Метеоритное железо: состав и происхождение

Что собой представляет метеоритное железо? Как оно появляется на Земле? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Метеоритным железом именуют металл, найденный в метеоритах и состоящий из нескольких минеральных фаз: тэнита и камасита. Оно составляет большую часть металлических метеоритов, но есть также и в иных типах. Рассмотрим метеоритное железо ниже.

Структура

Метеоритное железо образец

При травлении отполированного среза строение метеоритного железа проявляется в виде так называемых Видманштеттеновых фигур: пересекающихся балок-полосок (камасит), окаймленных блестящими узкими лентами (тэнит). Иногда можно увидеть многоугольные поля-площадки.

Мелкозернистая смесь тэнита и камасита формует плессит. Рассматриваемое нами железо в метеоритах типа гексаэдритов, практически полностью слагающееся из камасита, образует конструкцию в виде параллельных тонких линий, именуемых немановыми.

Применение

В древности люди не умели изготавливать из руды металл, поэтому единственным его источником было железо метеоритное. Доказано, что элементарные орудия из этой субстанции (по форме идентичные каменным) создавались еще в эпоху бронзы и неолита. Из нее были произведены кинжал, обнаруженный в гробнице Тутанхамона, и нож из шумерского местечка Ура (примерно 3100 год до н. э.), бусы, найденные в 70 км от Каира, в местах вечного упокоения, в 1911 году (примерно 3000 год до н. э.).

Кинжал Тутанхамона из метеоритного железа

Тибетская скульптура также была создана из этого вещества. Известно, что у царя Нумы Помпилия (Древний Рим) был металлический щит, произведенный из «камня, упавшего с неба». В 1621 году для Джахангира (правитель одного индийского княжества) были выкованы из небесного железа кинжал, две сабли и наконечник пики.

Сабля из этого металла была подарена государю Александру I. В соответствии с преданием, мечи Тамерлана также имели космическое происхождение. Сегодня небесное железо используют в ювелирном производстве, но большая его часть применяется для научных экспериментов.

Метеориты

Метеориты на 90 % состоят из металла. Поэтому первым человек начал применять небесное железо. Как его отличить от земного? Это сделать очень просто, ведь оно содержит около 7-8 % примеси никеля. Не зря в Египте его прозвали звездным металлом, а в Греции – небесным. Эта субстанция считалась очень редкой и дорогой. В это сложно поверить, но ее ранее обрамляли в золотые оправы.

Метеорит Хоба в Намибии

Звездное железо нестойкое к коррозии, поэтому изделия из него редко встречаются: они просто до наших дней не смогли дожить, так как рассыпались от ржавчины.

По способу обнаружения железные метеориты подразделяют на падения и находки. Падениями именуют такие метеориты, снижение которых было видно и которые люди смогли отыскать вскоре после их приземления.

Находки – это метеориты, обнаруженные на поверхности Земли, но падение которых никто не наблюдал.

Метеориты падающие

Как происходит падение метеорита на Землю? Сегодня зарегистрировано более тысячи падений небесных странников. В этот перечень включены лишь метеоры, прохождение которых через земную атмосферу зафиксировано автоматической техникой или наблюдателями.

Падение метеорита на Землю

Звездные камни входят в атмосферу нашей планеты на скорости около 11-25 км/с. На этой скорости они начинают разогреваться и светиться. За счет абляции (обугливания и сдувания встречным потоком частиц субстанции метеорита) вес тела, долетевшего до поверхности Земли, может быть меньше, а иногда существенно меньше его массы на входе в атмосферу.

Падение метеорита на Землю – удивительное явление. Если метеоритное тело маленькое, то на скорости 25 км/с оно сгорит без остатка. Как правило, из десятков и сотен тонн первичной массы до земли долетает лишь пара килограммов и даже граммов субстанции. Следы сгорания небесных тел в атмосфере можно отыскать на протяжении почти всей траектории их падения.

