Неприкосновенность собственности впервые была закреплена в Основных законах Российской империи, введенных в 1906 г. В Конституции РСФСР от 1937 г. основой советского государства была провозглашена социалистическая общественная собственность. Это положение сохранялось вплоть до 1993 г. – до принятия новой Конституции. Неприкосновенность частной собственности сегодня гарантируется государством. Об этом говорится в 1 части 35 статьи Основного Закона. Рассмотрим далее особенности принципа неприкосновенности частной собственности.
Общие сведения
Современные ученые используют различные подходы к трактовке понятий "неприкосновенность частной собственности" и "свобода реализации прав собственника". Немало разъяснений по этим вопросам дает и Конституционный суд.
В общем смысле неприкосновенность частной собственности рассматривается как состояние защищенности от всяких посягательств, как законодательно установленный запрет на совершение любых действий, противоречащих воле собственника. Она признается гарантией свободы личности, самоопределения, автономии. Право на неприкосновенность частной собственности обеспечивает реализацию и других свобод и прав человека и гражданина. Дело в том, что без него общество не сможет ограничивать власть. В этой связи, по мнению некоторых правоведов, недостаточно просто сказать, что в Конституции существует положение о неприкосновенности частной собственности. Закон в России гарантирует именно недопустимость посягательств на нее сторонних лиц, в т. ч. и государства. Неприкосновенность собственности предполагает запрет на неправомерное вмешательство в процесс реализации субъектом его законных прав.
Ключевые аспекты понятия
Следует выделить две стороны неприкосновенности частной собственности. Во-первых, нужно говорить о праве лица быть защищенным. Во-вторых, речь о фактическом состоянии имущества субъекта, охраняемого государством. Оно обеспечивается посредством участия в правоотношениях, отражающих допустимые пределы внешнего вмешательства.
Особенности понятий
По мнению О. Е. Кутафина, право на неприкосновенность выступает в качестве правовой формы опосредования неприкосновенности как таковой. Этот вывод схож с утверждением В. А. Патюлина. Он говорил, что неприкосновенность, рассматриваемая в качестве фактического состояния, выступает в единстве существующих правовых форм и общественных отношений, отражающих некоторые аспекты этой неприкосновенности.
Необходимо четко понимать нюансы правоприменения. Ограничение неприкосновенности частной собственности (и незаконное, и правомерное) приводит к ограничению права собственника. Другими словами, субъект лишается возможности свободно распоряжаться своим имуществом. Вместе с тем при ограничении неприкосновенности частной собственности владельцу гарантируется защита от противоправных посягательств.
Нормативное содержание неприкосновенности
Попытки определить его предпринимаются в рамках конституционно-правовой науки и судебной практики КС. Конституционный суд пришел к выводу, что нормативное содержание неприкосновенности частной собственности включает в себя гарантии обеспечения владельцам свободного использования их имущества, стабильности возникающих при этом правоотношений, недопустимости произвольного изъятия объектов или неоправданного ограничения прав субъектов.
Г. А. Гаджиев, принимая за основу принцип, установленный во 2 части 8 статьи Конституции, и вытекающего из него положения п. 4 ст. 212 ГК, включает в правовое содержание рассматриваемого понятия условие о том, что юридические возможности всех законных владельцев охраняются равным образом.
Из сказанного можно сделать следующие выводы. В содержание принципа неприкосновенности входит:
- Невмешательство в процесс реализации собственником его прав.
- Защита юридических возможностей владельцев и охрана имущества.
- Недопустимость необоснованного изъятия объектов или произвольного ограничения прав собственника.
Пояснения
Невмешательство в реализацию собственником его прав предполагает обязанность государственной власти обеспечить определенную обособленность субъекта и его имущества от прочих лиц путем закрепления в законодательстве запретов и определения статуса лица как собственника.
Охрана имущества и прав осуществляется посредством применения госорганами и общественными объединениями комплекса мер, направленных на предотвращение ущемления интересов субъектов. В нормах закрепляются инструменты и механизмы, обеспечивающие устранение причин нарушений, препятствий для реализации собственниками их юридических возможностей. Охрана прав и имущества, таким образом, способствует установлению нормальных, равноправных отношений.
Защита собственности от посягательства осуществляется госорганами, местными структурами власти и их должностными лицами. Она направлена на восстановление нарушенных или оспариваемых прав собственников. В защите собственности участие принимают и негосударственные институты.
Недопустимость произвольного изъятия имущества или несоразмерного ограничения прав собственника
Данные элементы неприкосновенности являются наиболее привлекательным для исследователей.
Закрепление в законодательстве некоторых ограничений может обуславливаться необходимостью обеспечения стабильности отношений собственности, развития их в рамках, допустимых Конституцией и другими нормативными актами. В соответствии со ст. 55 Основного Закона, права собственника могут ограничиваться только федеральным законодательством и только в той степени, в какой это нужно для защиты конституционного строя, здоровья, нравственности, законных интересов, свобод других субъектов, а также для поддержания обороноспособности и безопасности государства.
Суть ограничения
В юридической литературе нет единого подхода к определению этого понятия. Некоторые авторы полагают, что ограничение прав собственника состоит в изъятии отдельных правомочий. Другие считают, что правомочие, которое должно быть ограничено, из содержания прав не исключается. Что это значит? Это значит, что законный владелец может реализовывать субъективное право в той мере, в какой это допустимо при имеющемся ограничении. Представляется, что второй подход более убедителен. Дело в том, что ограничение само по себе предполагает некоторые затруднения, сдерживания при реализации прав. По мнению В. П. Камышанского, ограничение не исключает отдельные правомочия, а только лишь сужает возможности законного хозяина.
Заключение
Как указывает Конституционный суд в своих постановлениях, право человека может ограничиваться только в той степени, в какой это допускает закон для обеспечения необходимого признания и уважения интересов прочих субъектов, охраны государственной безопасности, поддержания общественного порядка, предупреждения нарушений нормативных предписаний, защиты жизни и здоровья. Важно при этом не допустить трансформации запретов в неконституционное умаление прав. Для этого должны быть соблюдены условия установления ограничения. Среди них наличие риска причинения вреда интересам государства, общества и других граждан, соразмерность, недвусмысленность и четкость формулировок запретов.