Аккумуляторы глубокого разряда: техническая характеристика, классификация, инструкция по использованию, спецификация, установка и особенности эксплуатации

Аккумуляторы глубокого разряда свинцово-кислотного типа при правильной эксплуатации и обслуживании могут прослужить 150-600 циклов заряда-разряда. Чаще всего их используют на катерах и лодках для питания насосов, электромоторов, лебедок, эхолотов и прочего морского оборудования.

аккумуляторы глубокого разряда

Конструкция АКБ глубокого разряда

Двенадцативольтовые аккумуляторы глубокого разряда для лодочных моторов состоят из шести ячеек, напряжение каждой из которых составляет 2,1 Вольт. Последовательное подключение ячеек осуществляется посредством подсоединения положительного вывода к отрицательному. Положительные и отрицательные пластины ячеек разделены тонкими листами электроизоляционного материала, который предупреждает короткое замыкание. Пластины расположены в ячейке в порядке чередования.

Сами пластины состоят из металлической сетки, выступающей в качестве несущего каркаса для запрессованного в нее пористого активного материала.

Пластины помещаются в ячейки только после затвердевания. Корпус аккумуляторов глубокого разряда выполнен из полипропиленового высокопрочного материала. Помещенные в корпус ячейки подключаются к клеммам, после чего корпус закрывается крышкой и происходит заливка электролита.

аккумуляторы глубокого разряда для лодочных моторов

Проверка АКБ глубокого разряда

Работоспособность аккумуляторов проверяется несколькими способами:

  • Визуальный осмотр.
  • Зарядка.
  • Удаление поверхностного заряда.
  • Измерение плотности электролита.
  • Проверка под нагрузкой и перезарядка.

Плотность электролита проверяется при помощи ареометра, который чаще всего применяется для не герметичных аккумуляторов. При ежедневной эксплуатации батареи используется тестер нагрузки.

Аккумуляторная батарея осматривается на наличие очевидных дефектов - вздутие или коррозия кабелей, понижение уровня электролита, загрязнение крышки, коррозия или снижения плотности зажимов клемм, повреждение или протечки корпуса.

Низкий уровень электролита поднимается до необходимого уровня посредством доливки дистиллированной воды. Пластины всегда должны находиться под слоем электролита, но при этом необходимо избегать перелива.

Аккумулятор глубокого разряда 100 А*ч заряжается до полной емкости. При наличии разницы между ячейками проводится зарядка при повышенном напряжении.

В результате заряда или разряда у поверхности пластины образуется поверхностный заряд, представляющий собой неравномерную смесь воды и серной кислоты. Устраняют поверхностный заряд одним из нижеописанных способов:

  • Аккумулятор оставляется на четыре-двенадцать часов для снятия поверхностного заряда.
  • На пять минут подключается нагрузка, равная 30% от емкости батареи, после чего выжидается пять-десять минут.
  • Нагрузка аккумулятора устанавливается на половине ССА батареи на 15 секунд.
гелевый аккумулятор глубокого разряда

Изменение уровня заряда

Уровень заряда аккумуляторной батареи определяется при плотности электролита полностью заряженного свинцово-кислотного или литиевого аккумулятора глубокого разряда 1,265. Напряжение и плотность при других температурах электролита определяется при помощи специальных таблиц температурной компенсации. Гелевые и AGM аккумуляторы обладают отличным от батарей с жидким электролитом напряжением.

При помощи ареометра в каждой ячейке негерметизированных аккумуляторов проверяется плотность, после чего выводится средний показатель. В случае с герметичными аккумуляторами напряжение на клеммах измеряется цифровым вольтметром.

Аккумуляторы глубокого разряда Deka, к примеру, оснащаются встроенным ареометром, который измеряет уровень напряжения в одной из ячеек. Минимальный уровень электролита обозначен прозрачным либо светло-желтым цветом индикатора. Дозарядка аккумуляторной батареи осуществляется в случае, если уровень заряда опускается ниже 75%.

глубокий разряд аккумулятора телефона

Замена АКБ требуется в следующих случаях:

  • Разница между плотностью в ячейках превышает 0,5, что свидетельствует о повреждении или разряде одной из них. Исправить это можно только выравнивающей зарядкой.
  • Встроенный ареометр не работает либо заряд аккумулятора не поднимается выше 75%.
  • Цифровой вольтметр показывает нулевое напряжение и повреждены ячейки.
  • В одной из ячеек произошло короткое замыкание либо батарея была полностью разряжена.

Нагрузочный тест

Емкость полностью заряженного аккумулятора глубокого разряда измеряется подключением конкретной нагрузки и замером времени, за которое батарея зарядится до 20%. В большинстве случаев используется нагрузка, позволяющая разряжать АКБ на протяжении 20 часов.

Тяговые аккумуляторы глубокого разряда с жидким электролитом достигают номинальной емкости только через 50-100 циклов заряда/разряда. Рабочая емкость гелевых и AGM аналогов достигается менее чем через 10 циклов.

