Шуранова Антонина Николаевна, актриса: биография, личная жизнь, фильмография

Шуранова Антонина Николаевна – актриса советского и российского театра и кино. Она стала народной артисткой РСФСР в 1980 году. Родилась Шуранова Антонина 30 апреля 1936 года в Крыму, а умерла 5 февраля 2003 года в Санкт-Петербурге.

Роли

Ее героини всегда были интеллигентными и строгими, казалось бы, не слишком эмоциональными. Но они всегда обладали сильным характером. Актриса Антонина Шуранова не стремилась всем понравиться, но в то же время трепетно относилась к людям. Ее легко было узнать, даже не бросая взгляда на сцену – настолько знаменит был ее голос.

антонина шуранова в Петербурге

Карьера началась для Антонины Шурановой с фильма «Война и мир», где она сыграла княжну Марью.

Семья

Она родилась в крестьянской семье. Ее отец был белорусом, который в 1917 году стал самым настоящим активистом революции, участником боев в Гражданской войне. В 1929 году он стал выпускником военно-политической академии РККА им.Толмачева в Петрограде.

Мать Атонины Шурановой была из купеческой московской семьи. В 1916 году она окончила профессиональное училище Варвары Лепешкиной, а в 1923 году вместе со своим супругом переехала в Крым. Там отец актрисы стал военным комиссаром на береговых сооружениях.

Семья Антонины Шурановой любила литературу, изучала иностранные языки. Известно, что ее отец обладал хорошим голосом, играл на пианино и пел.

К 1939 году у актрисы Антонины Шурановой было уже две сестры. Именно тогда отца семейства репрессировали, исключив из партии. Он был арестован, допрошен, а в итоге тяжело заболел и умер в 1940 году. После этой истории мать Антонины Шурановой получила анонимку с посланием, что ей нужно срочно уехать из города, если она хочет оставить детей в живых. Не теряя ни минуты, она уехала в Ленинград к сестре. Вскоре началась война, и семья эвакуировалась. Теперь они жили в селе Нифонтово, Вологодской области, где был организован детский сад для находящихся в эвакуации. В этот период Шурановой Антонине довелось пережить тяжелый труд, голод. Тем не менее были в этой жизни позитивные мгновения. Так, силами находящихся в эвакуации женщин был открыт драмкружок. В нем ставились пьесы для местных жителей. Актрисой нередко была мать Антонины.

После войны

Шурановы вернулись в Ленинград в 1944 году. Спустя два года Антонина уже училась в третьем классе, а ее мать стала швеей. Жили в бедности, но будущая актриса приносила домой хорошие оценки, увлекалась биологией, любила ходить в драмкружок.

С целью помочь матери она стала учиться в техникуме, а затем работать в садовом хозяйстве. Так прошло три года. Затем ее посетила идея поступить и на биологический факультет, и в театральный институт. Насколько иначе биография Антонины Шурановой могла бы сложиться, выбери она первый вариант! Однако, поступив и туда, и туда, она остановила свой выбор на театре. На вступительном экзамене Тоня прочитала монолог Настасьи Филипповны, героини из «Идиота» Достоевского, а также басню «Молодая вдова» Лефонтена. Уже с 1962 года она училась в Ленинградском театральном институте.

Первый фильм

По воспоминаниям однокурсников, она с самого начала отличалась профессионализмом, могла бы продолжать школу своих гениальных педагогов. Этим она выделялась на своем курсе, а однажды ее заметил ассистент Сергея Бондарчука, который набирал актеров в фильм «Война и мир».

Сама Антонина Шуранова о съемках в фильмах не мечтала, она была уверена в том, что нефотогенична. Помимо этого, институт не любил отпускать студентов на съемки. Ей самой хотелось выступать на театральной сцене. Но как-то раз на лекциях побывала женщина необычной внешности и опросила студентов, хотели бы они попробовать себя в «Войне и мире».

Началась шумиха, а студенты шутили, распределяя между собой роли. Антонина громко сказала о княжне Марье, что она «плакса с костлявой спиной», которую нужно сыграть ее сокурснице. Однако ассистентка услышала это и внезапно порекомендовала самой Тоне сыграть эту роль. Но та отказалась. Женщина же настаивала на своем, она пошла за Тоней в трамвай, а затем зашла к ней в гости. Взяв несколько ее фото, она уехала.

Вскоре из Москвы будущей актрисе пришла телеграмма с приглашением выехать на кинопробы в картине «Война и мир» на роль княжны Марьи.

