Вариантов написать диплом не много: пишем сами, берем у друга, выбираем у кого купить. Последние два варианта - бесспорные примеры затратной экономики. Кому нужно знание, которое дает затраты, а не прибыль?
Решение студента купить диплом говорит само за себя. Для будущего нанимателя это станет сигналом: пользы от такого специалиста не будет. Вместо полезного знания есть твердое правило все делать за счет других и привлекать в бизнес затраты, которых там еще не было.
Классические варианты экономической части
Самый простой вариант - организационно-экономическая часть диплома. Есть небольшое предприятие или производственный участок. Конвейер или цех станков с ЧПУ, объединенных одним пультом. Рабочий коллектив и система последовательных задач, приводящих к законченному изделию.
В дипломной работе детально рассмотрены все аспекты организации работ и сделаны надлежащие выводы. Переходя к экономике, студент сопоставляет текущий вариант производства и оптимизирует организационный аспект по всем показателям, которые рассмотрел в дипломе.
Более сложный вариант, когда делается упор не на организацию работ, а на оборудование. В этом случае технико-экономическая часть диплома определяет спектр технических характеристик и уже по ним студент определяет реальный экономический эффект, который дают предложения, которые он обосновал в дипломной работе.
Реальные варианты, когда возникают вопросы
При любой теме диплома есть все основания извлечь эффект от применения знания. Если дело дошло до экономической части, значит, факт наличия знаний и умений есть. Положения, с которыми можно идти на защиту, сформулированы. Осталось описать, насколько полезно применение результатов выполненной работы в реальной практике в сложившейся социально-экономической среде.
Создание робота, разработка сайта, обоснование методики исследований и т.п. Здесь есть что-то, что при определенном способе использования может приносить прибыль или экономию на затратах. Но не все дипломные работы лежат в сфере прямой экономической выгоды.
Теоретически, изыскания в области философии, психологии, лингвистики, дизайна и т.п., не дают прямых вариантов для разработки экономической части.
Но с появлением программирования и информационных технологий, практически любая сфера человеческой деятельности стала экономически перспективной. Возможно, тема диплома не дает оснований посчитать экономику. Но диплом написан, а это дает основание полагать: цикл обработки информации имел место и есть результат.
Формальное основание полезности
Далеко не все дипломные работы имеют прямое отношение к экономике, ее законам и глубоким теоретическим основаниям. Экономическая часть диплома не требует глубоко разбираться в финансах, в бухгалтерском деле, владеть технологическими знаниями по организации производства или по сбыту продукции.
Экономическая часть диплома экономиста или финансиста - это их хлеб, а вот экономика для философа или программиста - это их проблема.
Если смысл деятельности философа - манипулирование словами и создание информации, то почему бы не направить этот процесс на общественно полезное дело, например, диплом на (случайно выбранные) темы:
- Личность в эпоху социальных катастроф.
- Онтологическая сторона основного вопроса философии (что первично, а что вторично - материя или сознание).
- Информационные технологии как средство трансформации повседневной жизни человека
Легко укладывается в отличную экономику, которая не только привлечет внимание комиссии по защите, но и даст возможность студенту пойти дальше в своем профессиональном и экономическом развитии.
Диплом инженера гораздо проще. Практически любой технический специалист учится создавать оборудование, процессы, роботов, сайты и другие реальные объекты. У каждого объекта есть полезные свойства - это аксиома, поскольку перед экономической частью уже написан диплом и сформулированы положения, выносимые на защиту. Значит доказаны: актуальность, новизна и наличие нового знания, созданного будущим инженером.
Программирование - это зеркало человеческого разума, здесь экономика всегда очевидна. Дело техники качественно показать эту очевидность, чтобы ее увидела комиссии по защите диплома.
Объективное обоснование необходимости
Бесспорность того, что сайты, предлагающие написать диплом за деньги, растут количеством, как современная инфляция - объемами, означает бесспорность того, что знание, выпускаемое из современных учебных заведений, падает, а потребность в современном и качественном знании по всем специальностям растет.
Диплом - это обязательное условие окончания высшего учебного заведения, он должен быть написан лично студентом. Основная часть диплома - это актуальность, новизна и личный вклад.
Именно в новизне скрываются отличия сложившегося процесса, явления или объекта, от того что предлагает автор. Просто перечислив их в текущем состоянии и в предлагаемом варианте, после изучения проблемы и проведения исследования, можно выполнить сопоставление и получить точный ответ на вопрос, как рассчитать экономическую часть диплома.
Экономические показатели
Предприятия и бизнес существуют во множестве реализаций. Работают торговля, коммерческие учебные и медицинские учреждения. Базы отдыха и туристические агенства. Все эти реализации существенно отличаются по используемым параметрам и их применению. Спектр вариантов не столько обширен, сколько быстро растет.
Для диплома не требуется разработка экономики в полном смысле этого термина. Достаточно очертить базовую схему и показать, как именно из результатов дипломной работы вытекает ее полезность и реальная экономическая эффективность.
В прямом смысле нужно показать как формируется прибыль, как уменьшаются затраты, как экономится время выполнения работы и т.п.
Экономический эффект - это абсолютный показатель деятельности предприятия, но редкий диплом посвящен целому предприятию. Чаще всего, тема гораздо скромнее и проще.
