Дочерняя компания

Дочерняя компания – это юридически самостоятельное предприятие, отделенное от материнского (основного) хозяйствующего субъекта, учрежденное им при помощи передачи части своего имущества (капитала). Как правило, выступает в роли филиала учредившей его головной компании.

Устав такого предприятия утверждается его учредителем, который сохраняет по отношению к нему определенные управленческие, контрольные и прочие административные функции. Возможность контроля деятельности дочерней компании гарантируется владением ее акциями и строится по принципу системы участия.

Дочерняя компания существует в сложных условиях участия материнского предприятия в ее капитале. То есть она находится в зависимом состоянии от головного офиса.

До 1994 года под термином "дочерняя организация" понимали такое предприятие, большая часть основных средств (капитала) которого принадлежала другой компании. После принятия изменений в ГК РФ (ст.105) значение термина изменилось. Сейчас "дочерние предприятия" понимаются как хозяйственные общества, созданные другими компаниями в силу преобладания их участия в уставном капитале либо имеющих возможность контролировать и утверждать решения, принимаемые такими предприятиями. Другими словами, акцент делается на праве головной компании определять решения, принимаемые созданными ею отделениями.

Отношения между головными и дочерними предприятиями основываются на принципе ответственности основной компании по обязательствам учрежденных ею предприятий. Они солидарно отвечают по сделкам, заключаемым во исполнение обязательных указаний головного предприятия. В случае банкротства дочерней компании по вине головной, субсидиарную ответственность по всем обязательствам должна нести последняя.

Дочерняя компания создается путем учреждения новой организации либо выделением ее из структуры головной компании.

Обычно решение о ее создании принимается при необходимости сосредоточения производства на профильных направлениях с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, освоения новых рынков. Новые бизнес-единицы являются, как правило, более мобильными, гибкими, быстро реагирующими на изменения на рынке определенного товара. Наиболее актуальным вопрос создания подразделений является для крупных производственных предприятий.

Как было сказано, существует два способа, с помощью которых может быть создана дочерняя компания: реорганизация существующей компании (включая форму выделения) и учреждение новой. Более распространенным способом является ее выделение при реорганизации юридических лиц. В таком случае может быть создано одно или несколько обществ без прекращения деятельности той компании, которая переживает реорганизации. Выбор способа создания зависит от многих факторов.

В этом большую роль играют организационные аспекты и существующие сроки. Процедура реорганизации юридического лица является довольно сложной и длительной (занимает до полугода). Учреждение нового общества - более простое и менее продолжительное мероприятия (может быть закончена в двухнедельный срок). Помимо этого, при выборе способа создания дочернего предприятия учитываются такие факторы, как учреждение органа, принимающего решения; уведомление кредиторов; вопросы правопреемства и другие. Кроме организационных проблем существуют и налоговые риски, связанные с уплатой НДС и налога на прибыль.

Принятие решения о способе, которым будет создана дочерняя компания, связано с анализом преимуществ и недостатков каждого из названных, с учетом индивидуальных особенностей головной организации (состав имущества, объемы производства и т.д.).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.