Население Борисова составляет 142 993 человек. Это белорусский город, расположенный в Минской области. Его территория около 46 квадратных километров. Он стоит на реке Березине, находясь примерно в 70 километрах от столицы республики - Минска.
История Борисова
Население Борисова несколько сократилось в последние годы, вообще Борисов испытывает проблемы, знакомые всем моногородам, в котором есть одно градообразующее предприятие.
При этом сам город достаточно древний. В литовских летописях он упоминается еще в 1102 году. От этой даты он и ведет свое летоисчисление. Город был образован в месте слияния рек Березины и Схи. Свое название он получил в честь полоцкого князя, которого звали Борис Всеславич. В XII веке здесь была построена деревянная крепость.
Борисов в составе Литовского княжества
Из-за своего географического положения в XIII веке Борисов оказался в составе Литовского княжества. В 1563 году населенному пункту было дано Магдебургское право, которое освободило жителей от феодальных повинностей, позволив им организовать самоуправление.
В 1569 году Борисов вошел в состав Речи Посполитой. В ходе многочисленных войн Борисов неоднократно разрушался и опустошался. В начале XV столетия практически полностью город оказался разрушен в результате междоусобного противостояния между князьями Жигимонтом, Ягайло и Свидригайло. Во время противостояние Речи Посполитой с Россией город несколько раз переходил от одной армии к другой. Был сильно разрушен в очередной раз в ходе Северной войны.
В составе Российской империи
В Российскую империю Борисов вошел одновременно с Минском. Это произошло в 1793 году. Глубокий след в истории города оставила Отечественная война 1812 года против французов. Березинская переправа, расположенная неподалеку от Борисова, стала одной из самых мрачных страниц в этой войне для французов, которые до сих пор считают эту операцию полной катастрофой и провалом.
Советская власть здесь была установлена уже в ноябре 1917 года. Но уже через несколько месяцев его заняли германские войска. И только в декабре 1918-го его удалось освободить.
В ходе Гражданской войны в нем оказывались и поляки, которые продержались несколько месяцев, только по Рижскому договору 1921 году Польша признала независимость Белоруссии, а Борисов вошел в состав Белорусской ССР.
В годы Великой Отечественной войны здесь велись ожесточенные бои против передовых частей вермахта. С июля 41-го по июль 44-го Борисов был оккупирован немецкими войсками. Для евреев организовали гетто, в которых истребили практически всех представителей этой национальности, которые остались в городе.
После распада Советского Союза в 1991 году Борисов вошел в состав республики Беларусь.
Численность населения
Первые данные о численности населения Борисова относятся к 1795 году. Тогда здесь жили 1 600 человек. В 1887 население города Борисова составило более 17,5 тысяч жителей, причем известен даже их национальный состав. Здесь преобладали иудеи (их было почти 10,5 тысячи человек), а вот православных насчитывалось немногим более 6 тысяч жителей.
В начале XX века в городе проживало чуть больше 18 тысяч жителей, активно он стало развиваться в советское время. К 1959 году численность населения города Борисова (Беларусь) превысило 59 тысяч человек.
В дальнейшем количество жителей только увеличивалось, чему способствовало развитие промышленных предприятий. Население г. Борисова в начале 90-х оказалось равным 150 000 человек.
После распада Советского Союза наметился небольшой спад, который фактически продолжается и сейчас - с каждым годом жителей становится, хоть и не намного, но меньше. В настоящее время население Борисова немного не дотягивает до 145 тысяч человек.
БАТЭ
В этом городе сконцентрирован большой промышленный потенциал республики Беларусь. Всего здесь около 40 предприятий, на которых трудится подавляющее количество населения районов Борисова. Причем это компании, представляющие самые разные отрасли - машиностроение, приборостроение, металлообработку. Работает деревообрабатывающая, химическая, фармацевтическая промышленность, налажено производство пластмассовых изделий, хрустальной посуды и даже спичек.
Градообразующее предприятие - Борисовский завод автотракторного электрооборудования, известный по аббревиатуре БАТЭ. Во многом, население Борисова сейчас сохраняется на таком высоком уровне, благодаря развитию этого предприятия.
Это специализированное предприятие, которое занимается производством и проектирование генераторов и стартеров, которые используются в двигателях легковых и грузовых автомобилей, автобусах, спецтехнике и сельскохозяйственной технике. Всего на нем трудится около 4 тысяч человек.
Предприятие работает с 1958 года. Во времена советской власти неоднократно становилось победителем социалистических соревнований, продукция завода экспортировалась в десятки стран по всему миру.
После распада СССР завод был акционирован. После этого начал только наращивать объемы производства. Среди его постоянных потребителей десятки популярных автопредприятий, преимущественно на территории России.
Развитие промышленности
Помимо завода БАТЭ, в городе работает авторемонтный завод, турбокомпрессоры производят на заводе агрегатов, на 140-м заводе ремонтируют бронетанковую технику, а на заводе по ремонту радиоэлектронного вооружения восстанавливают технику противовоздушной обороны, а также иное сложное радиоэлектронное оборудование.
Хорошо известен в Белоруссии и за ее пределами хрустальный завод имени Дзержинского, который производит эксклюзивную посуду и изделия из хрусталя. На заводе "Автогидроусилитель" выпускают гидросистемы рулевого управления.
Также свой вклад в развитие борисовской экономики вносят завод медицинских препаратов, мясокомбинат, компания "Борисдрев", которая производит спички. На предприятии "БелДжи" налажена белорусско-китайская сборка современных автомобилей.
Архитектурные особенности
Первые каменные постройки в Борисове начали появляться в самом начале XIX столетия. В 1806 году здесь построили Березинскую водную систему, которая связала между собой Западную Двину с Днепром. Так между ними появилась единая транспортная линия. После этого Борисов сразу стал центром судостроения на Березине и важным речным портом.
В 1823 году здесь построили знаменитый костел Рождества Пресвятой Девы Марии, так как в городе постоянно сохранялась весьма большая диаспора католиков. На сегодняшний день это старейшее культовое сооружение, сохранившееся до нашего времени.
В 1871 году через Борисов была проложена дорога от Москвы на Брест-Литовск. Тогда же построили железнодорожную станцию, началось интенсивное промышленное развитие города и на правом берегу от реки Березина.