Например, экономическая часть диплома инженера, пример общего плана: «использование робота на производстве». Здесь экономика будет строиться не только на чистом повышении эффективности производства:
- робот работает гораздо быстрее, надежнее, точнее;
- отпадает необходимость оплаты больничных;
- нет затрат на обеспечение питанием;
- нет социальных конфликтов в коллективе;
- нет затрат на зарплату.
При использовании робота появятся затратные моменты:
- высокая стоимость робота;
- постоянные затраты на электроэнергию;
- необходимость технического обслуживания;
- затраты на расходные материалы и запасные части.
В каждом конкретном дипломном проекте, связанном с использованием роботов, экономика будет строиться по вполне конкретным положительным и отрицательным моментам. Точный перечень позволит рассчитать разницу между статьями затрат и доходов. Динамика этой разницы во времени даст понимание экономической эффективности дипломной работы.
Пример анализа применения робота с экономической точки зрения определит экономические показатели конкретного дипломного проекта, а не абстрактные показатели из экономической теории вообще.
Экономика автоматизации процесса
Классические инженерные задачи давно перекочевали из области ручных машин и механизмов в сферу станков ЧПУ. В этом случае, экономическая часть диплома инженера (пример темы «алгоритм управления двигателем»), создаст автору значительные трудности.
Проблема управления двигателем обычно заключается в инерции разгона и торможения. Задачи составления надежного алгоритма внешне примитивны, но от их качества зависит работа руки робота: скорость резки металла, качество раскроя ткани, время нахождения лазера над материалом, то есть точное исполнение производственного задания для устройства, в котором используется двигатель и разработанный алгоритм.
Чтобы определить экономические показатели и построить качественный экономический раздел дипломной работы, придется перенести «качество алгоритма» в реальные стоимостные показатели.
Например, стоимость противовеса, необходимость которого обоснована дипломом, уменьшение мощности используемого двигателя или другая модель движка. Изменение траектории выхода на рабочую линию, уменьшение/увеличение затрат электроэнергии, использование импульсного питания и необходимость в дополнительном генераторе сигналов.
Рассуждая таким образом, научно-практические результаты дипломной работы можно перевести в список экономических показателей и предложить обоснование экономической эффективности дипломного проекта.
Особенности технических систем
Существует множество технических и инженерных специальностей, которые не нуждаются в разработке новых изделий, оптимизации процессов, выполнении работ или решении задач.
Есть системы, которые «живут» своей жизнью и их нельзя менять, создавать или оптимизировать: двигатель внутреннего сгорания, тормозная система, рулевое управление. Просто заехать на СТО может каждый, но сколько раз это придется сделать потом повторно?
Научная организация труда на СТО - это реальная экономическая часть диплома автомеханика. Диагностика и лечение «заболевания» - как в медицине. Задача простая: клиента нельзя разбирать, нужно вылечить так, чтобы второй раз он не приехал и остался «доволен» скоростью и качеством лечения.
Экономическая часть диплома в области технических систем несколько сложнее классического подхода. Все дело в том, что двигатель внутреннего сгорания нельзя препарировать. Он должен работать. Нужно идентифицировать проблему, когда система представляет собой единое целое. Разобрать - не проблема, но это время, деньги и плохая экономика.
Точная и быстрая диагностика и точечное лечение - гарантия блестяще исполненной экономической части диплома, когда в основной части скрупулезно выполнен анализ всех вариантов и методик диагностики системы, и принято обоснованное решение как именно точно поставить правильный диагноз.
Философия и программирование
В темах по философии (см. выше) экономическая часть диплома лежит как на ладони. Общественное сознание привыкло видеть в философии царицу всех наук и весьма «далекую» от мирской жизни науку. Но развитие информационных технологий позволяет по иному посмотреть на вещи, которые давно слишком привычны, чтоб быть истинными.
Экономическая часть диплома программиста - пример не решаемой задачи, когда идет речь о знаниях. Действительно, как запрограммировать знание? С 80-х годов прошлого века выдающиеся программисты создали массу языков искусственного интеллекта, но воз остался в той эпохе, когда стало известным имя Чарлза Бэббиджа (17-й век, а сегодня уже 21-й).
Между тем, коронный вопрос философии что первично, а что вторично легко перекладывается в экономику. На этот счет есть реальное наблюдение и объективное данное.
Мало кому не известно имя Oracle, но даже если не трогать лидера, то и остальные разработчики современных высокопроизводительных баз данных многие десятилетия создавали знания и накапливали опыт и в результате сегодня люди могут использовать все прелести работы с информацией посредством сотен продуктов различной функциональности, реализовавших требуемый функционал.
Мало кому не известно, что любых два ребенка в детском саду прекрасно входят в контакт друг с другом и решают все информационные вопросы без использования сотни программных продуктов от лидера информационных технологий.
Идея активных знаний, появилась в 90-х годах прошлого века, она не нова, но не реализована до сих пор. Если посчитать, сколько денег было потрачено лидерами сферы информационных технологий на материалы, оборудование и заработную плату с 80-х годов по настоящее время, то станет совершенно очевидным экономический эффект, который был упущен за все это время.