Новообразование в психологии – это такое изменение, которое возникает в жизни человека на определённой стадии его развития. То есть на каждом возрастном этапе.
Раннее детство
Новообразование в психологии – это социальные изменения, определяющие сознание человека, его внешнюю и внутреннюю жизнь, отношение к окружающей среде.
В самом раннем возрасте у ребёнка наступает развитие предметной деятельности и активной речи. Также он начинает познавать азы «сотрудничества», игровых замещений и иерархии мотивов. На основе всего этого образуется самостоятельность. Это первое психическое новообразование. И его ранее проявление можно наблюдать в овладении ребёнком прямой походкой. Чувство овладения своим телом даёт ему ощущение самостоятельности.
Что следует дальше? Так называемый кризис трёх лет. Ребёнок отделяет себя от окружающих и начинает воспринимать себя как личность. Он проявляет негативизм (поступает вопреки предложениям взрослых), упрямство (настаивает на том, чего потребовал), строптивость, своеволие (попытки доказать своё «я»), протесты, бунт. И зачастую деспотизм.
Школьный возраст
Возрастные новообразования в психологии – это весьма интересная тема. Особенно если она касается детства – дошкольного и раннего ученического возрастов.
Исследования, проведённые доктором психологических наук Еленой Евгеньевной Кравцовой, доказали, что в обозначенных периодах новообразованием является воображение. Оно делится на три составляющие. Это опора на наглядность, своя внутренняя позиция и применение прошлого опыта.
Впоследствии, в процессе обучения, образуется другое сложное новообразование – произвольность действий. На её формирование уходит много времени. Поскольку для этого требуется приложение волевых действий, преодоление внутренних препятствий, улучшение смысловой памяти. В данном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится учёба. И овладение ею в полной мере является главным новообразованием школьного периода.
Подростковый период
Об этом этапе сказано немало. И отдельным вниманием хотелось бы отметить информацию, отмеченную в книге под названием «Возрастная психология» (Обухова). Основные психологические новообразования данного периода представляют особый интерес. Поскольку возраст переломный, критический, переходный.
В книге говорится, что на данном этапе люди «врастают» в культуру, в дух эпохи, в которой подростки существуют. Они испытывает своеобразное второе рождение и в его ходе приобретают новое «я» - главное на тот момент новообразование. В психологии это считается бурным, резким и даже кризисным течением. В нём и выражается первый этап подросткового периода.
Следующая ступень характеризуется плавным, постепенным и медленным ростом, в ходе которого молодые люди приобщаются к взрослой жизни, но не претерпевают серьёзных и глубоких сдвигов в своей личности. А третий этап подразумевает формирование своего «я», его «огранку». И сопутствующее всему этому самовоспитание, протекающее через внутренние кризисы, переживания и тревоги.
Так вот, по Л. Ф. Обуховой, подростковые новообразования возраста в психологии – это возникновение рефлексии, открытие «я», осознание личной индивидуальности, формирование ценностных ориентаций и мировоззрения. Неудивительно, что данный этап принято считать самым сложным и важным в жизни каждого человека.
Выводы А. В. Петровского
Артур Владимирович был выдающимся советским психологом. И он пришёл к весьма интересным выводам. Он считал, что новообразование в психологии – это явление, возникающее в жизни человека, когда тот интегрируется в определённые социальные группы. И Петровский был прав.
На протяжении всей жизни мы то и дело включаемся в новые социальные группы. Школа, вуз, работа, спортивные секции, курсы по изучению языков – везде нас ожидают новые коллективы, в каждый из которых человек вписывается, проходя через три стадии.
Первая заключается в адаптации. Человек пытается быть в общей массе и соответствовать её особенностям. Вторая стадия подразумевает индивидуализацию. На данном этапе человек уже проявляет своё «я», показывает, каким он является на самом деле. И третья стадия заключается в окончательной интеграции – личность вливается в общество, но при этом остаётся собой.
Молодость
Ещё один важный этап. Тоже переломный, хотя не настолько, как подростковый. Но более долгий – он продолжается примерно от 20 до 30 лет.
На первом месте у большинства стоит профессиональная деятельность. Что правильно, поскольку человек начинает приобретать значимость и ценность, задействовав все свои навыки, интеллектуальные ресурсы и полученные в ходе обучения знания. Попытки получить место под солнцем и статус личности с большой буквы – вот главные на этот момент новообразования.
Психология развития рассматривает период молодости как этап, на котором человек вырабатывает индивидуальный жизненный стиль, обретает окончательный смысл своего существования, выстраивает систему личных ценностей. От того, чем занималась личность в это время, нередко зависит то, кем она будет в дальнейшем. Также в этот период продолжается интеллектуальное развитие. Общепризнанное мнение – молодость является самым ценным этапом в жизни человека. Поскольку в этот период каждый находится на пике своих возможностей и вполне может добиться солидных высот, если задействует все имеющиеся у него ресурсы.
Зрелость
Это самый долгий период в жизни человека. Нет однозначных рамок. Немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон, например, считает, то зрелость начинается по завершении молодости и продолжается до 65 лет. Впрочем, не это важно.
Психологическое новообразование – это в психологии такое понятие, для которого нет рамок. Данные явления сопровождают нас всю жизнь. И в зрелом периоде тоже.
Данный этап – пора полного расцвета личности, когда человек исполняет своё жизненное предназначение во всех областях, являющихся для него важными. В это время люди обычно избавляются от неоправданного юношеского максимализма и приходят к тому, что лучше всего подходить к проблемам с практичностью и взвешенностью.
Проблемы
Естественно, мало у кого обходится без кризиса среднего возраста. В этот момент проявляются особые новообразования. Люди, которые что-то не успели или не попробовали, испытывают неудовлетворённость жизнью. Они понимают, что их планы резко разошлись с реализацией. Внутреннее напряжение нарастает из-за личных отношений. Кто рано обзавёлся детьми, переживает из-за их ухода в самостоятельную жизнь. У некоторых умирают близкие родственники. Многие браки распадаются в период зрелости. Нередко именно на этом этапе люди впадают в депрессии.
Но психологи уверяют: непрактично в этот момент унывать. Поскольку многие характеризуют зрелость как перспективный период, в момент которого многие люди успешно реализуют свой потенциал, если у них есть цель.
Новообразования старости
Принято считать, что этот период начинается в 75 лет. Он является заключительным. И старость является очень сложным психосоциобиологическим явлением. И главное новообразование – это изменение социального статуса. Большинство старых людей перестают выполнять значимую роль. Их социальный мир сужается. Возрастает уязвимость организма. Некоторые не унывают и пытаются успеть воплотить в жизнь то, что они ещё не успели. Другие находят хобби и наконец отдыхают. Третьи же не могут найти себя и тихо переживают, погрузившись в воспоминания своей молодости и себя. Они смотрят на тех, кем они были, переживают памятные моменты юности. Только это чаще приносит боль и осознание, что так уже никогда не будет: молодость не вернуть.
Потому психологи советуют найти себе ведущую деятельность, которая помогла бы сделать старость счастливой. Это будет правильно и справедливо по отношению к самому себе – наиболее дорогому в жизни человеку.