Ники Лауда (фото приведено далее в статье) – австрийский автогонщик, выигравший три чемпионата "Формулы-1" 1975, 1977 и 1984 годов. Последние две победы он одержал после того, как пережил ужасную катастрофу в 1976 г., в которой получил серьезные ожоги и едва не погиб. Лауда основал и руководит двумя авиакомпаниями (Lauda Air и Niki), а также консультировал Ferrari, был менеджером Jaguar и главой Mercedes AMG Petronas.
Ранняя биография
Ники Лауда (Андреас Николаус Лауда) родился в Вене 22.02.1949, в зажиточной семье. Социальный статус оказался для него и помехой, и удачей. Хотя позже он и сам стал успешным в бизнесе, к ужасу его семьи, было очевидно, что он не подходит для этой роли. Однако семейные связи пригодились, когда ему надо было занять денег, чтобы финансировать свои выступления. Он занялся этим видом спорта не потому, что ходил на соревнования или был без ума от победителей гонок, а от врожденного интереса к автомобилям, который проявился у Ники Лауды в молодости. Когда ему было 12 лет, родственники, приезжавшие в гости, позволяли ему парковать свои машины. В подростковом возрасте у него уже был свой кабриолет Volkswagen Beetle, в котором он ездил по имению родственника.
Ники впервые принял участие в соревнованиях в 1968 г. Это был подъем в гору, в котором он занял второе место. После этого, несмотря на настойчивые требования отца держаться подальше от гонок, он соревновался в езде в гору, а затем в "Формуле-Фольксваген". Он не снимал автомобиль "Формулы-3" с трейлера, чтобы участвовать в гонках по всей Европе. В 1971 г. он отказался от "Формулы-3" в пользу "Формулы-2".
На пути в высшую лигу
Благодаря деловой репутации своей семьи Лауда смог получить кредиты, которые иначе не были бы доступны. Он использовал их, чтобы купить место в "Формуле-2" в марте 1971 г., став партнером Ронни Петерсона, а в следующем сезоне попробовал себя в "Формуле-1". Он убедил Луи Стэнли из британской команды BRM продать ему место. В ходе всего этого он влез в долги, которых бы хватило на небольшую банановую республику. Даты платежей не совпадали с поступлением денег от автомобильных гонок. Но способности Лауды заставили обратить на него внимание. Словно в сказке, сперва Стэнли начал платить ему, а затем Лука Монтеземоло из "Феррари" позвонил, прежде чем его финансовый карточный домик рухнул.
Карьера в Ferrari
Лауде удалось разорвать контракт со Стэнли, и он начал свой тернистый путь с Ferrari. В свой дебютный 1974 г. он завоевал первую из 26 побед в «Формуле-1». Вместе с товарищем по команде Клеем Регаццони они бросили вызов чемпионату. Лауда выиграл его в следующем году на машине, которая технически намного превосходила любую другую. У него было 5 побед и огромный отрыв от второго места. Позже австрийский гонщик назвал 1975-й «невероятным годом».
Авария на Гран-при Германии
Чемпионат, который Лауда мог бы назвать самым запоминающимся, он проиграл. В спортивных соревнованиях на верхнем уровне обязательно что-то должно пойти не так. Но здесь участвуют мощные машины с необычайно высокими уровнями кинетической энергии, поэтому, когда что-то не ладится, люди могут сильно пострадать или погибнуть. Ники Лауда (фото приведено в статье) получил тяжелые травмы в Гран-при Германии 1976 г., выступая на старом Нюрбургринге. Это были драматические события, которых до этого никогда еще не было. Лауда лидировал со значительным преимуществом, несмотря на наличие трещины в ребрах, которые он получил в результате наезда трактора, когда перевозил свое имущество в Зальцбурге. Плейбой "Формулы-1" Джеймс Хант практиковал рискованный стиль езды и почти касался болида Лауды своим McLaren, несмотря на то, что его победа на британском Гран-при была аннулирована из-за предполагаемых технических нарушений.
К началу Гран-при Германии Хант отставал от австрийца на 23 очка. После ранней остановки для смены «мокрых» покрышек на гладкие протекторы и прохода поворота Bergwerk болид Лауды сместился вправо, столкнулся с ограждением, отскочил назад по трассе, столкнулся с Бреттом Лунгером и загорелся. Несколько водителей, включая Лунгера, Гая Эдвардса и бесстрашного Артуро Мерцарио, смогли вытащить австрийского гонщика из горящих обломков. Несмотря на то что после аварии Ники Лауда смог встать, вскоре стало очевидно, что его ранения были серьезными. Горячие, токсичные газы повредили его легкие и кровь. Его шлем частично разрушился, и у него были серьезные ожоги головы. Лауда впал в кому. В течение некоторого времени его жизнь была под вопросом. Однако он пришел в себя и вернулся в кокпит через 6 недель после аварии.
