Рихард Авенариус – немецко-швейцарский философ-позитивист, преподававший в Цюрихе. Создал эпистемологическую теорию познания, известную как эмпириокритицизм, согласно которой основной задачей философии является разработка естественной концепции мира, основанной на чистом опыте. Традиционно метафизики разделяли последний на две категории – внешнюю и внутреннюю. По их мнению, внешний опыт применим к чувственному восприятию, которое снабжает мозг первичными данными, а внутренний – к процессам, происходящим в сознании, таким как осмысливание и абстрагирование. В своей работе «Критика чистого опыта» Авенариус доказывал отсутствие различий между ними.
Краткая биография
Рихард Авенариус родился в Париже 19 ноября 1843 г. Он был вторым сыном немецкого издателя Эдуарда Авенариуса и Сесиль Гайер, дочери актера и художника Людвига Гайера и сводной сестры Рихарда Вагнера. Последний являлся крестным отцом Рихарда. Его брат Фердинанд Авенариус основал союз немецких писателей и художников «Дюрербунд», стоявший у истоков движения культурной реформации Германии. Согласно желанию отца, Рихард посвятил себя книготорговле, но затем пошел учиться в Лейпцигский университет. В 1876 г. он стал приватдоцентом философии, защитив работу о Барухе Спинозе и его пантеизме. В следующем году он был назначен профессором философии в Цюрихе, где преподавал до своей смерти.
В 1877 г. с помощью Геринга, Гейнце и Вундта основал «Ежеквартальный журнал научной философии», который издавал всю свою жизнь.
Его наиболее влиятельной работой был двухтомник «Критика чистого опыта» (1888–1890), благодаря которому у него появились такие последователи, как Йозеф Петцольд, и такие оппоненты, как Владимир Ленин.
Авенариус скончался в Цюрихе 18 августа 1896 г. после продолжительной болезни сердца и легких.
Философия (кратко)
Рихард Авенариус – основатель эмпириокритицизма, эпистемологической теории, согласно которой задачей философии является разработка «естественного понятия мира», основанной на «чистом опыте». По его мнению, чтобы такой последовательный взгляд на мир стал возможен, требуется позитивистское ограничение того, что непосредственно дается чистым восприятием, а также устранение всех метафизических составляющих, которые человек через интроекцию импортирует в опыт через акт познания.
Существует тесное родство между позитивизмом Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха, особенно в том виде, в котором они изложены в «Анализе ощущений». Философы никогда не были лично знакомы и развивали свои взгляды независимо друг от друга. Постепенно они убедились в глубоком согласии своих основных концепций. Философы придерживались общего фундаментального мнения о взаимосвязи между физическими и психическими явлениями, а также о значении принципа «экономии мысли». Оба были убеждены в том, что чистый опыт должен быть признан единственным приемлемым и полностью адекватным источником знаний. Таким образом, устранение интроекции является лишь особой формой полного уничтожения метафизики, к которому стремился Мах.
Кроме Петцольда и Ленина, в философии Рихарда Авенариуса подробно разбирались Вильгельм Шуппе и Вильгельм Вундт. Первый, философ имманентности, соглашался с основоположником эмпириокритицизма по важным вопросам, а второй критиковал схоластический характер его изложений и стремился указать на внутренние противоречия в его доктринах.
Аксиомы философии Авенариуса
Двумя предпосылками эмпириокритицизма являются постулаты о содержании и формах познания. Согласно первой аксиоме, когнитивное содержание всех философских взглядов мира – это лишь модификация первоначального предположения о том, что каждый человек изначально предполагает, что он находится в отношениях с окружающей средой и другими людьми, которые высказываются о ней и от нее зависят. Согласно второй аксиоме, научное знание не обладает какими-либо формами и средствами, существенно отличающимися от тех, которые были у донаучного знания, и что все формы и средства знания в специальных науках являются продолжениями донаучного.
