Наверняка вы даже и представить себе такое не могли – спускаетесь в подземку, а из туннеля выезжает... трамвай. Да, да! Самый обычный трамвай! Или садитесь в вагон, он едет себе, а потом внезапно уходит под землю. Такое возможно только в России! Но как так получилось, что в Волгограде появился подземный трамвай?
Из метрополитена в метротрам
В 70-е годы прошлого века Волгоград развивался крайне бурно: открывались новые заводы, город разрастался, население увеличивалось в геометрической прогрессии. Учитывая то, что региональная столица растянулась вдоль правого берега Волги более чем на 80 километров, жители столкнулись с тем, что добраться из северной части в центр стало довольно трудно. Действовавшие тогда трамвайные и троллейбусные маршруты не позволяли передвигаться без пересадок и затруднений на дорогах. Поэтому власти заговорили о метро. Но недостаток финансирования и стремление все сделать быстро и дешево заставили проектировщиков изощряться. Тогда-то и придумали термин «метротрам» – гибрид наземного трамвайного сообщения и метрополитена. Тем более что под землю надо было спрятать не так уж и много станций. И процесс создания подземного трамвая в Волгограде начался.
Двери справа, платформы слева
По канону, в подземных станциях выход на платформу осуществляется на левую сторону, в то время как на поверхности трамваи высаживают людей на правую. Проблему могли бы решить вагоны с дверьми на обе стороны, но денег на замену подвижного состава не нашли. Зато придумали, как выйти из этого, казалось бы, безвыходного положения. Проектировщики просто решили перекрестить тоннели друг над другом: таким образом вагон уходил под землю справа, а на станцию прибывал слева. В какой-то момент власти пообещали, что метро все-таки появится в городе на Волге, поэтому станции сделали мелкого заложения с возможностью перестройки под стандарты метрополитена. А последние три станции метротрама выкопали без перекрещивания тоннелей. Потом Советский Союз развалился, и их надолго законсервировали.
Первая очередь
Скоростной трамвай отправился в первый путь 5 ноября 1984 года. Подземный трамвай в Волгограде поехал по маршруту, включавшему 17 станций: от «Тракторного завода» и до «площади Чекистов». Таким образом, линия СТ (скоростного трамвая) объединила четыре района города. Существовавшую линию трамвая в центре демонтировали, а на севере вынесли с дорожного полотна. Получилось что вагоны с дорогой почти не пересекаются, а значит, могут ехать значительно быстрее. Наземная часть состояла из 14 станций, а подземная - всего из трех. В районе улицы Бакинской трамваи стали уходить в тоннель и следовать до станций «Площадь Ленина», «Комсомольская» и «Пионерская». С последней вагоны вновь выезжали на поверхность на конечную «Площадь Чекистов». Причем станция «Пионерская» одновременно подземная и надземная. Из-за особенностей рельефа трамваи пустили по эстакаде над поймой реки Царицы.
Вторая очередь
Долгие годы законсервированные станции без перекрещивания тоннелей стояли без дела. Регион становился все беднее, но потихоньку закупал трамваи с двусторонним расположением дверей. В итоге их удалось купить 10 штук. Этого было недостаточно, поэтому было решено сделать два маршрута. 1 декабря 2011 года новые красивые вагоны вышли на маршрут СТ-2, который брал свое начало от разворотного кольца на стадионе «Монолит» в Краснооктябрьском районе и заканчивался на «Ельшанке» в Советском. То есть подземный трамвай в Волгограде продлили всего на три станции. Горожане были одновременно довольны и возмущены. С одной стороны, метротрам объединил аж пять районов. С другой, СТ-2 ездили с большим интервалом,приходилось оплачивать проезд дважды при пересадке.
Единая линия
Между открытием первой и второй очереди прошло целых 27 лет. И наверняка если бы не Чемпионат мира по футболу, то волгоградцы так и не дождались бы единой линии. Но 9 июля 2018 года она все же заработала. Маршрут СТ-2 удлинили, и вагоны поехали от конечной метротрама на севере города до самой последней станции в Советском районе. Прежний маршрут СТ упразднять не стали, он по-прежнему ходит до площади Чекистов с 7:00 до 19:00, поскольку СТ-2 эту станцию игнорирует (это ведь разворотное кольцо).
Теперь народу не приходится пересаживаться, дважды оплачивать проезд и подолгу ждать трамвай. Средняя скорость движения подземного трамвая составляет 25 километров в час. Время движения в пути примерно 40 минут. Общее число станций – 22, а маршрут подземного трамвая в Волгограде растянулся на 17,3 километра.
Станции подземного трамвая в Волгограде
Тракторозаводский район:
- «ВГТЗ».
- «Хлебозавод».
- «Автоцентр».
- «Больница Ильича».
Краснооктябрьский район:
- «Завод «Баррикады».
- «Гимназия № 14».
- «стадион «Монолит».
- «Завод «Красный Октябрь».
- «Улица имени 39-ой Гвардейской дивизии».
- «Площадь Возрождения».
- «Дворец Спорта».
Центральный район:
- «Мамаев курган».
- «Центральный стадион».
- «ЦПКиО».
- «ТРК «Европа».
После начинается подземная часть:
- «Площадь Ленина».
- «Комсомольская».
- «Пионерская».
Ворошиловский район:
- «Площадь Чекистов» (наземное разворотное кольцо).
- «Профсоюзная».
- «ТЮЗ».
Советский район:
- «Ельшанка».
Схема подземного трамвая в Волгограде очень проста – это линия вдоль правого берега Волги.
Нереализованные проекты
Подземный трамвай в Волгограде настолько любят горожане, что долгое время шли разговоры о пуске третьей очереди - от Ельшанки до волгоградского госуниверситета, четвертой – от ВГТЗ до Спартановки и даже пятой – от Комсомольской через жилгородок и до аэропорта. Но все это осталось лишь фантазией проектировщиков на бумаге.
В настоящее время расписание подземного трамвая Волгоград сделали более удобным для пассажиров. Вагоны ходят с 5:49 до 23:08 с интервалом примерно в пять минут. Так что если будете в этом славном городе на Волге, то обязательно прокатитесь на его уникальной достопримечательности. Кстати, журнал Forbes даже включил метротрам в список самых интересных трамвайных маршрутов планеты: он находится на 4 месте.