Соперничество с Хантом
За время восстановления Лауды прошло 2 гонки, и Хант приблизился к нему. Победа в Брэндс-Хэтче была ему возвращена по апелляции, и он выиграл в Зандворте. Возвращение Лауды в Монце дало ему удивительное 4-е место и 3 очка. Хант победил в обоих североамериканских этапах, а австрийскому гонщику из-за проблем с подвеской пришлось остаться ни с чем в Канаде и удовлетвориться третьим местом в Уоткинс-Глене. Впечатляющие результаты сократили отставание Ханта до 3 очков, и в календаре оставалась только Япония. Гонка началась под проливным дождем, и после двух кругов Ники Лауда перестал говорить о безумии вождения в таких условиях, отказавшись от борьбы. Возможно, он был прав, но все еще страдал от последствий аварии на Нюрбургринге. Дождь скоро прошел, Хант занял третье место, несмотря на позднюю смену шин, и набрал 4 очка, которых было достаточно, чтобы получить титул.
Хант выиграл восемь гонок против четырех у Лауды и шесть из последних девяти. Когда он терпел неудачи, он всегда возвращался назад. Когда представилась возможность, он пользовался ею в истинном духе чемпионата. Австрийский гонщик поставил себя в неудобную и напряженную ситуацию: все еще возглавляя турнирную таблицу, он испытывал физические и психические последствия очень тяжелой аварии. Он мог бы выиграть сезон, но в Японии он проявил восхитительное здравомыслие в условиях огромного давления внешних обстоятельств.
Переход в Brabhem
В 1977 г. Лауда отправился на свой второй чемпионат, несмотря на то, что выиграл только 3 гонки, а затем быстро покинул Ferrari в Канаде. Прощание не было дружеским, хотя позже он пересмотрел большую часть своей критики команды (и в конечном счете стал для нее своего рода министром без портфеля).
В 1978 г. гонщик Ники Лауда перешел к Берни Экклстоуну и Гордону Мюррею из «Брэбема». Успеха от этого трио вряд ли можно было ожидать. 12-цилиндровый Alfa не мог справиться с этой задачей. Экклстоун был занят финансированием «Формулы-1». Единственное реальное достижение Лауды во время двух сезонов с «Брэбемом» - печально известный Fan Car. Lotus начал делать большие успехи с наземными эффектами, целью которых было уменьшение давления воздуха под автомобилем, чтобы увеличить сцепление с шинами и скорость на поворотах. «Брэбем» переместил радиаторы в заднюю часть автомобиля и охлаждал их большим вентилятором, а не набегающим потоком воздуха, как это было в обычном режиме с боковыми радиаторами. Конечно, вентилятор использовался для отвода воздуха из-под автомобиля, что увеличивало прижимную силу. Лауда и Джон Уотсон пошли на все ухищрения, чтобы скрыть этот факт. На этой машине Ники выиграл единственную гонку в Андерсторпе в 1978 году, но болид никогда больше не участвовал в соревнованиях, поскольку вентилятор незамедлительно был запрещен как противоречащий правилам.
В 1979 году в Канаде, ровно через 2 года после прощания с Ferrari, посреди практики Лауда неожиданно решил, что больше не хочет участвовать в соревнованиях, и быстро ушел из «Формулы-1».
Возвращение
Ники Лауда вернулся в 1982 году, по его собственному признанию, по финансовым соображениям. Авиакомпания, которую он основал, переживала трудные времена. Он подписал с Роном Деннисом и McLaren контракт на 4 гонки. Его напарником был Джон Уотсон.
Возвращение Лауды совпало с большой войной гонщиков с FISA и FOCA. Одна из наиболее заметных стычек произошла в 1982 году в Южной Африке. FISA ввела т. н. суперлицензию для водителей «Формулы-1», чтобы маргинальные таланты не могли попасть в кокпит болида. Владельцы-члены FOCA (при явном попустительстве FISA) воспользовались процессом лицензирования, чтобы связать водителей с их командами. Большинство гонщиков, включая Лауду с его проницательным взглядом на все финансовые вопросы, увидели эту уловку и отказались подписывать. В Южной Африке FISA угрожала отстранить их от участия в гонках из-за отсутствия лицензий. Лауда и Дидье Пирони, глава Ассоциации водителей Гран-при, организовали движение сопротивления и сагитировали большинство водителей запереться в конференц-зале отеля, пока Пирони договаривался с главой FISA Жан-Мари Балестре. Власти пошли на уступки еще до начала соревнований, на которых австрийский гонщик занял 4-е место.