Падение Тунгусского метеорита

Место падения Тунгусского метеорита

Это загадочное событие произошло в 1908 году, 30 июня. Как происходило падение Тунгусского метеорита? Небесное тело упало в области реки Тунгуски Подкаменной в 7 часов 15 мин по местному времени. Это было раннее утро, но сельские жители уже давно проснулись. Они занимались текущими делами, которые в деревенских дворах требуют с самого восхода солнца беспрестанного внимания.

Сама Подкаменная Тунгуска – полноводная и могучая река. Она протекает на землях нынешнего Красноярского края, а начало берет в Иркутском регионе. Она продирается сквозь таежные глухие районы, изобилует лесистыми высокими берегами. Это богом забытый край, но он богат полезными ископаемыми, рыбой и, конечно же, внушительными полчищами комаров.

Загадочное событие началось в 6 часов 30 мин по местному времени. Жители сел, размещенных по берегам Енисея, увидели в небе огненный шар внушительных размеров. Он перемещался с юга на север, а затем исчез над таежными просторами. В 7 часов 15 мин небо озарила яркая вспышка. Через некоторое время раздался ужасный грохот. Земля всколыхнулась, в домах повылетали из окон стекла, облака стали красными. Они такой цвет сохраняли пару дней.

Обсерватории, размещенные в разных уголках планеты, зафиксировали взрывную волну большой силы. Далее люди захотели узнать, что случилось и где. Ясно, что в тайге, но она очень большая.

Организовать научную экспедицию не удалось, так как не нашлось богатых меценатов, готовых оплатить подобные исследования. Поэтому ученые сначала решили лишь опросить очевидцев. Они поговорили с эвенками и русскими охотниками. Те рассказали, что вначале подул сильный ветер и раздался громкий свист. Далее небо залило красным светом. После раздался удар грома, начали загораться и падать деревья. Стало очень жарко. Через пару секунд небо засияло еще сильней, и гром раздался снова. На небе появилось второе солнце, которое было намного ярче привычного светила.

Этими показаниями все и ограничилось. Ученые решили, что в сибирской тайге упал метеорит. А так как он приземлился в зоне Подкаменной Тунгуски, то и назвали его Тунгусским.

Первая экспедиция была снаряжена лишь в 1921 году. Ее инициаторами выступили академики Ферсман Александр Евгеньевич (1883-1945 гг.) и Вернадский Владимир Иванович (1863-1945 гг.). Возглавил это путешествие Кулик Леонид Алексеевич (1883-1942 гг.) – ведущий специалист СССР по метеоритам. Затем были организованы еще несколько научных походов в 1927-1939 годах. В результате этих изысканий предположения ученых подтвердились. В бассейне реки Тунгуски Подкаменной действительно произошло падение метеорита. Но огромный кратер, который должно было создать упавшее тело, обнаружен не был. Не нашли вообще никакого кратера, даже самого крохотного. Но зато разыскали эпицентр мощнейшего взрыва.

Его установили по деревьям. Они стояли так, как будто ничего не произошло. А вокруг них в радиусе 200 км лежал поваленный лес. Изыскатели решили, что взрыв случился на высоте 5-15 км над землей. В 60-е годы установили, что сила взрыва была равна мощности водородной бомбы емкостью 50 мегатонн.

Сегодня насчет падения этого небесного тела существует огромное количество предположений и теорий. Официальный вердикт гласит, что на Землю упал не метеорит, а комета – глыба льда с вкрапленными в нее твердыми крохотными космическими частицами.

Некоторые исследователи считают, что над нашей планетой потерпел крушение космический корабль инопланетян. В общем, о тунгусском метеорите почти ничего не известно. Никто не может назвать параметры и массу этого звездного тела. К единственной верной концепции изыскатели, вероятно, так никогда и не придут. Ведь сколько людей, столько и мнений. Поэтому загадка тунгусского гостя будет рождать на свет все новые и новые гипотезы.

Водородной бомбы емкостью 50 мегатонн, и будет рождать на свет все новые и новые гипотезы. Автор прямо-таки Цицерон.Просьба не путать с Циммерманом.