Отто Ханс Адольф Гросс родился 17 марта 1877 года в Гнибинге, недалеко от Фельдбаха в Штирии, Австрия. Его отец Ханс Гросс был профессором криминалистики и одним из ведущих авторитетов во всем мире в этой области. Он, например, часто рассматривается как создатель дактилоскопии, науки об интерпретации и использовании отпечатков пальцев. Сын же известного криминалиста, о котором и пойдет речь в этой статье, заслужил себе настолько противоречивую славу, что информации о нем довольно мало даже в интернете, да и та изобилует откровенной "чернухой". Прижизненных фото австрийского психолога Отто Гросса почти не осталось.
Молодость, наркомания и знакомство с Фрейдом
Отто Гросс получил образование у частных преподавателей. Он стал врачом в 1899 году и в 1900-м отправился в качестве военно-морского врача в Южную Америку. В это же время он пристрастился к наркотикам. В 1902-м он работал психиатром и ассистентом врача в Мюнхене и Граце, опубликовал свои первые работы и начал лечение от наркотической зависимости в клинике Бургхольсли близ Цюриха.
Его первоначальный контакт с Фрейдом был либо в это время, либо в 1904 году. Писатель Франц Юнг (однофамилец К. Г. Юнга) утверждает, что Гросс стал помощником Фрейда намного раньше этого, но нет никаких доказательств того, что Гросс имел какой-либо контакт с Фрейдом до 1904 года, за исключением пассажа в письме Франца Юнга к Фрейду: «Я хочу, чтобы Гросс мог вернуться к вам, на этот раз как пациент».
Женитьба и личная жизнь
Интимная биография Отто Гросса началась в самом начале прошлого века. В 1903 году он женился на Фриде Шлоффер и в 1906 году был приглашен как преподаватель психопатологии в университете Граца. В следующем году родился его сын Петер, а также второй сын, также названный Петером, от его отношений с Элсе Джаффе, урожденной Элсе фон Рихтгофен. В том же году у Гросса был роман с сестрой Элсе Фридой Уикли которая позже вышла замуж за Д. Х. Лоуренса.
К тому времени Гросс жил в Мюнхене и Асконе, Швейцария, где он оказал большое влияние на многих авторов-экспрессионистов и художников, таких как Карл Оттен и Франц Верфель, а также анархистов и политических радикалов, таких как Эрих Мюсам, который позже впервые провозгласил республику во время Мюнхенской революции 1919 года. В 1908 году Гросс подвергся дальнейшему лечению в Бургхельзли, где он был проанализирован К. Г. Юнгом - и, в свою очередь, сам его проанализировал. В том же году родилась его дочь Камилла, бывшая плодом отношений со швейцарской писательницей Региной Ульманн, которая позже стала близкой подругой Рильке.
Военные годы
Позже Гросс был проанализирован Вильгельмом Штекелем в 1914 году, и последний объявил его излеченным, но тем не менее рекомендовал ему некоторое время побыть под опекой своего отца. Отец умер через год, в 1915-м, когда Гросс был военным врачом сначала в Славонии, а затем в Темесваре, Румыния, где даже возглавлял тифной госпиталь.
Вместе с Францем Юнгом, художником Георгом Шримпфом и другими, Гросс основал журнал под названием Die freie Strasse («Свободная дорога»), позиционируя его как «подготовительную работу для революции». Он начал отношения с Марианной Кух, одной из сестер австрийского писателя Антона Куха, а в 1916 году у них родилась дочь Софи. Из-за наркомании Гросс снова попал под ограниченную опеку в 1917 году и прошел очередной курс лечения. Он планировал жениться на Марианне, хотя у него были отношения не только с ее сестрой Ниной, но, возможно, с третьей сестрой Маргарет.
Смерть
Он умер от пневмонии 13 февраля 1920 года в Берлине после того, как был найден на улице голодный и замерзший. В одном из немногих положительных некрологов, которые были опубликованы, Отто Каус писал: «Лучшие революционные идеи Германии были образованы и непосредственно вдохновлены им. В большом количестве мощных творений молодого поколения он находит свои идеи с этой особой остротой и теми далеко идущими последствиями, которые он смог вдохновить».
За исключением Вильгельма Штекеля, который написал краткое восхваление, опубликованное в Нью-Йорк Таймс (Stekel, 1920), мир проигнорировал кончину этого изгнанника и бунтаря от психиатрии. На восьмом Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге, четыре года спустя, Гросс был вскользь упомянут, но в целом он так и остался непонятым и недооцененным мыслителем. Прижизненных фото Отто Гросса почти не осталось.
Основные идеи
Какими были идеи Гросса, которые способствовали развитию аналитической теории и практики, и что сделало этой персоной non grata в академическом сообществе?
Он писал в пользу свободы и равенства женщин и выступал за свободный выбор партнеров и новые формы отношений, которые он превозносил как свободные от применения силы и насилия. Он установил связи между этими вопросами и иерархическими структурами в более широком контексте общества и стал рассматривать индивидуальные страдания как неотъемлемую часть страданий общечеловеческих.
Борьба с патриархатом
В своей борьбе против патриархата во всех его проявлениях австрийский психолог Отто Гросс был очарован идеями Бахофена и других сторонников матриархата. «Приходящая революция - это революция для правых матерей», - писал он в 1913 году. Он сосредоточился на сексуальности, но вскоре стал сомневаться в теории Фрейда о том, что она является единственной причиной неврозов.
В отличие от взгляда Фрейда на пределы, наложенные на человеческую психику бессознательным, Гросс видел патологии как подсознательные силы, укорененные в более позитивных и творческих тенденциях. Он много писал о гомосексуальности как у мужчин, так и у женщин и выступал против ее дискриминации. Для Гросса психоанализ был оружием в контркультурной революции с целью свержения существующего порядка, а не средством принуждения людей адаптироваться к нему. Он писал: «Психология бессознательного - это философия революции. Она призвана обеспечить внутреннюю свободу, которая является готовностью к революции».
Холизм
Он видел тело и разум как единое целое, писал, что каждый психический процесс в то же время физиологический. Отто Гросс входит в ряды тех исследователей, которые опровергают разделение мира на физические и духовно-интеллектуальные сферы. Для них тело и душа являются проявлениями одного и того же процесса, и поэтому человека можно видеть только целостно.