Многие крупные города Европы имеют «подземку», весьма полезную для того, чтобы разгрузить трамваи и автобусы. Ведь такой способ передвижения очень удобен – вы не стоите в пробках и не глотаете выхлопные газы от машин. Не исключение и главный город Венгрии.
Как и во всякой европейской столице, есть и в Будапеште метро. Правда, оно не такое разветвленное, да и станции здесь простенькие и функциональные – без мраморных колонн и прочих архитектурных излишеств.
Зато будапештский метрополитен очень прост в использовании. Но с непривычки, начинающий турист, да еще и не знающий венгерского, может здесь и запутаться. Поэтому в статье приведена небольшая инструкция с полезными советами.
Часы работы метро в Будапеште
Начинают здешние поезда отправляться рано, зато поздним туристам придется уже выбирать другой вид транспорта. Будапешт – столица деловых людей, она живет для себя самой, а не для путешественников. Поэтому вам придется с этим считаться.
Открывается метро в полпятого утра, а последние вагоны отправляются около 23:00. Причем ранние и вечерние ходят достаточно редко, каждые четверть часа. Имейте это в виду, если хотите успеть на утренний рейс в аэропорт. Для этого вам нужно успеть на первый поезд.
Если вы едете, к примеру, из центра, то от станции «Площадь Ференца Диака» вы доберетесь до конечного, ближайшего к хабу пункта минут за 20. Автобус 200Е, который идет в аэропорт, обычно уже ждет первых пассажиров.
История
Метро в Будапеште само по себе является одной из достопримечательностей города, несмотря на свой скромный внешний вид. Первая историческая ветка «подземки» была построена в 1896 году.
Ее открыли к тысячелетию обоснования венгров на землях современной страны, на Дунае. Она является одной из старейших европейских «подземок». Раньше нее было построено только лондонское метро.
Но возводить ее стали еще с 1894 года, когда нужно было разгрузить транспортные линии, соединявшие две части города – Буду и Пешт, разделенные Дунаем. Мост через реку мог не выдержать.
За строительство взялась компания «Сименс», которая поставила для Будапешта еще и первые в мире электрифицированные поезда. Прокладывали его на небольшой глубине, вдоль проспекта Андраши. Всего было построено 11 станций, десять из которых существуют до сих пор.
Как ориентироваться
На данный момент метро в Будапеште состоит всего лишь из четырех веток. Они на схеме обозначаются желтым, синим, красным и зеленым цветом. Практически все станции метро находятся в той части города, которая лежит на равнине – в Пеште.
Синяя ветка – самая длинная, поезд по ней идет чуть больше получаса. А самая «молодая» линия – зеленая. Она была проложена в 2014 году и ведет в спальные районы.
Площадь Ференца Диака – единственная станция, которая соединяет три ветки подземки, кроме зеленой. Но если ориентироваться «на глаз» покажется вам сложновато, можно приобрести карту метро. Обычно они продаются в газетных ларьках или же киосках с большими буквами ВКК. Часто их можно взять бесплатно на стойке во многих гостиницах города.
Еще прямо на входе на любую станцию есть табло с картой. А в новых вагонах к тому же размещены электронные схемы линии, по которой вы едете, с названиями. Объявляют их, разумеется, по-венгерски. Но через пару дней вы привыкнете, и будете уже ассоциировать надписи со словами по радио.
Цены и как приобрести билет
Проездные документы продаются практически везде. Они нужны для пользования метро в Будапеште. Стоимость их не так уж высока. Цены на метро такие же, как и на любом другом общественном транспорте венгерской столицы.
Стоимость одного билета - 350 форинтов (около 70 рублей). Проездные документы можно купить в кассах на многих станциях. Но лучше всего научиться пользоваться автоматами.
Дело в том, что на некоторых станциях кассы ликвидированы. А вот автоматы есть практически везде, и не только в метро. Их можно найти на вокзале, в аэропорту и на автобусных и трамвайных остановках на крупных развязках.
Новые автоматы уже имеют интерфейс на русском языке. Но большинство из них располагают надписями на венгерском и английском. Платить можно как картой, так и наличными деньгами.
Какие бывают билеты
Но выше мы назвали цену проездного разового документа. Им можно пользоваться только на одной линии. Если же вы хотите делать пересадки в метро Будапешта с одной ветки на другую, нужно купить специальный билет, который предусматривает такую возможность.
