные родители, которые располагают возможностями и временем заниматься этими вопросами. Если классный руководитель выявил родителей, которые не участвуют в школьной жизни ребенка, тогда можно ненавязчиво попросить их выполнить какое-нибудь небольшое поручение. После его выполнения нужно поблагодарить родителя за проявленный интерес.
Организационные моменты могут касаться и денежных вопросов. Иногда родителям предлагают купить необходимое для детей оборудование. В этом случае казначей родительского комитета собирает деньги с других родителей, и на собрании решается вопрос о приобретении нужного предмета.
Взаимодействие родителей со школьным психологом
Если ребенок развивается гармонично, активно общается с одноклассниками и хорошо учится, тогда поводов к беспокойству нет. Однако чаще всего происходит так, что в процессе обучения и социальной адаптации возникают различные ситуации, которые провоцируют ребенка, мешают его обучению или развитию. Например: ребенка дразнят из-за внешнего вида, гиперактивный ученик отвлекает сверстников, ученик отвлекается на уроках и др.
В этом случае родители, некомпетентные в области детской психологии, не смогут разрешить ситуацию самостоятельно. В план работы классного руководителя с родителями должны быть включены консультации психолога. Школьный педагог-психолог обязан помочь разобраться в причинах возникновения проблемы и дать родителям рекомендации по разрешению спорного вопроса. Мероприятия с привлечением родителей в начальной школе обязательны.
Работа с родителями группы риска
Практически в каждом классе есть ученики, которые растут в неблагополучных семьях. Признаки, по которым семью можно отнести к этой категории, могут быть следующие:
- родители имеют наркотическую зависимость;
- семья является многодетной и малообеспеченной;
- родители имеют психические расстройства;
- родители слишком требовательны и жестоки по отношению к ребенку;
- ребенок подвергается насилию со стороны взрослых;
- ребенок брошен и предоставлен сам себе.
Работать с такими детьми очень сложно, так как коррекция поведения не дает видимых результатов, пока присутствует влияние раздражителя. Общению с проблемными родителями нужно уделять намного больше времени как классному руководителю, так и психологу. Отрицательное влияние на ребенка домашней обстановки может проявиться не только в психологическом развитии малыша, но и в образовании, и в социализации. План работы классного руководителя с родителями должен включать организацию совместных встреч. Если убеждения и мотивация не помогают повлиять на деятельность родителей, тогда педагог должен обратиться в службу опеки.
В заключение
Родители - это источник не только знаний и умений для ребенка, но и образец поведения, моральных норм. Когда ребенок начинает ходить в школу, функции родителей частично перенимают педагоги. Взаимодействие этих двух граней должно быть плодотворным и эффективным, поэтому учителя стремятся привлекать родителей к школьным проблемам, мероприятиям, праздникам.