Княжна Марья

Но сама Тоня не восприняла это всерьез и отшучивалась. Преподаватели удивлялись телеграмме, не видя в студентке княжны Марьи. Тем не менее кинодеятели стали забрасывать деканат приглашениями, адресованными Шурановой. И в итоге ее отпустили «посмотреть Москву».

Уже на месте, по воспоминаниям Тони, она играла в кинопробах, будучи одетой в маленькое платье, которое буквально «трещало по швам». На ее волосах был шиньон, чьи пряди торчали во все стороны, грим, по воспоминаниям актрисы, был «дурацким». Тем не менее в пробах она участвовала не менее 4 раз, правда, без энтузиазма и стараний.

Каждый раз партнеры были разными, но «тулуп», надетый на нее, оставался все тем же. Вскоре было объявлено, что в отборе осталось 17 претенденток, и Антонина была среди них. Затем осталось 11, 9, 5. И на этом моменте в актрисе проснулся азарт. Конкурентки никогда не сталкивались друг с другом, это было подстроено намеренно: когда одна заходила на пробы, другая выходила из дальней двери. Как-то раз Шуранова была в гримерке, когда услышала, как все зашептали: «Идет, идет!». И появился Сергей Федорович Бондарчук.

Он подошел к девушке, рассматривая ее со всей внимательностью. Она ерзала и сползала со стула, руководствуясь желанием приветствовать режиссера, но затем вспомнила, что он мужчина, а она - женщина, и остановилась. Затем ее пронзила мысль о том, что она студентка, и снова она начала сползать. Все это, улыбаясь, наблюдал режиссер. Актрисе стало невыносимо стыдно, и она покрылась румянцем, смутившись до слез. В точности, как княжна. В итоге она сдалась, опустив глаза, и осталась на стуле.

С лаской осматривая ее, Бондарчук расспросил девушку о ее карьере, а затем ушел, шепнув что-то ассистентам. И с этого мгновения вокруг Тони началась возня. Наступил период отношений со съемочной группой. Вокруг нее носился целый ураган: кто-то снимал «тулуп», кто-то нес новую одежду, кто-то причесывал, а кто-то – гримировал.

Затем из распахнутой двери появился Кторов, старый Болконский, объявив, что он теперь Тонин отец. Он и стал учителем девушки на съемках. Он напоминал счастливой наивной актрисе, радующейся тому, что ее забирали на машине, о том, что вокруг нее возятся, пока она нужна в кино. А когда кончатся съемки – и билета обратного не купят. Это актриса вспоминала в своем интервью.

Итоги

Когда Тоня исполнила роль Марьи, это произвело настоящий фурор. Она сумела создать особый образ, выходивший за границы простого пересказа человеческой судьбы. Он стал рассказом о жизни, полной внутреннего достоинства и уверенности в себе.

После фильма

Уже окончив институт, Шуранова по приглашению Зиновия Корогодского ушла работать в ТЮЗ им. Брянцева. Эта эпоха была золотой для ленинградских театров. 3 величайших режиссера – Товстоногов, Корогодский и Владимиров ставили в 70-х годах великолепные спектакли.

антонина шуранова в молодости

На них съезжались театралы с разных концов страны. Тем не менее Тоня имела предубеждения в отношении детского театра. Но в скором времени приняла его дух. Ей удалось это, когда она осознала, что и со зрителями детского возраста стоит общаться со всей цельностью эмоций взрослых людей. Благодаря этому она добилась успеха и удовлетворенности в театре.

Сам Корогодский говорил про Антонину, что она стала звездой поколения 60-х. Он служил на Северном флоте, когда был выпущен фильм с ее участием. Тогда для матросов поощрением были билеты на спектакли с ее участием. Каждую героиню она освещала своими глазами, талантом, необычайной чистотой души. Она всегда носила в себе некую тайну.

Роли в ТЮЗе

Особенно выделяют рольиАнтонины в пьесе Гибсона «Сотворившая чудо», пьесе Ольшанского «Тимми, ровесник мамонта». Она очень чувственно сыграла Анни Сюлливан, которая была волевой, сильной личностью, но и вжилась в роль мягкой и трогательной мисс Феллоуз. Их объединяло большое желание стать защитницей подростков, помогающей отстоять их человеческое достоинство. Сама Шуранова отмечала, что в этом театре ее привлекает то, что она играла самые неожиданные роли.

Карьера в кино

В 1970 году снялась Антонина Шуранова в фильме «Чайковский». Изначально на приглашение туда от нее прозвучал отказ, однако затем она дала согласие, оказавшись привлеченной тем, что героиня ее была сложна и противоречива. Тоня добавила женщине, переживающей отчаянную любовь, стареющей, несчастной, но гордой, незаурядные черты. Она показала ее полной нежности и духовности, которые оказались невостребованными. В ней была болезненная интеллектуальность, на деле никому не нужная. Тоня радовалась тому, что партнером ее по фильму стал Смоктуновский.