Биологический подход
Характерным для теории познания Авенариуса был его биологический подход. С этой точки зрения каждый процесс познания должен интерпретироваться как жизненно важная функция, и только так он может быть понят. Интерес немецко-швейцарского философа был направлен главным образом на всепроникающие отношения зависимости между людьми и их окружением, и он описал эти отношения в оригинальной терминологии, используя многочисленную символику.
Принципиальная координация
Отправной точкой для его исследований было «естественное» предположение о «принципиальной координации» между человеком и окружающей средой, в результате чего каждый сталкивается как с ней, так и с другими людьми, которые высказываются о ней. Известен афоризм Рихарда Авенариуса о том, что «без субъекта нет объекта».
Первоначальная принципиальная координация, таким образом, состоит в существовании «центрального понятия» (индивидуума) и «противоположных понятий», о которых он делает утверждения. Индивид представлен и централизуется в системе С (центральной нервной системе, головном мозге), основными биологическими процессами которой являются питание и работа.
Процессы приспособления
Система С подвергается изменению двумя способами. Это зависит от двух «частично-систематических факторов»: изменений в окружающей среде (R) или стимулов внешнего мира (того, что может возбуждать нерв) и колебаний метаболизма (S) или поглощения пищи. Система C постоянно стремится к жизненному максимуму сохранения своей силы (V), состоянию покоя, в котором взаимно противоположные процессы ƒ(R) и ƒ(S) отменяют друг друга, поддерживая равновесие ƒ(R) + ƒ(S) = 0 или Σ ƒ(R) + Σ ƒ(S) = 0.
Если ƒ(R) + ƒ(S) > 0, то в состоянии покоя или равновесия возникает нарушение, отношения напряженности, «жизнеразность». Система стремится уменьшить (отменить) и выровнять это возмущение, спонтанно переходя к вторичным реакциям, чтобы восстановить свое первоначальное состояние (максимум сохранения или V). Эти вторичные реакции на отклонения от V или физиологические колебания в системе C являются так называемыми независимыми жизненными рядами (жизненно важными функциями, физиологическими процессами в головном мозге), которые проходят в 3 этапа:
- начальный (появление витальной разницы);
- средний;
- конечный (возвращение к предыдущему состоянию).
Разумеется, устранение различий возможно только способом, к которому система C проявляет готовность. Среди изменений, предваряющих достижение готовности, являются наследственные диспозиции, факторы развития, патологические вариации, практика и т. п. «Зависимые жизненные ряды» (опыт или E-значения) функционально обусловлены независимыми жизненными рядами. Зависимые жизненные ряды, которые также протекают в 3 этапа (давление, работа, выпуск), являются сознательными процессами и познанием («высказываниями о содержании»). Например, экземпляр знания присутствует, если начальный сегмент неизвестен, а последний известен.
О проблемах
Рихард Авенариус стремился объяснить возникновение и исчезновение проблем в целом следующим образом. Несоответствие может возникать между стимуляцией из окружающей среды и энергией, находящейся в распоряжении индивида, (а) потому что стимуляция усиливается в результате того, что индивидуум обнаружил аномалии, исключения или противоречия, или (б) потому что присутствует избыток энергии. В первом случае возникают проблемы, которые могут при благоприятных обстоятельствах быть разрешены знанием. Во втором случае возникают практико-идеалистические цели – позиционирование идеалов и ценностей (например, этических или эстетических), их тестирование (т. е. формирование новых) и через них – изменение данного.
Е-значения
Высказывания (Е-значения), зависящие от колебаний энергии системы C, делятся на 2 класса. К первому относятся «элементы» или простое содержание высказываний – содержание ощущений, таких как зеленый, горячий и кислый, которые зависят от объектов ощущения или раздражителей (посредством чего «вещи» опыта понимаются как «комплексы элементов»). Второй класс составляют «сущности», субъективные реакции на ощущения или чувственные способы восприятия. Авенариус различает 3 группы основных сущностей (видов осознания): «аффективные», «адаптивные» и «преобладающие». Среди аффективных сущностей – чувственный тон (приятность и неприятность) и чувства в переносном смысле (беспокойство и облегчение, чувство движения). Адаптивные сущности включают идентичные (однотипные, одинаковые), экзистенциальные (бытие, внешность, небытие), секулярные (определенность, неопределенность) и нотальные (известное, неизвестное), а также множество их модификаций. Например, модификации идентичного включают, среди прочего, общность, закон, целое и часть.
