Методика преподавания истории

Методика преподавания гуманитарных наук в последние два десятилетия претерпела значительные изменения. Это в первую очередь связано с общественно-политическими трансформациями, которые произошли на рубеже девяностых годов прошлого столетия. Они отобразились и в методике преподавания истории – ключевой дисциплины, с помощью которой формировалось сознание гражданина бывшего Советского Союза.

Сегодня преподавание истории в корне стало иным. В первую очередь, поменялись программы, в которых значительное количество часов отводится именно отечественной истории, а во вторую – отношение к ученику, как к субъекту учебного процесса. Отныне он становится не просто сосудом, который наполняют знаниями. Он активно вовлекается в урок, становится тем "факелом", который способен разжечь интерес к уроку, к предмету. Методика преподавания истории в школе основана на вовлечении школьника во все формы учебной деятельности. Для этого у учителя есть разнообразие форм преподавания дисциплины, которыми он умело должен оперировать все время, отведенное для изучения темы.

Теперь остановимся на ключевых моментах, которые обрела методика преподавания исторических дисциплин в последнее время. В первую очередь, это активность, которая стоит во главе любого урока. Выбор того или иного метода зависит от цели, которую преследует учитель, психологических особенностей класса, от того, насколько дети готовы работать по методикам, от учебных навыков, которыми они оперируют. Для облегчения восприятия материала можно использовать логические схемы, опорные сигналы, а для активизации познавательной деятельности – деловые игры, творческие лаборатории, исторические исследования.

При применении таких инноваций у детей развивается логика, восприятие нового через ассоциации, интерес к любым общественно-политическим проблемам, навыки использования опытной базы и решения новых задач на основании накопленного опыта.

Для того чтобы методика преподавания стала более активной, можно применять  перечисленные ниже методы.

  1. Критическое мышление. События, личности, явления поддаются критике, в процессе которой ученики учатся не только находить негативные, но и позитивные стороны.
  2. Мозговой штурм. При нем ученики должны высказывать свои мнения и предположения по проблеме сходу, почти не обдумывая. При этих импульсивных ответах они учатся выделять из комплекса возможных решений, пусть даже и самых фантастических, те рациональные зерна, которые на самом деле стоят внимания.
  3. Опрос по цепочке – выстраивание череды решений, среди которых выбираются лучшие. При этом учитель может строить конспект-схему на доске.

Для того чтобы методика преподавания истории стала более живой и насыщенной, вовсю можно применять междисциплинарные связи. На уроках можно использовать связь в первую очередь с литературой, такими произведениями, как «Горе от ума» Грибоедова, гоголевский «Ревизор», «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

Для изучения крупных тем, которые не входят в большом объеме в программу, можно создавать творческие лаборатории, результаты работы которых будут представлены на уроке. При изучении тем о войне можно анализировать письма с фронта, проводить исторические исследования периода НЭПа, коллективизации, перестройки. При этом коллективно можно защищать рефераты, работать в мини-группах. В итоге работы ученики отстаивают свое мнение, учатся быть толерантным к мнению других, заинтересовывать беседой и вовлекать в нее собеседника. Такие новые подходы не дают детям скучать - на уроках они превращаются в судей истории, формируют гражданскую позицию по отношению к событиям, что способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.