Редко она была исполнительницей главных ролей в кинолентах, однако наградой от Антонины Шурановой для каждой ее героини был внутренний мир, цельность личности. Поэтому в них была неразгаданная притягательность.

В 1974 года отметилась Антонина Шуранова в фильме «Странные взрослые». Там она играла воспитательницу детского дома.

В фильме «Инженер Графтио» Антонина Шуранова была женой главного героя.

антонина шуранова в фильме

Ее партнеры отмечали особую, благородную красоту актрисы, ее твердость. Она отметила своим присутствием фильм Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Тоня играла роль Анны Войницевой, и это было крайне успешно. Кинолента «Неоконченная пьеса для механического пианино» вышла в 1977 году.

Личная жизнь

Проработав в ТЮЗе практически 20 лет, Тоня сыграла многочисленные роли, перезнакомилась со всеми актерами. В том числе со своим будущим мужем – Александром Хочинским.

Познакомились Антонина Шуранова и Александр Хочинский, когда оба уже имели супругов. Но их влекло друг к другу. Знакомство состоялось, когда Александр участвовал в дипломном спектакле «Конек Горбунок», играя Спальника, а Шуранова стала в нем Царь-девицей. Завязалась дружба семьями: Антонина с ее мужем, с которым они расписались еще на первом курсе, и Александр с женой Ирой Асмус, которая впоследствии ушла из жизни при трагических обстоятельствах: клоунесса сорвалась с цирковой верхотуры. Вместе они проводили много времени.

Затем Александр отправился служить, где и открылся его артистический талант. Первое время он считался поющим молодым человеком, но затем стал актером. Известным стал его дует с Виктором Федоровым. Они превосходно пели, но не осталось ни единой кассеты с его записями.

Разведясь с женой, он расписался с художницей. А Тоня второй раз вышла замуж за врача.

Проходя службу в армии, Хочинский приходил в семью Антонины, оставаясь с ночевкой. Муж ее был этим недоволен. А Саша после завтрака уходил, пропадая на целые сутки. Ему было свойственно возникать неожиданно и так же пропадать. Он будто плыл по жизни, по одному ему ведомому течению.

Так продолжалось какое-то время: будущие супруги сходились с другими и разводились на глазах друг у друга до одного момента. Они вместе ставили спектакль по Киплингу «Кошка, которая гуляла сама по себе». Роли актеров были чувственные: Саша был Диким Мужчиной, а Тоня – Дикой Женщиной. Это их сблизило.

И в один прекрасный момент Шуранова забрала свои вещи и переехала к Хочинскому. Она уже поняла, что с бывшим мужем, не понимавшим ни ее, ни театр, она оставаться не хочет. Он возмущался, что она задерживалась в театре. А она говорила, что театр – не станок, который можно выключить по гудку и уйти. Муж стал чужим.

Когда Шуранова ушла к Александру, началось светлое время.

Их 14 лет связывала дружба, она была старше его на 7 лет. А вместе они стали жить с 1976 года в коммунальной квартире. Семьи, проживавшие в ней, стали одной семьей. До прихода в квартиру Антонины Хочинского обстирывала и кормила соседка Люся. Когда пришла Шуранова, та оставляла жильцам записки: «Тоня, твои пироги – под полотенцем, а Сашина бражка – в ковшике». Но свадьбы между Тоней и Сашей не состоялось, они только расписались. Произошло это так. Когда-то сотрудники гостиницы во время гастролей отказывались селить их в один номер, и Хочинский предложил поставить в паспорта штампы. До этого момента они прожили вместе 7 лет, а тут в перерыве между репетициями стали мужем и женой.

Хочинский и Шуранова

Дуэт Шурановой и Хочинского – один из самых ярких. Александр был буйным, темпераментным, а Антонина – замкнутой, строгой и целеустремленной. Казалось, что между ними лежит пропасть, но чувства их сметали всякие противоречия между ними.

Их жизнь на Покровке окуталась слухами и байками. Хочинский был очень коммуникабельным, и его знала вся Покровка, друзей у него было очень много. Дом их всегда наполнялся людьми, и все считали себя лучшим другом Александра. Антонина с Александром играли в театральном дуэте, ставили пьесы, а затем вместе ушли из ТЮЗа вместе с отставкой в 1986 году режиссера Корогодского. Его ложно обвинили в мужеложестве, отстранив от должности. В те годы началась перестройка, возникло множество новых театральных студий, и в период 1990-1993 годов Шуранова стала актрисой в «Интерателье». Специально для нее был поставлен спектакль «Андромаха» Рассина. Однако публика не оценила его, и спектакль состоялся не более 10 раз. В 1993 году «Интерателье» закрылся.