Чистый опыт и мир
Рихард Авенариус создал концепцию чистого опыта и связал ее со своей теорией естественного представления о мире на основе своих взглядов на биологию и психологию знания. Его идеал естественной концепции мира выполняется при полной ликвидации метафизических категорий и дуалистических интерпретаций реальности посредством исключения интроекции. Основной предпосылкой для этого является, прежде всего, признание фундаментальной эквивалентности всего, которое можно понять независимо от того, получено ли оно через внешний или внутренний опыт. Вследствие эмпириокритической принципиальной координации между окружающей средой и индивидуумом, они взаимодействуют одинаково, без различия. В цитате Рихарда Авенариуса из книги «Человеческое понятие о мире» эта мысль изложена так: «Что касается данности, человек и окружающая среда находятся на одном уровне. Он знакомится с ней точно так же, как познает себя, в результате единого опыта. И в каждом опыте, который реализуется, самость и окружающая среда в принципе согласованы друг с другом и эквивалентны».
Аналогично разница между значениями R и E зависит от способа восприятия. Они одинаково доступны для описания и отличаются только тем, что первые интерпретируются как составляющие среды, а последние рассматриваются как высказывания других людей. Точно так же не существует онтологического различия между ментальным и физическим. Скорее, имеет место логическое функциональное отношение между ними. Процесс является ментальным, поскольку он зависит от изменения системы C, имеет более чем механическое значение, т. е. в той мере, в какой это означает опыт. Психология не имеет в своем распоряжении другого предмета изучения. Это не что иное, как изучение опыта, поскольку последний зависит от системы C. В своих высказываниях Рихард Авенариус отвергал обычную интерпретацию и различие между разумом и телом. Он не признавал ни ментального, ни физического, а только один тип бытия.
Экономика познания
Особое значение для реализации познавательного идеала чистого опыта и для представления о естественном понятии мира является принцип экономики познания. Точно так же мышление в соответствии с принципом наименьшего напряжения – это корень теоретического процесса абстракции, поэтому знание обычно ориентируется на степень напряжения, требуемого для получения опыта. Следовательно, следует исключить все элементы ментального образа, которые не содержатся в данном, чтобы думать о том, что встречается в опыте с наименьшим возможным расходом энергии и, таким образом, получить чистый опыт. Опыт, «очищенный от всех фальсифицирующих дополнений», не содержит ничего, кроме составляющих, которые предполагают только составляющие окружающей среды. То, что не является чистым опытом и содержанием высказывания (E-значением) в отношении самого окружающего, должно быть устранено. То, что мы называем «опытом» (или «существующими вещами»), находится в определенных отношениях с системой С и окружающей средой. Опыт является чистым, когда он лишен всех высказываний, которые не зависят от окружения.
Понятие о мире
Концепция мира относится к «сумме составляющих окружающей среды» и зависит от конечного характера C-системы. Она является естественной, если избегает ошибки интроекции и не подделывается анимистическими «вставками». Интроекция переносит воспринимающий объект в воспринимающего человека. Она разделяет наш естественный мир на внутренний и внешний, субъект и объект, ум и материю. Это является источником метафизических проблем (таких как бессмертие и проблема ума и тела) и метафизических категорий (например, вещества). Поэтому все они должны быть устранены. Интроекция с ее неоправданным дублированием действительности должна быть заменена эмпириокритической принципиальной координацией и естественным миропониманием, которое опирается на нее. Таким образом, в конце своего развития концепция мира возвращается к своей первоначальной форме: чисто описательному пониманию мира с наименьшими затратами энергии.