Парламентская республика – это вид республиканской формы правления. Главное отличие ее от монархии состоит в том, что правитель в стране является сменяемым и выборным. Власть главы считается производной от избирателей или от представительного органа.
Парламентская республика. Признаки
При этой форме правления президент является государственным главой только конституционно. Сфера руководства правителя не распространяется на парламент и всю его деятельность.
Парламентская республика предполагает, что глава исполнительной власти - это премьер-министр (Канцлер в Австрии и ФРГ). Именно он осуществляет всю политику. Премьер-министр и его правительство отчитывается перед парламентом.
В конституции Италии указано, что президент представляет единство всего народа и является главой в стране. Вместе с этим другая статья Основного Закона гласит, что руководство общей политикой и ответственность за ее ведение лежит на главе Совета Министров. Таким образом, согласно итальянским конституционным нормам, исполнительная власть сосредоточена в руках председателя правительства, но не президента.
Подобным образом определяют статус президента практически все парламентские республики.
Несколько нехарактерная для указанной формы правления правовая конструкция присутствует в Конституции Австрии. В Законе указано, что к высшим органам исполнительной власти относится федеральный президент, государственные секретари, федеральные министры и члены правительства земель. Вместе с этим в Конституции присутствует и очень подробное перечисление президентских полномочий. Этот список дает ясно понять, что глава государства является лишь формальным правителем.
Такая же ситуация наблюдается и в Основном Законе Греции.
Следует отметить, что парламентская республика как форма правления строится на принципе, согласно которому президент выступает в роли "арбитра", уравновешивающего ветви госвласти. Таким образом, определяется место главы страны в структуре органов, устанавливается объем полномочий, система выборов. Определяется также специфика взаимодействия с прочими органами власти.
Полномочия главы парламентской республики похожи на полномочия, которыми наделен конституционный монарх. И в первом, и во втором случае власть правителя чисто символическая. Вместе с этим в период политического кризиса роль главы страны резко возрастает. Только президент способен обеспечить сохранение преемственности власти, поддержание политической стабильности.
Парламентская республика (как форма правления) характерна для многих стран. Так, например, такой политический строй установлен в ФРГ, Италии, Швейцарии, Венгрии, Австрии, Ирландии и прочих державах. Из бывших республик Советского Союза только в Латвии установлена парламентская республика.
Указанная форма правления, безусловно, имеет положительные и отрицательные черты.
Основным достоинством системы считается то, что власть в большем объеме сосредоточена в одном органе. Принятие решений осуществляется большинством голосов. При парламентской республике нет должностного лица или какого-либо органа, который может препятствовать реализации решений парламента.
В указанной системе просматриваются границы ответственности за политические действия. В этом случае избиратель точно знает, кого обвинить в неудачах.
Немаловажен и тот факт, что правительство формируется непосредственно избирателями. Во время выборов своеобразную проверку на доверие проходят все кандидаты.
В условиях парламентской республики верховенство парламента исключает концентрацию власти в одних руках.