Серджио Леоне – итальянский режиссер, продюсер, сценарист и актер. Один из самых влиятельных кинематографистов двадцатого века, считается создателем жанра «спагетти-вестерна». За свою карьеру в качестве режиссера создал всего восемь картин. Наиболее известен благодаря фильмам «долларовой трилогии» и криминальной драме «Однажды в Америке».
Детство и юность
Серджио Леоне родился 3 января 1929 года в столице Италии, Риме. Отец – Винченцо Леоне, режиссер, работавший под псевдонимом Роберто Роберти, один из основателей итальянского кинематографа. Мать – известная актриса немого кино Биче Валериан.
Во время учебы в школе познакомился с известным в будущем композитором Эннио Морриконе, который был одноклассником Леоне. С детства будущий режиссер находился на съемках картин отца, тогда и зародился его интерес к кинематографу. В возрасте восемнадцати лет Серджио Леоне оставил учебу в университете, где должен был получить диплом адвоката, и решил начать карьеру режиссера.
Начало профессиональной деятельности
Одной из первых работ Серджио стал классический итальянский фильм «Похитители велосипедов», где молодой кинематографист выступил в роли второго режиссера. Также в это время Леоне стал писать сценарии.
В пятидесятых годах прошлого века Леоне начал работать в качестве ассистента режиссера на итальянских картинах и американских фильмах, съемки которых происходили в Италии. В те времена были крайне популярны исторические эпики о Древнем Риме.
В 1954 году Серджио Леоне работал вторым режиссером на комедийной картине «Они украли трамвай». Когда режиссер фильма заболел, а потом и рассорился с главной звездой фильма, Леоне совместно с другим постановщиком доснял комедию.
Исторические картины
Вторым фильмом Серджио Леоне, где тот выступил в качестве режиссера, стал исторический эпик «Последние дни Помпеи» 1959 года. Постановщик картины Марио Боннар тяжело заболел в первые дни съемок, и проект заканчивал Леоне вместе со сценаристами картины.
Однако в титрах этих двух фильмов Серджио не значился в качестве постановщика. Официальным режиссерским дебютом для него стала картина «Колосс Родосский». Фильм был снят итальянской съемочной группой, однако инвесторы настаивали на том, чтоб актеры в картине говорили на французском. Леоне приходилось общаться с ними через переводчика. Позже режиссер в интервью упоминал о том, что снял фильм исключительно ради гонорара, который потратил на медовый месяц.
Период «ковбойских» картин
Серджио Леоне был большим поклонником вестернов, однако считал, что в конце пятидесятых годов жанр окончательно устарел и перестал удивлять зрителя. Именно поэтому он решил снять свой следующий проект в этом жанре, чтобы попытаться оживить его.
Фильм «За пригоршню долларов» вышел в 1964 году. Главную роль сыграл относительно неизвестный американский актер Клинт Иствуд. Съемочная группа была итальянской, а съемки проходили в Испании. Малобюджетная картина отлично показала себя в итальянском прокате, однако смогла найти дистрибьютора в США лишь три года спустя. Критики изначально приняли фильм прохладно, однако позже вестерн обрел культовый статус.
Знаменитый японский режиссер Акира Куросава подал судебный иск против создателей фильма, так как, по его мнению, картина не только повторяет сюжет его фильма «Телохранитель», но и снята временами кадр в кадр. Продюсеры выплатили Куросаве сумму в несколько десятков тысяч долларов и отдали ему пятнадцать процентов прибыли с проката.
Второй фильм так называемой «долларовой трилогии» вышел в 1965 году и назывался «На несколько долларов больше». Клинт Иствуд снова исполнил главную роль в картине, вторую центральную роль получил другой американец Ли Ван Клиф. Вестерн показал себя в европейском прокате даже лучше, чем первая часть трилогии.
В следующем году вышел самый известный фильм трилогии – «Хороший, плохой, злой». Главных персонажей в вестерне снова исполнили Иствуд и Ван Клиф, третья центральная роль досталась Элаю Уоллаху. Все три фильма трилогии были выпущены в США в течении одного года и получили отрицательные отзывы критиков. Однако через несколько лет новое поколение зрителей смогло в полной мере оценить работу Леоне, и сегодня «Хороший, плохой, злой» входит во многие списки лучших фильмов в истории.
В 1968 году на экраны вышел новый вестерн Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе». Роль главного злодея исполнил любимый актер Серджио – Генри Фонда. Также в картине появился знаменитый американский актер Чарльз Бронсон. Как и предыдущие проекты постановщика, этот фильм обрел культовый статус через несколько лет после выхода.
Последним вестерном в карьере режиссера стал фильм «За пригоршню динамита». Он был вынужден поставить фильм после того, как пост режиссера покинули Питер Богданович и Сэм Пекинпа. Эта картина показала себя в прокате хуже предыдущих работ Леоне и считается самым недооцененным вестерном в его карьере.
Однажды в Америке
Долгие годы проектом мечты для режиссера оставался фильм «Однажды в Америке». Серджио Леоне загорелся идеей создания картины еще в шестидесятых годах, долго искал финансирование, несколько раз менял актерский состав фильма и даже отказался от постановки проекта «Крестный отец» ради «Однажды в Америке».
Фильм, главные роли в котором сыграли Роберт де Ниро и Джеймс Вудс, вышел на экраны в 1984 году. Леоне несколько раз приходилось урезать хронометраж картины. В итоге в Европе вышла в прокат версия длинной три часа сорок минут, тогда как в США студия выпустила ленту, смонтированную не Леоне, длинной чуть более двух часов. Изначально фильм оказался кассовым и творческим провалом. Однако с годами распространение получила именно более длинная, режиссерская версия, и картина вошла в список лучших в истории.
В 1989 году Серджио Леоне скончался от сердечного приступа в возрасте шестидесяти лет. Его главным незавершенным проектом остался фильм «900 дней», повествующий об осаде Ленинграда. Постановщик смог получить бюджет в сто миллионов от студии даже без законченного сценария.
Также в разработке находился вестерн «Место, которое знает только Мэри», мини-сериал «Кольт» и адаптация классического романа «Дон Кихот».
Режиссерский стиль и влияние на кинематограф
Вестерны Серджио Леоне положили начало новому направлению в европейском кинематографе под названием «спагетти-вестерн». Особый визуальный стиль фильмов Леоне – с крупными планами, необычным монтажом и яркими актами насилия – повлиял на таких известных режиссеров, как Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе и Джон Ву.
Обычные зрители также с годами стали открывать для себя работы итальянца. Сегодня можно найти фильмы Серджио Леоне в списках не только лучших вестернов, но и лучших фильмов в истории кино. Его картины стали настоящей классикой не только для прожженных синефилов, но и для рядового зрителя. Практически любой человек, даже не будучи фанатом вестернов, знает, как называется фильм Серджио Леоне – хотя бы один.
Личная жизнь
Режиссер был женат на хореографе по имени Карла с 1960 года до своей смерти. У пары есть трое детей.
До начала съемок «Однажды в Америке» Серджио не говорил на английском, общаясь с актерами через переводчика. Многие из них после отмечали необычный характер и многочисленные выходки Леоне.