"Охранная грамота" – автобиографическая повесть Бориса Пастернака, которая была им закончена в 1930 году. В ней он излагает свои ключевые взгляды на творчество и искусство. Первые главы этого произведения печатались в журнале "Звезда" еще в 1929 году.
Особенности повести
"Охранную грамоту" литераторы стали выделять сразу, как только она появилась в печати. Хотя многие и отмечали, что по своим художественным достоинствам она уступает его предыдущим работам, особенно повести "Детство Люверс". Зато она выигрывает в другом плане: как заметный литературный и культурный памятник эпохи.
Самые первые части текста "Охранной грамоты" написаны в интимном и биографическом ключе. Они помогают понять личность автора. А вот третья часть представляет собой уникальный документ своего времени.
Повествование в "Охранной грамоте" Пастернака начинается с 1912 года, когда автор возвращается в Москву из-за границы. В свойственной себе манере он рассказывает о событиях, которые служат только фоном для описания главного – мира внутренних переживаний. Важно, что в описании этих переживаний угадывается грядущая катастрофичность.
Юбилей Отечественной войны
В "Охранной грамоте" Бориса Леонидовича Пастернака год столетия Отечественной войны, в который и начинаются события произведения, заключает в себе неизбежное и грядущее крушение русской славы. Возникает ощущение, что все это было предопределено самим отношением к своему прошлому.
Так, Пастернак в книге "Охранная грамота" записывает свои впечатления от увиденного.
Когда я возвращался из заграницы, было столетие Отечественной войны. Дорогу из Брестской переименовали в Александровскую. Станции побелили, сторожей при колоколах одели в чистые рубахи. Станционное здание в Кубинке было утыкано флагами, у дверей стоял усиленный караул. Поблизости происходил высочайший смотр, и по этому случаю платформа горела ярким развалом рыхлого и не везде еще притоптанного песку. Воспоминаний о празднуемых событиях это в едущих не вызывало. Юбилейное убранство дышало главной особенностью царствования равнодушием к родной истории.
Такое равнодушное отношение к своей истории автор отражает в скупой передаче настроения героя, а также в его манере изложения своих наблюдений. При этом читатель вынужден согласиться, что отсюда делается вывод о важном историческом значении всего происходящего.
Подкрепляется этот тезис воспоминаниями о том, как представители отечественной интеллигенции в то время относились к власти царя.
Я невольно вспоминал скончавшегося зимой перед тем Серова, его рассказы поры писанья царской семьи, карикатуры, делавшиеся художниками на рисовальных вечерах у Юсуповых, курьезы, сопровождавшие кутеповское издание "Царской охоты" и множество подходящих к случаю мелочей.
После этого становится очевидным грядущая драма.
Манера письма
По приведенным отрывкам и цитатам из "Охранной грамоты" можно наглядно увидеть, какими средствами автор создавал историко-культурный фон для понимания внутренней жизни в тот период.
Очевидно, что Пастернак стремится не использовать сложные формы, излишнее мудрствование. Особенный интерес представляет повесть для понимания обстановки, в которой зарождались многие литературные течения того времени.
Например, в "Охранной грамоте" приводится характеристика зарождения футуризма. Автор ярко рисует, каким было отношение молодежи к современному искусству.
Это было молодое искусство Скрябина, Блока, Комиссаржевской, Белого. Передовое, захватывающее, оригинальное. И оно было так поразительно, что не только не вызывало мыслей о замене, но, напротив, его для вящей прочности хотелось повторить, но только еще шибче, горячей и цельнее. Его хотелось пересказать залпом, что было без страсти немыслимо, страсть же отскакивала в сторону, и таким путем получалось новое. Однако новое возникало не в отмену старому, как обычно принято думать, но совершенно напротив, в восхищенном воспроизведении образца.
В этом случае классическое представление о разрушающем пафосе футуризма встречается с удивительным убеждением. Стоит отметить, что часто при развитии различных литературных форм показывает, что то, что могло казаться разрушительным на самом деле является конструктивным началом.
Литературное поколение
В своем произведении Пастернак приводит оригинальный анализ современного ему молодого и начинающего литературного поколения. Писателям и поэтам, которым суждено было воплотить новый темп искусства. Так пишет о них Пастернак в "Охранной грамоте", анализ которой приведен в этой статье.
