В России огромное количество профессий является актуальным и востребованным. В числе самых нужных есть, например, IT-специалист, инженер-проектировщик, педагог и т. д. На 6 месте рейтинга востребованных профессий значится маркетолог. Чтобы стать таким специалистом, нужно получить высшее образование. В каких вузах маркетингу обучают студентов?
Что за специальность и профессия?
Маркетинг не является отдельным направлением подготовки. Это один из профилей менеджмента. После успешного освоения образовательной программы выпускники становятся маркетологами. Данная профессия считается современной и быстро развивающейся. Она появилась сравнительно недавно на российском рынке труда. Начало подготовки специалистов по маркетингу в вузах было вызвано тем, что многие компании начали нуждаться в работниках, которые могли бы участвовать в процессе создания товара, занимались бы его продвижением конечному потребителю в условиях усиления конкурентной борьбы.
Маркетологов принимают на работу для выполнения определенных обязанностей, таких как:
- Проведение маркетинговых исследований, разработка необходимых мероприятий с учетом полученных результатов. По итогам исследований специалист может предложить своему работодателю, например, какую-нибудь новую продукцию, которая будет пользоваться спросом, или дополнительные возможности для увеличения существующих продаж.
- Маркетинговое планирование и прогнозирование, учет и контроль.
- Управление спросом, его мониторинг и регулирование. Маркетолог организует работу исследовательской команды, занимающейся выяснением предпочтений потенциальных покупателей, по полученной информации делает соответствующие прогнозы, подготавливает рекомендации.
Чем должен владеть маркетолог?
Перед рассмотрением вузов с «маркетингом» сперва стоит удостовериться в том, что выбранная профессия действительно подходит. А сделать это можно благодаря анализу требований, предъявляемых будущим специалистам. Чтобы успешно работать в будущем, необходимо обладать некоторыми индивидуальными особенностями:
- организаторскими способностями;
- аналитическим мышлением;
- четкой логикой;
- хорошими коммуникационными навыками;
- эмоциональной устойчивостью;
- креативностью;
- инициативностью.
Очень востребованы те специалисты, которые хорошо владеют иностранным языком. Такие маркетологи необходимы в первую очередь в тех компаниях, которые работают на международном рынке. Также специалисты со знанием иностранного языка полезны и в обычных компаниях. Дело в том, что любой работник должен заниматься саморазвитием, читая дополнительную литературу, а для маркетологов большая часть книг еще не переведена на русский язык.
Маркетинг – это та область деятельности, в которой всегда приходится обрабатывать и анализировать много информации. Специалисты не обходятся без различных компьютерных программ, поэтому маркетинг рекомендуется выбирать уверенным пользователям ПК или тем, кто готов освоить компьютер на специальных компьютерных курсах.
Список вузов, предлагающих «менеджмент» с профилем «маркетинг»
Отметим те вузы, которые предоставляют наиболее качественное образование по направлению «менеджмент» (профиль – «маркетинг»). Эти учебные заведения представлены ниже в таблице.
Название вуза | Краткое описание |
Московский государственный университет (МГУ) имени М. В. Ломоносова | Это самый престижный вуз нашей страны, лидер среди прочих образовательных организаций. Здесь очень жесткая конкуренция среди абитуриентов. На обучение поступают сильнейшие. |
Российский экономический университет (РЭУ) имени Г. В. Плеханова | Не во всех рейтингах МГУ занимает первое место. В некоторых из них в лидерах оказываются те вузы, которые не являются многопрофильными. Одно из таких учебных заведений – РЭУ. Это ведущий вуз по подготовке экономистов. |
Государственный университет управления (ГУУ) | Если нет возможности поступить в МГУ или РЭУ, то можно попробовать подать документы в другой вуз Москвы с «маркетингом» – ГУУ. Этот университет специализируется на выпуске менеджеров для всех отраслей. |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ») | Это один из самых лучших и признанных вузов нашей страны. В нем образование дается с учетом социально-экономических реалий России и при ориентации на лучшие мировые образцы. |
Российский университет дружбы народов (РУДН) | Это учебное заведение входит в 5 лучших университетов России, находится в списке 500 лучших университетов мира. |
Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО) | МГИМО – очень престижный вуз нашей страны. В 2016 году он в одном из рейтингов по трудоустройству выпускников находился на первом месте в мире. |
МГУ имени М. В. Ломоносова
Среди вузов Москвы с «маркетингом» наиболее востребован МГУ. В университете этот профиль на направлении подготовки «менеджмент» предлагает социологический факультет. Это очень хорошее структурное подразделение, существующее с 1989 года. Оно в процессе обучения студентов на всех предлагаемых направлениях подготовки использует как традиционные, так и инновационные методы обучения.
