Пришел человек в банк, а там объявление на всю дверь: "Закрыто по техническим причинам. Приносим извинения за доставленные неудобства". Где здесь ошибка, найдете? Вроде бы нет ошибки, написано все грамотно, не так ли?
Неудобства доставить нельзя. Их можно причинить. Правильно писать "за причиненные неудобства". Давайте поговорим о них в этой статье.
Что это такое?
Неудобства, которые мы причиняем окружающим по тем или иным причинам. Они могут быть как умышленные, так и бессознательные.
Например, пассажиру наступили в автобусе на ногу. Или человек не увидел вашу ногу, или автобус резко тряхнуло. Как поступит "провинившийся"? Если это воспитанный человек, то принесет извинения за причиненные неудобства.
Как причиняют неудобства?
По описанному в предыдущем подразделе сценарию: или нечаянно, или специально.
Кто чаще всего испытывает причиненные неудобства от нас? Как ни странно, это близкие люди. Наши друзья и знакомые.
Казалось бы, что за чушь? Наоборот, мы оберегаем дорогих людей от чего-то плохого.
Рассмотрим ситуацию: мама звонит и просит оплатить ее счета за квартиру до определенного числа, так как потом будет начисляться пеня. Мы обещаем, но из-за своих многочисленных забот благополучно забываем о просьбе матери. Разве это не причиненные неудобства? Еще какие.
Неудобство можно причинить, отказав человеку в помощи, когда он надеется на нас и ждет ее. Представьте себе: подруга попросила посидеть с ее ребенком, потому что у старшего сына выпускной в садике. Обещали, и внезапно заболели. И все - причинили неудобство. Неумышленно, разумеется. Кто же мог знать, что температура подскочит в этот день? Но, все же.
Нечаянно причиненные неудобства, с ними понятно. А специально когда причиняют? Это что такое?
Опять же, ситуация с подругой и ее ребенком. Вроде, обещали посидеть с младшеньким. Но внезапно стало лень, исчезло желание ехать куда-то. И вот, звоним подруге и говорим, что температура подскочила. Хотя, никакой температуры нет и в помине. Причинили неудобство? Еще какое, и причем - умышленно, из-за собственной лени.
Что еще можно сказать об этом явлении? Мы сталкиваемся с ними с завидным постоянством. Закрытый по техническим причинам банк, единственный вблизи нашего дома, или неработающий магазин, в котором мы привыкли покупать после работы продукты - это все причиненные неудобства нам. Теперь придется делать круг, чтобы заскочить в магазин. И часть выходного дня посвятить на то, чтобы съездить в отделение банка, находящегося на другом конце города.
Проблемы с русским языком?
Как уже говорилось выше, мы часто сталкиваемся с объявлением: "Приносим извинения за доставленные неудобства". Казалось бы, ошибок здесь нет. Но неудобства не доставляют, их причиняют. Поэтому, данное предложение составлено неправильно. Верный вариант такой: "приносим извинения за причиненные неудобства".
Заключение
В статье рассказано о том, что можно назвать неудобством, причиненным без какого-либо умысла. А также, было рассмотрено, что есть неудобство осознанное.
Извиниться за причиненное неудобство не сложно. А еще проще попросту не создавать его, если мы обещаем, то нужно выполнить обещанное, не пытаясь уйти от ответственности.