Шуранова продолжала работать на радио и дубляже. В 1995 году она играла в Театре Сатиры на Васильевском. Годы были тяжелыми, зал никогда не был полным, спектаклей новых не ставилось. Однако руководитель Владимир Словохотов отмечал, что Шуранова намолила театр, оставив особое ощущение в нем: когда в него входишь, не хочешь уйти. Тем не менее она сыграла лишь в 3 спектаклях здесь.

Последние годы жизни

11 апреля 1998 года умирает Александр Хочинский. О причине смерти Антонина Шуранова рассказала следующее. Еще в 1996 году ее муж лег в больницу из-за многочисленных язв и увеличенного вдвое сердца. К здоровью он относился с легкомыслием. Он не отказывался пить алкоголь, но за 2 года до смерти бросил курить. Он был этим горд.

11 апреля 1998 года он собирался на репетицию и уже заводил машину, но затем зашел домой, сказав, что с трудом дышит. Шуранова сразу поняла, в чем дело, и вызвала врачей. Александра пытались откачать до последнего. А Антонина стояла напротив 2,5 часа.

Она когда-то играла в кино «Дела сердечные» и понимала, что происходило.

Врач сообщил ей, что сердце отказывается заводиться. Медики старались, но затем выключили дефибриллятор и начали заполнение бумаг. Она так и не заплакала. Во время похорон плакали навзрыд некие мужчины с бородами и усами, а она сидела в спокойствии.

Затем она не хотела уходить из дома. Иногда она собиралась в гости к друзьям на дачу, но приезжала и места себе не находила. И тут же уезжала в квартиру, а когда садилась в кресло, видела, как прогибался подлокотник. И здоровалась с Сашей. Она верила, что он был рядом.

Ее удивляло, что после его смерти ей оказывали помощь бродяги, с которыми он гулял. Художник, с которым Хочинский пил, подарил ей его портрет. При жизни мужа она не любила всех этих людей, считала их собутыльниками. Но когда он умер, они приходили и давали ей конверты с деньгами. На могилу его положили венок с надписью: «Саше от Покровки».

Могила Шурановой

Без мужа Антонина стала замкнутой, она прекратила общение со многими людьми, не радовалась работе в Театре Сатиры. А затем узнала, что болеет раком. Она продолжала работу, была актрисой сериалов, ставила спектакль, но угасала. После долгой борьбы с болезнью она умерла. Это произошло 5 февраля 2003 года. Могила Антонины Шурановой находится на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с ней похоронен ее муж – Александр Хочинский. Детей у нее не было.

Воспоминания

Тоня никогда не стремилась стать легендарной. Ей не нужно было пытаться всем угодить. Она вызывала уважение своим умением говорить «нет». И она вполне себе это позволяла. Однажды она была единственной, кто встал и вышел во время просмотра не самого удачного фильма молодого Романа Смирнова.

Он преисполнился благодарности к ней за ее честность. Порой театру, репетирующему со Смирновым, хочется слышать ее уникальный альт, желающий удачи и рассказывающий о ее любимой Италии.

Многие отмечают ее человеческую порядочность и некий трепет, всегда в ней живший. Всегда с ней оставался этот знаменитый «Марьин» взгляд с лучистыми глазами. Он обнимал все вокруг с глубокой любовью. Сама Антонина говорила, что княжна обучила ее слезам и жалости, в то же время придав ей много ранимости. Следы от роли, в которую актриса вжилась, еще долго преследовали ее, наложив отпечаток на ее личность.

Жалость в Марье

Ей нужно было стараться, чтобы стать другой – слабой и сильной, великой и ничтожной в своих ролях. Но всегда она была королева своих поступков и жизни. Наверняка она испытывала на себе зависть окружающих. Еще будучи студенткой прославилась. Роли ее были интересными, разнообразными. Мужчины к ней тянулись, а в мужьях у нее был красавец Александр Хочинский. Но мало кто понимал, что сила ее – от полного страдания. Гордая посадка головы – от унижений. Мудрость – от горького опыта, вера – от потерь.

Антонина Шуранова оставила свой неизгладимый след в русском кино и театре. А в 2006 году про нее вышел документальный фильм «В живых сердцах оставить свет…».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.