На «менеджменте» обучающиеся осваивают широкий перечень дисциплин. Базовыми из них являются основы менеджмента, теория организаций, маркетинг, бухгалтерский учет. Срок обучения на дневной форме – 4 года.
У социологического факультета установлены связи с ведущими работодателями столицы и международными компаниями. Это позволяет студентам наиболее эффективно проходить практику с возможностью дальнейшего трудоустройства. Одни из мест для практики – агентства маркетинговых исследований (VECTOR-MARKET-RESEARCH, Magram Market Research).
Абитуриенты, заинтересованные социологическим факультетом и «менеджментом», для поступления должны в приемную комиссию вместе с основным пакетом документов сдать сертификаты ЕГЭ по 3 дисциплинам – это русский язык, математика, обществознание. Дополнительно абсолютно все поступающие проходят письменное испытание по математике. Те абитуриенты, которые набирают наибольшее количество баллов, зачисляются на платные места. Бюджетных мест нет.
РЭУ имени Г. В. Плеханова
В РЭУ обучением студентов по направлению «менеджмент» (профиль – «маркетинг») занимается факультет маркетинга. Это первое специализированное структурное подразделение в России, занимающееся выпуском маркетологов. История данного факультета началась в 1995 году. Однако о маркетинге в вузе знали еще раньше. Первый небольшой курс лекций по этой дисциплине был прочитан еще в 1986 году.
Сегодня факультет маркетинга – это очень развитое и современное структурное подразделение Российского экономического университета. Образование здесь предлагается очень качественное. Одно из подтверждений этого – диплом Гильдии маркетологов за многолетнее лидерство в подготовке высококвалифицированных специалистов в области маркетинга. Столь важный документ факультет получил в 2011 году.
Обучение на факультете маркетинга в вузе ведется по двум программам. Первая программа – стандартная. Все дисциплины преподаются на русском языке. Есть бюджетные места, что является несомненным плюсом для поступающих. Вторая программа реализуется полностью на английском языке. На ней тоже есть бюджетные места. Примерно 25 % обучающихся – это иностранные граждане. Важные особенности программы – изучение второго иностранного языка (испанского, итальянского, немецкого, французского, китайского) и наличие возможности обучения в зарубежных вузах-партнерах по программе двойного диплома.
Обучение в ГУУ
Государственный университет управления считается первым управленческим вузом России, одним из основателей маркетингового образования в нашей стране. Подготовкой маркетологов в образовательной организации занимается специализированное структурное подразделение – институт маркетинга. Он приглашает абитуриентов на обучение по направлению бакалавриата «менеджмент» (профиль – «маркетинг»).
Образовательная программа нацелена на подготовку кадров для работы в ведущих маркетинговых агентствах, маркетинговых службах различных компаний. Для того чтобы выпускать высококвалифицированных специалистов, вуз в обучении на «маркетинге» предусмотрел несколько особенностей:
- Регулярно для студентов организуются мастер-классы и тренинги. Эти занятия проводят специалисты российских и зарубежных компаний («Лукойл», «Яндекс», Toyota и др.).
- Обучающимся в институте маркетинга предоставляется возможность прохождения зарубежных стажировок. Имеющиеся деловые связи позволяют вузу направлять студентов в Германию, Францию, Китай, Японию, Финляндию, Португалию, Нидерланды.
- Еще во время обучения студенты применяют свои теоретические знания на практике. Обучающиеся разрабатывают курсовые проекты и выпускные квалификационные работы на примере конкретных продуктовых рынков, для работающих зарубежных и российских компаний.
НИУ «ВШЭ»
Абитуриенты, желающие учиться в Высшей школе экономики и собирающиеся в будущем стать специалистами в области маркетинга, могут поступать на факультет бизнеса и менеджмента выбранного вуза России. «Маркетинг и рыночная аналитика» – так называется нужная образовательная программа. Условия для поступающих установлены на ней следующие:
- предлагаемая форма обучения – очная;
- чтобы получить диплом, нужно учиться 4 года;
- на предлагаемой программе выделяется 25 бюджетных мест, 65 платных мест (в том числе 15 мест для иностранцев).