Рассуждая о молодом поколении, Пастернак приближается к главной теме своего финального очерка. Он рассуждает об избраннике своего поколения Владимире Маяковском. В ней демонстрируется ощущение значительности Маяковского как литературного явления в футуристических кругах того времени.
Сам Пастернак был убежден, что у Маяковского первенство среди поэтов своего поколения. Он подмечал, насколько тонко передается в то время роль футуризма как передового литературного движения, оправдывая его именно тем, что из него вышел Маяковский.
Поэтическая молодежь
Рассказывая о литературных настроениях поэтической молодежи автор "Охранной грамоты" отмечает, что уже в то время в воздухе висела судьба гадательного избранника. Движение футуристов отличалось новаторством и видимым единодушием.
Воспоминания о встречах с Владимиром Маяковским, особенно читателя впечатляют описания литературной Москвы. Это, пожалуй, лучшее, что было написано об этом поэте в связи с его кончиной. Приведенные здесь воспоминания Пастернака имеют еще большее значение, потому что сам он не принадлежал к его поклонникам.
С определенностью он заявлял о своем несогласии со всем позднейшим периодом его творчества, начиная с него поэму "150 миллионов". Услышав ее из уст самого Маяковского, Пастернак остался к ней совершенно равнодушен. Он отмечал, что даже по прошествии многих лет, когда они и пробовали работать вместе, Пастернак понимал его все меньше и меньше. Но это непонимание не сумело ему помешать воспринять его смерть как огромную и невосполнимую утрату.
Причины смерти Маяковского
В "Охранной грамоте" Маяковский неоднократно подчеркивал, что в корне неправильно рассматривать смерть поэта исключительно из-за его личной любовной неудачи. Он выдвигает свою собственную роковую черту у таких поэтов, как Маяковский или Есенин.
В представлении Пастернака, она их роднит с немецким романтизмом, заключаясь в понимании жизни, как жизни именно поэта. Иными словами они превращали в литературный факт свою личную жизнь, а себя они не могли уже никак отделить от литературы, а своего собственного лирического героя смешивали с самим собой.
В результате крушение их лирического героя приводило к личной трагедии и наоборот: их личная трагедия становилась важным литературным событием. Поэт расплачивался за собственное романтическое понимание своей жизни. Что-то непреходящее охватывало Маяковского и Есенина, приводило их к самоистреблению.
Только преодоления этого романтического жизневосприятия спасло от крушения раньше времени Александра Блока, ложность такого подхода к жизни понимал и сам Борис Пастернак, связывая с этим и момент своего самостоятельного литературного пути. Как отмечал автор очерка "Охранная грамота", возникала неромантическая поэтика, своим самопризнанием давая ключ к осознанию особенности собственного своеобразного поэтического облика.
Отзывы
В отзывах об "Охранной грамоте" Бориса Пастернака многие читатели отмечают, как поначалу сложно воспринимается образ и витиеватость литературного языка автора.
Тут главное - втянуться в родной язык, проникнуться его формами. Пастернак в этой автобиографической повести рассказывает об основных событиях своей жизни. К середине жизни такими главными пунктами его судьбы становятся первая влюбленность, путешествие в Марбург, отказ от музыкального образования, увлечение философией, место Маяковского в мире Пастернака и всей литературе того времени.
Автор внимательно описывает фрагменты и эпизоды своей жизни, некоторые из которых тянутся месяцами, другие неделями, а некоторые состоят только из нескольких часов. Их автор восстанавливает буквально посекундно.
Пастернаку удается органично вплестись общую суть так ловко, что читатель даже не ощущает, как стремительно оказывается в Берлине, в других городах на жизненном пути Пастернака.
Выдающиеся эссе
Все это мимолетные воспоминания о встречах, длительных и кратковременных знакомствах с великими людьми искусства, которые повлияли на его жизнь, судьбу, любовь, историческую эпоху, выбор своего персонального творческого пути.
Пожалуй, наибольшее впечатление производят впечатления о Маяковском. Поэтому книгу советуют читать в максимально тихой обстановке, при этом не спеша, язык не самый простой, некоторые абзацы приходится перечитывать по несколько раз, чтобы уловить все детали в нагромождениях словесных конструкций.
Выдающимся считается эссе "Шопен", которое побуждает тут же переслушать произведения композитора, чтобы сравнить свое собственное восприятие с восприятием Бориса Пастернака. Все это заставляет вновь и вновь возвращаться к этой удивительной и прекрасной повести будущего Нобелевского лауреата.