Советская эпоха и все, связанное с ней, надолго осталась темой для дискуссий, полных ностальгии и воспоминаний. Эта страна оставила неизгладимый след для каждого, кому выпало прожить какое-то время в том непростом, но славном государстве. Один взгляд на предметы того быта, которые теперь становятся экспонатами музеев, способен вызвать улыбку у каждого, кто когда-то с ними сталкивался.
Настольная лампа с зеленым абажуром
Такой предмет из недалекого советского прошлого был необычайно популярен в бывшей великой державе. Когда-то классическая настольная лампа с абажуром зеленого цвета стала подарком Н. Крупской своему мужу, В. Ленину. Она была керосиновой, но настолько понравилась Ленину, что была переделана в электрическую. По его распоряжению такими же светильниками была оборудована целая библиотека. Плафон для настольной лампы всегда был зеленым, и вскоре это новое веяние моды подхватили все.
Затем они перекочевали на столы членов руководящей элиты. Позднее такая настольная лампа в СССР стала считаться признаком достатка в доме ее владельца. Интеллигенция начала передаривать такие светильники друг другу. Они стали ассоциироваться с советской эпохой.
Светильники на струбцине
Популярностью пользовались и основательные приборы из металла. Так, у многих присутствовал дома металлический светильник на струбцине и пружинах. Покрытые эмалью, такие приборы выглядят, будто из фильмов про НКВД. И по сей день у каждого увидевшего такую классическую настольную лампу ушедшей эпохи просыпается чувство приятной ностальгии.
Лампа Наркома
Знаменита и настольная лампа СССР, выпускавшаяся ограниченной серией в период Сталина. Ее называли наркомовской, встретить ее можно на многих картинах, изображающих вождя народа. Наименование ее произошло от того факта, что использовалась она в кабинетах высшего руководства советского государства. В ней отражалась идеология Советов – каждая была помечена эмблемой серпа и молота. Обладать такой было очень престижным. Весь силуэт изделия был тщательно продуман, изящен, оно отличалось удобством в использовании.
Проект для этого осветительного прибора создавался еще до войны выдающимися, уже зрелыми художниками. Они получили образование еще в царскую эпоху, и в работе видны признаки исключительного художественного вкуса. Один из примеров их работы – осветительные приборы метрополитена Москвы.
Внешний вид
Внешне эта настольная лампа из СССР представляет собой изделие с характерными чертами славянской русской культуры. Абажур из металла напоминает русские национальные головные уборы из далеких веков. Более поздние образцы отличаются сглаженностью верхней части изделия. Знак серпа и молота на этой классической настольной лампе обрамляется оливковыми ветвями, их может быть и три, и более – это зависит от точного времени выпуска и места производства. Скрепляют композицию воедино шесть полукруглых винтов на прямых шпилях, что соответствует духу времени.
Конструкция
Благодаря помещению внутрь двух патронов из карболита, которые запрятаны глубоко в недрах светильника, прибор способен обеспечить оптимальную яркость освещения. Это как нельзя кстати для осуществления любого вида работ на письменных столах. Даже при реставрации этой настольной лампы из СССР в наши дни в ней сохраняют эти 2 патрона.
Хлопчатобумажной была проводка внутри и снаружи этого светильника, сборка осуществлялась посредством поклейки изоленты из того же материала.
Опасность
Чаще всего в наши дни проводка той эпохи теряет все свои качества и фактически оказывается разрушенной. Резина высыхает, затем осыпается вместе с изоляцией. Нередко оголенными оказываются провода, что создает множество опасностей для владельца. Поэтому за состоянием таких светильников тщательно следят, заменяя, что необходимо. Покупаемые в антикварных лавках изделия обычно тщательно реставрируют, заменяя всю проводку на современную.
Тем не менее, восхищения заслуживают методы работы создателей изделия, которые позволили удешевить технологии для массового производства, при этом не испортив художественной ценности светильника. Это повышает ценность этого антиквариата для каждого коллекционера, который понимает и берет во внимание трудность сложной послереволюционной и послевоенной эпохи в становлении производства. Во времена создания светильника промышленность страны оказалась фактически уничтоженной. И все технологии, использованные при создании лампы Наркома, отражают дух той эпохи.
Как использовались чаще всего
Эти настольные лампы становились свидетелями напряженного труда руководящего звена государства Советов. Они зачастую были вынуждены трудиться в ночном режиме вместе со Сталиным. Экономя электрическую энергию по сравнению с мощным люстрами, настольные лампы были способны обеспечивать достаточный уровень освещенности, позволявший руководству засыпать на стоящих в кабинетах диванах.
Многие приобретающие такие светильники отмечают, что они являются символом романтизма той эпохи, когда царил духовный подъем, и всюду проводилась активная работа граждан над восстановлением страны. Строилось новое социалистическое общество, которое твердо верило в собственное прекрасное будущее.
След в истории
Такие светильники остались на множестве фото, запечатлевающих Сталина и его окружение. Прорисовка этих предметов повсеместна на портретах правящей верхушки Советского Союза. Именно под светом такого светильника диктором Левитаном на всю страну объявлялись сводки в Великую Отечественную войну. Этот момент стал частым сюжетом исторических фотокарточек.
Сейчас многие из этих светильников подверглись реставрациям, в ходе которых старые патроны менялись на новые. Все из-за того, что, попадая на склады после сталинской эпохи, они часто приходили в негодность. Это было связано с постоянными изменениями в правящем аппарате, переездом руководства, сменами кабинетов. Светильники такого типа становились менее престижными. Часть из них уничтожали, а часть отдавали простым семьям. Они не были способны хорошо отремонтировать изделия, различить их истинную ценность. Они даже не подозревали о таком историческом значении этих ламп. По этой причине множество сохранившихся на данный момент изделий требует хорошей реставрации.
Часто попавшие в руки антикваров светильники обладают полностью модифицированным абажуром. У него искажен цвет, отсутствует плиссировка, шелк совсем истлел. Это в корне уничтожает изначальные художественные замыслы изделия, его исторические корни. В какой-то период времени такие светильники в их первоначальном виде преподносились в награду. Обладать таким означало обладать высоким статусом.
Существовали также советские настольные лампы на прищепке. Встречаются они гораздо чаще и также задевают глубокие струны души своими ностальгическими нотами. Настольные лампы на прищепке появились в советском обществе в 20-е годы XX века. Они также могли использоваться на некоторых заседаниях правящих верхушек.
Все эти предметы старины на данном этапе времени ценятся тем более, чем больше зажиточных людей проявляет к ним интерес. Предложение на них уменьшается неуклонно с каждым годом, что еще больше возносит спрос на них. Антикварами замечено, что такие изделия считаются престижными в кругах руководства России. Их с радостью передаривают друг другу члены современной правящей верхушки.