Психология с греческого языка дословно переводится как "наука о душе". Психология изучает такие психические процессы, как память, мышление, воображения, эмоции и чувства.
Используя эмпирические методы, психологи применяют психологические знания для сбора и интерпретации данных всевозможных исследований, чтобы лучше понять отдельно взятого человека и человеческое общество во всех его проявлениях.
Психология "бывает разная"...
Не черная, белая и красная, конечно. Но оттенков (спектров) у данной науки имеется много. Поэтому современная психология как наука состоит из большого количества подразделов, которые включают в себя:
- общую психологию;
- возрастную психологию;
- социальную психологию;
- психологию развития;
- психологию личности;
- психологию религии;
- патопсихологию;
- нейропсихологию;
- семейную психологию;
- психологию спорта;
- психологию животных;
- и другие.
Категориальный аппарат в психологии
Категория в дословном переводе с греческого языка означает "высказывание, признак". В целом это очень общие понятия, которые отражают самые важные закономерности бытия.
Научные понятия, находясь в установленной связи друг с другом, являются логической системой. Каждая из них - это часть системы категорий науки.
Основные категории психологии и их характеристика
На развитие абсолютно каждой науки оказывает влияние то, как формируется ее понятийный аппарат.
Категория - постоянные понятия и проблемы, которые составляют предмет психологии и содержание.
В современной психологии выделяют основные категории, которые являются ее базой с момента ее вступления в научный мир.
Их список следующий:
- мотив;
- образ;
- деятельность;
- личность;
- общение;
- переживание.
В разных психологических школах данные категории могут иметь разное значение. Но в любом случае все эти категории присутствуют в психологических учениях.
Психология развития
Проблема развития в психологии стоит на одном из главных мест. Все живое развивается и проходит множество стадий совершенствования. И на некоторых стадиях появляются качественные новообразования. Эти новообразования в дальнейшем будут влиять на будущие стадии в жизни организма.
Психология развития изучает конкретные периоды жизни человека, их особенности и закономерности. А также она выясняет причины перехода от одной стадии к другой.
В психологии выделяют две формы развития:
- Эволюционная (количественные изменения объекта).
- Революционная (качественные изменения).
Основные категории психологии развития относят не к отдельно взятым признакам, а к развитию в целом. К ним относятся:
- рост,
- созревание,
- дифференциация,
- учение,
- запечатление (импринтинг),
- социализация.
Психология развития занимается исследованием жизни человека как единого непрерывного процесса изменения личности. Этот раздел психологии отслеживает закономерности становления личности, способствует преодолению основных возрастных кризисов и нахождению необходимого пути для дальнейшего продвижения вверх.
Возрастная психология
Возрастная психология также приходится одной из "разновидностей" психологии. Она изучает то, как развивается психика, особенности этого развития в разные возрастные периоды.
Развитием нашей отечественной возрастной психологии мы обязаны Льву Семеновичу Выготскому. Именно он разработал теорию о возрасте, как о некой единице анализа развития ребенка.
Выготский писал:
Проблема развития является центральной и основной для всех областей действительности и для всех областей научного знания.
Возрастную психологию тоже принято разделять на некоторые подразделы:
- психологию дошкольника;
- младшего школьника;
- подросткового возраста;
- юношеского возраста;
- психологию взрослого;
- геронтопсихологию (преклонного возраста).
Основные категории возрастной психологии очень схожи с категориями психологии развития.
Самыми базовыми из них являются процессы:
- Роста.
- Созревания.
- Обучения.
- Запечатления.
- Социализации.
- Филогенеза.
- Онтогенеза.
- Антропогенеза.
- Микрогенеза.
- Ведущей деятельности.
- Новообразования.
Социальная психология
Любой человек, живущий среди людей, - это элемент общества. Человек выполняет свою социальную роль в обществе.
Социальная психология является такой наукой, которая располагается на стыке двух других наук: социологии и психологии. Таким образом, данный раздел изучает сразу несколько подразделов:
- психология личности (социальная);
- психология групп;
- социальные отношения.
В связи с тем, что человек является творением социальным, тот факт, что социальную психологию отделяют от общей, можно считать несколько условным.
Основными категориями социальной психологии являются:
- социальная общность;
- особенности поведения человека в социуме;
- социальная группа;
- социально-психологическая организация малых групп;
- общение;
- поведение человека в конфликтных межличностных ситуациях;
- большие социальные группы.
Психология личности
Человеческая личность является сложным фрагментом социального пазла. Человек - самое важное звено во всех социальных процессах.
Психология личности – наука, которая изучает личность и связанные с ней процессы развития. Также данный раздел науки изучает черты людей, их схожесть и различия.
К основным категориям психологии личности относят следующие:
- Темперамент.
- Характер.
- Мотивация.
- Способность.
Основные понятия и категории в психологии
Понятие – это слово, которое может отразить самые общие закономерности и связи какой-то группы или какого-либо явления.
Категория (высказывание, признак) - это очень общие понятия, которые отражают самые важные закономерности бытия.
Абсолютно любая наука в своем развитии определяет свой понятийно-категориальный аппарат. Научные понятия делят, опираясь на следующие принципы:
- объем;
- содержание;
- широта обобщения.
Современная психология как наука состоит из большого количества подразделов, которые приведены выше в статье. Каждый подраздел имеет как общепсихологический категориальный аппарат, так и свой собственный, частно-научный.
Как наука психология возникла на стыке естественнонаучных и философских знаний. Она отвечает на следующие вопросы:
- Как соотносятся тело и душа?
- Как соотносятся сознание, мысль и сам мозг?
- Как функционируют механизмы психического и физиологического?
Таким образом, категориальный аппарат психологии возник из двух русл разных наук.
С 1960 года психологи СССР работали над уточнением и группировкой понятийно-категориального аппарата в психологии.
Вся история науки связана с формированием основных ее категорий и понятий. К примеру, изначально Ярошевский выделил "образ", "действие", "мотив", "общение", "личность" за основные психологические понятия.
Затем в последующие двадцать лет под влиянием знаменитых ученых Леонтьева, Платонова, Шорохова, Асмолова и других великих советских психологов к ним добавилась еще не малая группа понятий:
- деятельность;
- личность;
- сознание;
- психика;
- общение;
- социальное;
- биологическое;
- психические явления;
- отражение;
- сознание;
- установка;
- бессознательное;
- общение;
- деятельность и общение;
- деятельность и установка.
Главным выводом в ходе решений проблемы категориального аппарата в психологии стал тот факт, что на основе единственного понятия (категории) нельзя строить всю научную систему психологии.
Таким образом, за двадцать лет (с 1960 по 1980 год) советскими психологами была проведена колоссальная и неоценимая работа по определению основных категорий в психологии. В связи с этим психология закрепила за собой статус науки в Советском Союзе окончательно.