Ники Лауде не потребовалось много времени, чтобы снова начать побеждать. В Лонг-Бич он выиграл третью гонку с момента возвращения. В этом сезоне он также пришел первым в Брэндс-Хэтче. В 1983 г. побед не было, но сезон 1984-го Лауда закончил в верхней части турнирной таблицы. Несмотря на то что он выиграл чемпионат 1984 года с отрывом всего в 0,5 очка, он, похоже, в течение большей части сезона смирял своего обычно более быстрого соперника и нового товарища по команде Алена Проста. Лауде не нравились риски, которые он считал ненужными. Он не удваивал свои усилия, когда дела шли плохо. Он не совершал самопожертвований на благо команды (хотя сделал бы это для себя). У него часто были хорошие машины и талантливые товарищи по команде – Регаццони, Ройтеман и Прост. У Лауды была уверенность в себе, которая обычно бывает у страдающих манией величия. Вероятно, все три его чемпионата были такими, потому что он хотел этого по каким-то другим причинам.
Личная жизнь
Ники Лауда женился на Марлен Кнаус в 1976 г. У них родилось двое сыновей: Матиас, также ставший автогонщиком, и Лукас, являющийся менеджером брата. У Лауды есть внебрачный сын Кристоф. В 1981 г. Ники Лауда и его жена развелись.
В 2008 он женился во второй раз на Биргит Ветцингер. Жена на 30 лет младше его и до замужества работала стюардессой в его авиакомпании. Биргит отдала свою почку Лауде, когда трансплантат от его брата отказал в 1997 г. В сентябре 2009 г. Биргит родила двойню, мальчика Макса и девочку Мию.
2 августа 2018 г. было объявлено, что Лауде в его родной Австрии была успешно проведена операция по трансплантации легкого.
Честность и прямота
Важной частью отношения Лауды к соперникам было то, что он был таким же беспристрастным и честным с самим собой, как и с другими. В конце 70-х была организована встреча между ним (действующим чемпионом мира) и Мухаммедом Али. Лауда ушел оттуда в недоумении. Не из-за шумихи, которой окружал себя знаменитый боксер, но потому, что Али, похоже, сам верил в свою легенду. Так заблуждаться австрийский гонщик не мог себе позволить.
Интересный случай произошел после того, как он второй раз ушел из гонок. Один из его самолетов Boeing 767 после вылета из Бангкока потерпел авиакатастрофу и разбился в джунглях, прервав несколько сотен человеческих жизней. Лауда бросился из Австрии к месту крушения. Рассматривая куски самолета, тела и подлесок, он в одиночку обнаружил доказательства, указывающие на неисправность реверсоров. Лауда сыграл важную роль в раскрытии информации, полезной для определения причины катастрофы. Он отправился прямо в Англию, где смог проверить теорию на симуляторе Boeing 767, а затем сразу же провел пресс-конференцию, на которой с типичной ясностью и лаконичностью заявил, что знает причину аварии, и что это не вина Lauda Air, а проблема самолета Boeing. Официальное расследование, завершившееся примерно через год, пришло к такому же выводу.
Эта безжалостная прямота пригодилась ему в бесчисленных интервью во время его гоночной карьеры. Пока Хаккинен демонстрировал, что он не допускает глупых вопросов, кашляя и моргая, глядя в пол и повторяя ответы снова и снова, Лауда делал то же самое несколькими быстрыми, умными, меткими фразами.
Окончательное прощание с автоспортом
После своего третьего чемпионата Ники Лауда в «Формуле-1» долго не задержался. Его второй и окончательный уход произошел в Аделаиде в 1985 году. Расставание было типичным для его подхода к гонкам и к жизни – быстрым, без лишних слов и не оглядываясь назад. В какой-то момент он летел на своем «Макларене» по длинной прямой. Внезапно отказали передние тормоза, и он направился в зону съезда прямо к стене. Остановившись, он вышел из машины и, не оглядываясь, исчез за барьером. Он думал только о том, как поскорее улететь оттуда.
Многие действия Лауды могут показаться несколько импульсивными. Но он, вероятно, не столько резок, сколько патологически решителен. Его крайняя неприязнь к легкомыслию, вероятно, объясняет такие вещи, как его внезапный уход из Ferrari в 1977 году, столь же быстрый разрыв с «Брэбемом» и «Формулой-1» в 1979 г., а также его борьбу с монополией «Австрийских авиалиний» путем создания собственной авиакомпании. Лауде была несимпатична непунктуальность. По его собственному признанию, окружающим, в т. ч. и его семье, часто приходилось устраивать свою жизнь в соответствии с его потребностями.
Уникальная личность
Лауда был бдительным и совсем не сентиментальным, когда речь заходила о деньгах. Например, он настаивал на оплате автограф-сессий. Эти и другие личные черты сталкивали его с другими эго на его жизненном пути. Во время выступлений за команду «Феррари» Ники Лауда, сама противоположность итальянца, никогда не пользовался любовью болельщиков так, как Жиль Вильнев или даже Мэнселл. Тем не менее он стал легендой своего времени. Конечно, отчасти из-за несчастного случая в Нюрбургринге. Но в первую очередь это было результатом уникального воздействия, которое его личность и навыки оказали на спорт. Возможно, были и лучшие гонщики, но второго такого не было никогда.