Московское метро - одно из самых значительных в России. Это и самый масштабный метрополитен в нашей стране - и по количеству станций, и по длине путей, и по количеству пассажиров. Подумать только, здесь ежедневно в среднем проезжают около 9 миллионов человек! Разумеется, у столичного метрополитена есть немало рекордов. Например, вы знаете, какой самый длинный перегон в Московском метро? Какая самая глубокая станция? Какая станция самая узкая? Эти и многие другие секреты подземки мы раскроем далее.
Самый длинный перегон в Московском метро
Что можно сказать здесь? Рекордной считается длина перегона "Крылатское" - "Строгино". Он относится к Арбатско-Покровской, синей линии.
"Крылатское" - "Строгино" - сколько минут едет поезд по перегону? Состав преодолевает его за 7 минут. Вместо стандартного для столичного метрополитена периода в 2-3 минуты.
Какое же расстояние между станциями "Строгино" и "Крылатское"? Это почти 6,5 км! Если быть точными, то 6 473 метра.
Самый короткий перегон
А теперь обратный рекорд. Где находится самый короткий перегон в Московском метро? Это расстояние между станциями "Международная" и "Выставочная". Перегон между ними - всего 497 метров по пикетам.
Факты о перегонах Московской подземки
Давайте познакомимся не только с рекордсменами, но и с другими интересными фактами о перегонах столичного метро:
- Второе и третье место по самой маленькой длине перегонов занимают следующие: 515 метров - это "Александровский сад" - "Арбатская", 722 метра - это "Красные ворота" - "Чистые пруды".
- Второе и третье место по самой большой длине перегонов занимают следующие: 3413 метров - это "Волгоградский проспект" - "Текстильщики", 3293 метра - это "Славянский бульвар" - "Парк Победы".
- Средняя длина одного перегона в столичной подземке - 1770 метров.
- Отсюда самые средние следующие перегоны: "Цветной бульвар" - "Менделеевская", "Белорусская" - "Краснопресненская", "Бауманская" - "Электрозаводская", "Саларьево" - "Румянцево".
- Самые короткие перегоны встречаются на Филевской линии. Тут средняя длина - 1230 метров.
- Самыми длинными перегонами славится Калининская линия. Тут средняя длина - 2330 метров.
- В сравнении с советским временем, сегодня в столичном метро перегоны между станциями делают почти в два раза длиннее.
Самая длинная станция
Мы уже узнали, какой самый длинный перегон в Московском метро. А какая здесь самая длинная станция?
Это "Воробьевы горы" Сокольнической (красной) линии. Длина этой станции вместе с проходными коридорами составляет 282 метра. Вам понадобится четыре минуты, чтобы пройти всю платформу от ее начала до конца.
Но это далеко не единственный рекорд станции. Она является первой в мире, что построена над водой. Станция расположена на метромосте через Москву-реку. На одном берегу - стадион "Лужники", на другом знаменитая высотка МГУ, парк "Воробьевы горы", смотровая площадка. Кстати, недалеко от моста была недавно построена канатная дорога.
Второй рекорд этой необычной станции - она самая высоко расположенная в Московском метрополитене. Находится в 10 метрах над землей.
Также это одна из двух станций, используемая в качестве выставочного зала (вторая - "Выставочная"). "Воробьевы горы" не работали 19 лет из-за реконструкции моста в период 1983-2002 гг. Однако прекращение функционирования не помешало переименованию в 1999 году (прежнее название - "Ленинские горы").
Самая неглубокая станция
Если вы постоянно ездите в метро, вам надоедает ежедневно преодолевать десятки ступенек эскалатора. Или степенно стоять на одной, ожидая, пока механизм опустит/подымет вас и других пассажиров.
А вот проживающим возле станции "Печатники" (Люблинско-Дмитровская, салатовая ветка) с такой проблемой не столкнуться. Станция заложена всего в 5 метрах под землей. Ее крыша выступает над грунтом на несколько метров, однако при строительстве она была засыпана рабочими землей.
Самая глубокая станция
Мы знаем, какой самый длинный перегон в Московском метро, какая станция расположена ближе всех к солнечному свету.
А вот антагонистом "Печатников" выступает "Парк Победы" (Арбатско-Покровская, синяя ветка). Она самая глубокая в столице - уходит на 84 метра под землю. При этом средняя глубина станций московской подземки - 24 метра.
Самая узкая станция
Есть и такой нестандартный рекорд. Самой узкой станцией Московского метро считается "Волгоградский проспект" (Таганско-Краснопресненская, фиолетовая линия). Расстояние между колоннами здесь - всего 4 метра.
Самая кривая станция
Продолжаем знакомить читателя с рекордами Московского метро. Следующая "номинация" - это самая кривая станция. Ей здесь считается "Александровский сад" (Филевская, голубая линия). Она будет обладательницей самого кривого изгиба. Радиус кривизны - примерно 750 метров!
Это ведет и к определенным особенностям в работе станции. Так, перед отправлением состава дежурная каждый раз выходит на середину платформы и осматривает хвостовую зону поезда. Машинист в зеркало заднего вида ее рассмотреть не может. Состав трогается только по команде дежурной станции.
Но это далеко не единственная станция Московского метро, на которую поезда въезжают дугой. Среди "кривых" можно выделить:
- "Зябликово".
- "Пятницкое шоссе".
- "Международная".
- "Кутузовская".
- "Выставочная".