Он называется «Трансфер Тикет» и стоит 530 форинтов (около 110 руб.). С ним можно доехать до аэропорта и пересесть не только на другую ветку метро, но также на троллейбус и автобус.
Если вы в Будапеште на пару дней, купите сразу блок из 10 билетов. Они стоят 3 тысячи форинтов (приблизительно 600 рублей). Это будет дешевле, чем постоянно приобретать разовые билеты.
А еще можно приобрести проездной на один день. Он стоит 1650 форинтов, или же 330 рублей. Этот билет интересен тем, что он действует не только в метро и системе наземного общественного транспорта, но также и на речных трамвайчиках по Дунаю (но только в будние дни).
А если у вас большая компания или семья – до 5 человек включительно – вы можете приобрести групповой билет. Он действует 24 часа с момента первой отметки компостера. Все пятеро могут ездить на любом транспорте сколько угодно раз за это время. Стоит такой билет 3300 форинтов, или 660 рублей.
Как ездить на метро
Итак, вы приобрели билеты. Но как ими пользоваться в метро Будапешта? Прежде всего их нужно закомпостировать. Это делается в валидаторе. Вы просовываете билеты в отверстие, и они там пробиваются автоматически.
Но проездные документы не компостируются, а «скармливаются» автомату, который возвращает их обратно с напечатанной датой и временем. Обычно эти валидаторы стоят в холле станций метро на видном месте или же прямо у эскалатора. Если же у вас не разовый, а проездной билет, то вы показываете его контролеру.
Можно ли проехать зайцем? Часто возле валидатора никого нет, а турникеты, к которым мы привыкли, здесь тоже стали появляться только в 2015 году, да и то на некоторых станциях двух линий. Но в часы пик у входа и выхода из метро дежурят контролеры. Поэтому проездной документ не надо выбрасывать. Его, возможно, потребуют контролеры на выходе.
Штраф за безбилетный проезд достаточно крупный - почти 50 евро, или 3600 рублей, но если вы заплатите на месте, сумму снижают в два раза. Сами вагоны метро часто стилизованы под старинный трамвай. Составы короткие. Это всего лишь три вагона, соединенные между собой. Они могут перевозить не более 250 человек. Платформы находятся по обе стороны составов.
Как добираться на метро до вокзалов
Будапештская подземка удобна еще и расположением станций. Разные ее линии ведут к трем вокзалам столицы. Будапешт имеет массу разных достопримечательностей. До некоторых из них можно тоже добраться на метро.
На железнодорожные вокзалы люди добираются по красной (станция "Дели", или "Южная", а также "Келети", или "Восточная") и желтой ("Западная") веткам. Днем поезда метро ходят очень часто, буквально каждые две минуты.
Метро и достопримечательности венгерской столицы
Но подземкой можно пользоваться и во время экскурсий. Желтая линия называется М1. Это и есть самая старая, историческая ветка метро. Она очень маленькая по протяженности – всего 5 километров. А все станции находятся на расстоянии 500 м друг от друга.
Чтобы попасть на Площадь Героев, нужно выйти на остановке "Хосок Тере". Там находится и картинная галерея. Любителям спа рекомендуют выйти на станции "Сечени Фурдо". Там в пешей доступности расположены замок Вайдахуняд и парк Варошлигет. Оттуда же можно быстро добраться и в купальни Сечени.
Если вы выйдете на станции "Октогон", то попадете в район академии Ференца Листа. А проедете чуть дальше – попадете к Оперному театру. Но к сожалению, в дворцовый комплекс Буды на метро вы не доедете – разве что пересечете Дунай на зеленой ветке. А на сам холм, где находится старый город, нужно уже подниматься на автобусе.
Кстати, жители столицы практически желтой веткой не пользуются – в основном это делают туристы. Красной линией можно доехать до здания Парламента Венгрии, того самого, который похож на английский. Выходить нужно на станции "Площадь Лайоша Кошута".
Метро в Будапеште: отзывы путешественников
Те, кому доводилось пользоваться подземкой венгерской столицы, уверяют, что хотя станции довольно однотипны и «без изысков», пользоваться этим транспортом очень удобно. В метро отличная навигация.
Указатели понятные, есть много схем, карт и табло, где все расписано в подробностях не только на венгерском, но также на английском и немецком языках.
Но вот для людей с инвалидностью, к сожалению, метро не слишком приспособлено – очень много ступенек. Два лифта есть только на самой новой, четвертой линии.
Но в целом туристы очень хвалят будапештское метро и считают, что оно облегчает путешествие по городу.