Художник Егоров: биография, личная жизнь, творчество

Художник Егоров Алексей Егорович – российский живописец и рисовальщик, а также профессор исторической живописи. В качестве преподавателя Академии художеств смог оказать огромное влияние на отечественное искусство. Под его крылом вырастали такие талантливые художники, как Басин, Марков, К. П. Брюллов и другие.

Краткая биография: ранние годы

Место рождения и происхождение будущего художника были неизвестны. Однако по детским воспоминаниям Егорова можно сделать вывод, что ребенок точно имел азиатские корни: богатый халат из шелка, кибитка и вышитые сапоги сочетались с татарским обликом.

Будучи калмыком, захваченным казаками, он попал в воспитательный дом города Москвы. Дата рождения приходится на 1776 год.

В 1782 году 14 марта в юном возрасте, составляющим всего 6 лет, Алексей поступает в Академию Художеств и становится учеником Акимова Ивана – российского живописца, работающего в направлении классицизм. В заведении студент Алексей быстро приобретает славу в качестве лучшего рисовальщика с натуры, что документально подтверждается врученными ему медалями (малая и большая серебряные) и знаком отличия "За хорошее поведение и успехи".

Егоров в молодости

Молодость

В 1797 году художник Егоров оканчивает учебный курс и в 1798 уже назначается преподавателем в данном заведении. Ровно в XIX веке он получает звание академика и через 3 года (1803) отправляется на стажировку в Рим, где проходит практику у Винченцо Камуччини – живописца и графика Италии.

Античные головы

Будучи иностранцем отечественных вкусов и традиций, а также в молодости настоящим русским богатырем, художник Алексей Егоров пользуется большой популярностью, находясь в Италии.

Его знали практически все. Из некоторых уст доносилась характеристика о нем, как об одном из самых великих русских рисовальщиков, а кто-то говорил, что Егоров является настоящим "русским медведем".

Зрелые годы

В 1807 году биография художника Егорова снова уходит в родную Россию, когда он возвращается в Петербург и сразу же назначается заместителем, а затем и академиком за великолепные достижения в картине "Положение во гроб".

Положение во гроб

В это же время художник Егоров занимает место преподавателя рисования и обучает этому мастерству императрицу Елизавету Алексеевну и Александра I. Последний, искренне любя Алексея, дал ему прозвище "знаменитого", так как художник всего за 28 дней смог написать масштабную работу "Благоденствие мира", на которой было изображено около 100 фигур в природную величину.

Если поговорить о Егорове, касаясь его амплуа учителя, то можно сказать, что в нем прослеживалась личность древнего философа: с учениками преподавателя соединяло не только чувство долга, но и теплые человеческие отношения, такие как братство и дружба. Уважение и любовь со стороны подопечных доходили до того, что ученики были готовы подавать ему шинель или палку, зажигать фонарь и всем классом провожать до дома.

На деле ошибки студентов Егоров помогал исправлять с помощью личных указаний с советами и только редко мог упрекнуть кратким и резким словом.

Последние годы

Под конец жизни художника Егорова постигает тяжелейший удар: в 1840 году его увольняют со службы за недовольство императора Николая Павловича работой Егорова "Святая Троица", которая должна была украсить стены собора в Царском Селе. "Пенсией" за его труды стала ежегодная выплата вознаграждения в размере 1000 рублей, 4 тысячи из которых удержали за оплату царскосельских образов.

Не упасть духом Егорову помогли его бывшие ученики. Несмотря на увольнение из Академии, художники Марков, Брюллов, Шамшин и другие приходили к профессору домой за советами, наставлениями, демонстрировали новые работы и выслушивали его мнение, все так же дорожа любимым педагогом.

Благодаря поддержке и вере в него, Алексей проработал в живописи до конца своих дней.

22 сентября в 1851 году по Петербургу пронеслась весть: художник Алексей Егоров скончался, перед смертью сказав: "Догорела моя свеча". Он был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 30-ые годы XIX века его перенесли в Александро-Невскую Лавру.

Личная жизнь

Алексей Егоров был женат на дочери скульптора Мартоса – Вере Ивановне. Несмотря на преподавательский талант, образованием своих дочерей он совсем не занимался, считая обучение девочек самодурством и бесполезным делом. По его мнению, в приоритете было денежное положение: будет приданое – будут и женихи.

Художник Егоров писал образы ангелов в том числе и с дочерей, с младшей он даже изображал одалисок (женщин – наложниц гарема).

В браке он имел четыре ребенка:

  1. Надежду (была в браке с Д. Н. Булгаковым);
  2. Евдокию (была в браке с А. И. Теребеневым);
  3. Софию;
  4. сына Евдокима.

Творчество

Будучи глубоко верующим христианином, Алексей нашел свое призвание в религиозной живописи. Все картины художника Егорова были написаны на библейскую и божественную тематику.

Во время римской стажировки Антонио Канове и преподаватель Егорова Винченцо Камуччини не переставали удивляться его мастерству, которое сочетало в себе строгость стиля с индивидуальностью. В картинах художник предпочитал простоту и ясность, а в цветах – естественность.

Одни из самых знаменитых картин художника Егорова:

  • "Святое Семейство";
    Святое семейство
  • "Святой Симеон Богоприимец";
    Святой Симеон Богоприимец
  • "Истязание Спасителя".
    Истязание Спасителя

Все три произведения находятся в Русском музее.

Егоров говорил, что с помощью церковной живописи он проповедует Божье слово, потому для желающих писать с себя портреты он предлагал услуги других художников. Однако и у него были исключения: он все-таки написал портреты для княгини Евдокии Галицыной, генерала Дмитрия Шепелева, сына инженера Алексея Томилова и других.

Портрет Томилова

Художник Егоров – одна из крупнейших фигур русской академической школы и представитель направления классицизма. Он предпочитал работать методом свободного линейного рисунка, исполняющего мелом или тушью пером либо на коричневой бумаге, либо на тонированной основе. Также Егоров уделял внимание больше ритмическому построению картины, практически не моделируя форму.

Портрет Васильева

В зависимости от художественной задачи он мог воспроизводить линии грубыми, ломанными, отрывистыми или же мягкими и округлыми.

Егоров создал работы для таких заведений, как Казанский собор, Троицкий собор, Таврический дворец, Сионский собор в Тифлисе, Малая и Дворцовая церкви в Царском селе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.