литиевые аккумуляторы глубокого разряда

Выбор аккумуляторных батарей

При выборе аккумуляторов глубокого разряда для телефона, лодок или другой техники необходимо обращать внимание на несколько основных параметров, от которых зависит длительность эксплуатации батареи.

Емкость и резервная емкость

Характеристики, предоставляющие максимум информации об АКБ и определяющие вес и время работы батареи. Проверка аккумуляторов на разрядку осуществляется производителями в течение 100, 20 либо 8 часов. Внутреннее сопротивление батареи и эффект Пейкерта сказываются на емкости батареи: чем выше ток разряда, тем она ниже.

Под резервной емкостью подразумевают время, на протяжении которого полностью заряженный аккумулятор разряжается до напряжения на клеммах, равного 10,5 вольта, при температуре 26,7 градуса и силе тока 25 Ампер.

Чем выше емкость и резервная емкость, тем больше эксплуатационный ресурс аккумулятора и выше его вес из-за увеличенной толщины свинцовых пластин.

Для увеличения емкости несколько одинаковых по емкости и типу 12-вольтовых аккумуляторов соединяются параллельно. Подключение батарей разного возраста и типа может привести к тому, что одна из них либо будет перезаряжена, либо не заряжена.

При правильном подключении аккумуляторы глубокого разряда одинаково заряжаются и разряжаются. Для соединения используются короткие кабели большой толщины во избежание скачков и падения напряжения - оно должно составлять 200 милливольт, не более.

тяговые аккумуляторы глубокого разряда

Разновидность

В течение первых 5-15 секунд стартовый аккумулятор генерирует ток силой от 500 до 1000 ампер для запуска двигателя, что приводит к его разрядке не более 5% от емкости. Стартовый аккумулятор выдерживает от 50 до 80 циклов разряда-заряда, что хватает на 80 тысяч запусков двигателя.

Морские модели АКБ глубокого разряда работают несколько иначе и предназначаются для разрядки током 5-50 ампер на протяжении длительного времени. Могут выдерживать многочасовую разрядку и разряжаются до 80% емкости.

Аккумуляторы глубокого разряда для лодочных моторов в большинстве случаев двойного назначения и представляют собой компромисс между стартовыми моделями и батареями глубокого разряда. Они отличаются высоким пусковым током и работают большее количество циклов в отличие от стартовых АКБ. Лучшими моделями двойного назначения считаются AGM аккумуляторы.

Батареи глубокого разряда с жидким электролитом подразделяются на две категории - обслуживаемые и малообслуживаемые. Пластины первых изготовлены из сплава свинца и сурьмы, пластины вторых - из свинцово-кальциевого сплава. Малообслуживаемые аккумуляторы не требуют регулярного добавления дистиллированной воды, в отличие от обслуживаемых. От условий эксплуатации зависит частота долива воды, но желательно проверять уровень электролита раз в две недели.

VRLA, или герметизированные, аккумуляторы делятся на два вида - AGM и гелевые. Они не требуют обслуживания в течение всего эксплуатационного срока.

AGM аккумуляторы

  • Свободное пространство между пластинами заполнено пористым материалом, пропитанным электролитом, а не жидким электролитом.
  • Длительный рабочий ресурс и глубокий разряд обеспечиваются пластинами большой толщины.
  • Могут использоваться для питания устройств, имеющих большую потребляемую мощность и требующих обеспечения высокой силы тока.
  • Надежны.
  • Более эффективная работа возможна при невысоких температурах.
  • Выдерживают среднее число циклов заряда-разряда.
аккумулятор глубокого разряда deka

Гелевые аккумуляторы глубокого разряда

  • Пластины залиты желеобразным электролитом, напоминающим по консистенции гель.
  • Не требуют обслуживания и долива воды.
  • При работе с высоконагруженным устройствами способны выдержать большое количество циклов разряда/заряда. Эффективно работают в условиях, требующих более глубокого разряда, чем могут обеспечить AGM батареи. Отличаются постоянной производительностью на протяжении всего эксплуатационного периода.
  • Высокая надежность.
  • Более эффективная работа обеспечивается при высокой температуре окружающей среды.

Потерь воды в обоих типах VRLA аккумуляторов не происходит благодаря восстановлению электролита из кислорода и водорода в процессе зарядки. В случае короткого замыкания или перезарядки возможна незначительная утечка газа из-за того, что внутреннее пространство батареи находится под давлением.

Аккумуляторы глубокого разряда VRLA типа заряжаются в соответствии со специальным режимом, в котором ограничивается напряжение заряда с учетом избегания высыхания электролита и перезарядки.

Дата производства

Приобретать аккумуляторы с жидким электролитом, выпущенные более трех месяцев назад, не стоит: если за это время не было произведено его зарядки, понижается его емкость и начинается сульфатация пластин.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.