Однако радиус кривизны там значительно уступает "Александровскому саду".
Самая роскошная станция
Да, есть и такая номинация. Хотя, конечно, она весьма индивидуальная. Ведь у каждого москвича и гостя столицы найдется своя любимая станция, которую он считает самой красивой.
Но общепризнано самой роскошной считается "Комсомольская", относящаяся к Кольцевой, коричневой ветке Московского метро. Возведена еще во времена Советского Союза. На ее строительство не жалели ни сил, ни финансов, ни времени. Дело в том, что "Комсомольская" выходит к Площади Трех вокзалов - Казанского, Ярославского и Ленинградского. Следовательно, служит "воротами" для приезжих.
Чтобы сходу очаровать гостей столицы, станцию сделали просто апофеозом сталинского ампира и гигантомании. Диаметр тоннеля здесь, к примеру, в два раза больше стандартного (составляет 11,5 метра).
Тут самые высокие потолки среди всех станций столичной подземки. Обязательно поднимите на них глаза, чтобы полюбоваться мозаичными панно из смальты и полудрагоценных камней. Потолки же здесь поддерживают 136 колонн!
Кстати, "Комсомольская" - это лидер по названиям. Так именуется 8 станций метро и 1 станция метротрама. В Москве же на "Комсомольскую" поезд заехал первой среди всех станций. Произошло это за 7 месяцев до официального открытия подземки в городе.
Самая переменчивая станция
Еще одна необычная номинация метро в Москве. Самой переменчивой считается "Охотный ряд" Сокольнической, красной ветки. Это та самая станция, что приведет вас к Красной, Манежной площади, ТЦ "Охотный ряд", Александровскому саду, Манежу.
Почему же самая переменчивая? Все из-за ее названия:
- В первые 20 лет после открытия станцию называли так же, как и сегодня, - "Охотный ряд".
- В 1955 году станцию назвали в честь Лазаря Кагановича - "Имени Кагановича". Однако уже через два года он впал в немилость у советских властей, лишился своих воинских должностей. А станции вернули прежнее название - "Охотный ряд".
- В 1961 году в Москве начался бум переименований улиц и городских объектов. Это движение не обошло стороной и метро. "Охотный ряд" стали называть в честь близлежащего проспекта ("Проспект Карла Маркса").
- Историческое название "Охотный ряд" возвращено в 1990 году.
Станция-долгострой
Самой долгостроющейся считается в столице станция "Спартак" Таганско-Краснопресненской, фиолетовой ветки. Дело в том, что ее строили 40 лет! Период строительства продолжался с 1975 по 2015 год.
С чем связано это? Станцию планировали открыть для жителей микрорайона, который собирались возвести на месте Тушинского аэрополя. Однако власти города изменили свое решение, и необходимость в строительстве новой станции отпала. До поры до времени, так как Москва продолжала и продолжает стремительно расширяться.
Самая загруженная станция
Столичный метрополитен уж точно трудно назвать безлюдным. Таким он становится в редкое утро выходных дней или праздников. Например, в утренние часы 1 января. В остальное время на каждой станции наблюдается непрекращающийся поток людей.
Однако самой загруженной тут считается "Выхино" (Таганско-Краснопресненская, фиолетовая ветка). По общим данным службы московского метрополитена, через эту станцию ежедневно проходит 170 тысяч человек. А это численно равно населению не самого маленького областного города!
Кстати, загруженность и связана с тем, что недалеко от станции находятся платформы электричек, которые везут в столицу жителей Подмосковья - на работу, с работы, на выходные.
Факты о станциях Московской подземки
Мы поговорили о рекордах. Однако нам есть что еще рассказать интересного о столичной подземке. Сколько станций метро в Московском метрополитене? На сегодня - 262! Расскажем о некоторых:
- "Румянцево". Была самой непродолжительной конечной за всю историю столичной подземки. Такой статус она имела всего 29 дней (18 января-15 февраля 2016-го). Но так было только для пассажиров. Поезда следовали до еще недостроенной "Саларьево", от которой разворачивались обратно.
- "Тропарево". Это первая станция Московского метро, в названии которой была написана буква "Е", а не "Е". Многострадальную букву до "Тропарево" имеют в своем названии еще 8 станций, открытых до данной. Но там она упорно заменялась "Е".
- "Кропоткинская". С 2010 года, в рамках проведения интересной акции "Ночь в метро", в мае здесь организуются ночные музыкальные концерты. Эта станция выбрана не случайно, а из-за своей замечательной акустики.
- "Библиотека имени Ленина". Переход "Библиотека имени Ленина"-"Александровский сад" - самый первый в истории столичного метрополитена. Это одна из тех станций, которая избежала переименований, несмотря на то, что сама библиотека имени Ленина была переименована в 1992 году в Российскую государственную библиотеку.
- "Красные ворота". Трудно поверить, но это первая станция, которая была оснащена автоматическими турникетами! До 1952 года контролеры вручную отрывали и компостировали билеты при входе пассажира на станцию.
- "Сокольники". Отсюда отправился первый поезд с пассажирами. Случилось это 15 мая 1935 года. А первым пассажиром столичной подземки стал П. Н. Латышев, мастер предприятия "Красный пролетарий".
Московский метрополитен, как вы убедились, - это целая сокровищница рекордов и интересных фактов. С самыми яркими из них мы познакомили читателя в данной статье. Это интересные факты и рекорды не только перегонов, но и станций. И их коллекция будет только увеличиваться со временем.