Предлагаемая в вузе специальность («маркетинг и рыночная аналитика») является современной. Она разработана под требования времени. Примерно 10 лет назад маркетинг был совершенно другим. Сегодня люди активно пользуются интернетом, социальными сетями, мобильными приложениями, а это значит, что появились цифровые каналы коммуникации с потребителями. Образовательная программа предполагает изучение цифрового маркетинга, маркетинговой аналитики, целого ряда базовых дисциплин.
РУДН
Еще один вуз с «менеджментом» («маркетингом») – это Российский университет дружбы народов. Данное направление подготовки предлагается на экономическом факультете. Об этом структурном подразделении знают и в нашей стране, и за рубежом как о серьезном образовательном центре, поэтому абитуриенты могут сюда смело поступать. Диплом Российского университета дружбы народов высоко котируется.
А теперь немного об обучении на направлении «менеджмент». Образовательный процесс в РУДН строится из занятий разного формата:
- Лекции. Всем знакомые занятия. На них студенты получают теоретическую информацию от преподавателей.
- Самостоятельное обучение. Оно реализуется либо дома, либо в библиотеке. Студент без помощи преподавателя изучает тему, ищет ответы на возникающие процессы, составляет конспект.
- Семинары. Это групповые занятия, на которых студенты обсуждают наиболее значимые темы, работают в командах над практическими проектами.
- Мастер-классы. Для проведения этих занятий приглашаются специалисты-практики зарубежных и российских компаний.
- Презентации. Этот формат занятий предполагает выступление студентов или команд с собственными исследованиями и проектами.
МГИМО
В МГИМО, который является одним из лучших вузов, «маркетинга» нет в числе образовательных программ бакалавриата. Зато есть магистерская программа. Она реализуется в рамках направления «менеджмент». Ее наименование – «управление внешнеэкономической деятельностью компании и современные маркетинговые технологии».
Обучение на магистерской программе дает очень важные теоретические знания, практические умения и навыки. После ее освоения студенты могут:
- проводить международные маркетинговые исследования;
- разрабатывать тактические и стратегические меры повышения конкурентной позиции фирмы и определенного товара при проникновении на рынки других государств;
- разрабатывать маркетинговые мероприятия с учетом культурных и других особенностей маркетинговой среды и т. д.
Что лучше выбрать?
В список вузов с факультетами маркетинга и программами, относящимися к этой дисциплине, входят не только вышеперечисленные учебные заведения. В довольно большом количестве образовательных организаций есть «маркетинг». Какое учебное заведение лучше выбрать? Абитуриенты, стремящиеся получать знания, могут поступать в абсолютно любой государственный вуз. У всех высших учебных заведений есть достоинства, везде в преподавательских коллективах есть высококвалифицированные и опытные специалисты.
Если хочется учиться на бюджете, то в таком случае придется познакомиться с немалым количеством вузов. Далеко не в каждой образовательной организации есть бесплатные места на столь востребованной и современной программе. Например, в МГУ бесплатное обучение не предоставляется на «маркетинге». В Российском экономическом университете немного бюджетных мест, но проходной балл высок. При выборе РЭУ нужно подобрать дополнительные варианты, куда можно было бы тоже подать документы на бесплатное обучение.
Не рекомендуется только выбирать негосударственные вузы с «маркетингом». В рекламе эти учебные заведения заявляют о наличии массы достоинств, но на самом деле такие вузы значительно уступают по качеству обучения государственным университетам, академиям и институтам. Да и работодатели не спешат принимать на работу выпускников с дипломами негосударственных образовательных организаций.
И еще один совет. Многие специалисты-практики не рекомендуют выпускникам школ сразу поступать в вузы на «маркетинг». Для успешной работы в этой области нужно иметь не только высшее образование, но и хорошие знания в целом ряде смежных областей (история, социология, психология, законодательство, экономика и др.). Опытные профессионалы советуют сначала получить базовое экономическое образование. Благодаря ему в дальнейшем будет легче осваивать «маркетинг», так как многие нюансы будут понятны.