Горацио Рауль Пагани – основатель Pagani Automobili S.p.A. и создатель таких спортивных машин, как Zonda и Huayra. Начав разрабатывать автомобили в Аргентине, он сотрудничал с «Рено», а затем переехал в Италию, чтобы работать в «Ламборгини» до того, как создал свою собственную компанию по производству суперкаров.
Ранняя биография
Горацио Пагани родился 10.11.1955 в небольшом аргентинском городе Касильда в регионе Санта-Фе. Его прадед Пьетро приехал в Аргентину в конце 19 в. из Италии и основал пекарню Panificación Pagani, которая по сей день остается семейным бизнесом. Родителями Горацио были Марио и Марта Пагани, которые имели еще двух сыновей – Нору и Алехандро. С самого раннего возраста Горацио вырезал из дерева модели спортивных автомобилей. Его кумиром был аргентинский гонщик Хуан Мануэль Фанхио, за достижениями которого он следил в спортивных новостях.
Пагани и его лучший друг Густаво Марани между футбольными матчами строили собственный трек, чтобы устраивать там гонки игрушечных машин. Это позволило применить на практике методы и навыки, которые он приобрел, вырезая модели из дерева. Горацио начал инструктировать других детей как повысить эффективность своих автомобилей, изменяя их аэродинамику, используя картон и стратегически размещая свинцовые грузила.
Друзья узнали о профессии автодизайнера, когда прочитали о Pininfarina, Bertone и Giorgetto Giugiaro. А когда Горацио увидел дизайн-центр, где люди работали в окружении рисунков и зарисовок инновационных технических решений, он понял, чем хочет заниматься в жизни.
Пагани продолжал утолять свою жажду знаний и одержимости масштабными моделями. В 1966 году в Касильде открылся электрифицированный трек для автомоделей, и друзья стали постоянными его посетителями, устраивая битвы на трассе. Вскоре они начали модифицировать и эти машины. Тито Испани, владелец магазина моделей в Касильде, стал для ребят наставником, помогая совершенствовать их машины и наращивать багаж знаний и навыков.
Ремонт и производство мотоциклов
В 1968 г. Горацио уже был полностью погружен в мир автомобилей, дизайна и гонок. Он усвоил, что самые важные навыки, которые должен иметь хороший дизайнер, были технические и эстетические. Примером ему служил Леонардо да Винчи.
В 15 лет он решил начать свой первый проект с двигателем внутреннего сгорания. Купив старый, но дешевый Legnano, Горацио намеревался отремонтировать его. Он разобрал мотоцикл, восстанавливая детали, замену которым искал на свалках и в ремонтных мастерских. Работа была завершена за несколько недель. Горацио так наслаждался процессом, что после его завершения продал мотоцикл, чтобы начать другой подобный проект, на этот раз на Alpino. Результат для 15-летнего подростка с ограниченными финансовыми возможностями был столь же впечатляющим.
Затем они с Густавито решили сделать с нуля мини-байки, предварительно изучив процесс в журнале «Популярная механика». Сперва они собрали все детали, которые смогли найти. После шести долгих и напряженных месяцев мини-байки были готовы и выглядели блестяще. Результат был настолько хорош, что владелец магазина игрушек в Касильде несколько дней выставлял их в своей витрине, чтобы соседи полюбовались результатом работы детей.
Последним школьным проектом Горацио стал багги. Он нашел компанию, которая сделала корпус из стекловолокна, и установил его на найденное на свалке шасси Renault Dauphine. Для этого Пагани полностью разобрал автомобиль, восстановил или заменил детали. Проект длился 5 месяцев, но результат был достоин того: 17-летний Горацио гордо ездил на уникальном транспортном средстве по улицам Касильды.
Учеба
К 1974 г. Горацио Пагани исполнилось 18 лет, и он решил стать инженером, поступив на факультет изящных искусств в Ла-Плате, примерно в 450 км от Касильды. Но в связи с нестабильной политической обстановкой в Аргентине занятия были отменены, и все студенты были отправлены по домам. В следующем году ситуация не изменилась, и Горацио решил поступить на инженерный факультет Национального университета Росарио, который находился вдали от политического эпицентра. Там он провел весь 1975 год, но через несколько месяцев у него проявилось глубокое чувство разочарования. Университет не был тем, чего он ожидал. Он жаждал погрузиться в проекты, подобные тем, которыми занимался в подростковом возрасте. Вместо этого, он столкнулся с долгими часами лекций по теории и экзаменами. Решив следовать своему инстинкту, Горацио Пагани учебу бросил и вернулся в Касильду, чтобы начать свое дело.
Поиск собственного пути
Родители не приветствовали решение сына и огорчились еще больше, когда он объявил, что не намерен работать в пекарне, а хочет открыть свою собственную студию дизайна. Отец выделил ему участок земли на окраине Касильды, который он купил за несколько лет до того. Там Горацио на деньги, полученные от продажи багги и личных вещей, построил штаб-квартиру Horacio Pagani Design.
Заказы не заставили себя долго ждать. Первый из них заключался в создании дизайна высоких стульев для нового бара в Касильде. Они должны были иметь подставки для ног, а сидение должно было быть обито кожей. Горацио потребовалось 2 недели, чтобы закончить их. Заказы продолжали поступать, и через несколько месяцев он вернул свои инвестиции, погасил долги и даже сэкономил небольшую сумму.
Окрыленный успехом, Пагани решил, что способен на большее, поэтому решил построить автофургон. После 6 месяцев тяжелой работы Alpine был готов.
В сентябре 1976 г. он показал его на выставке, которая ежегодно проводилась в Касильде, где не было проблем с поиском покупателя. Как и ожидалось, его талант был признан, и после выставки он получил несколько заказов, начиная от постройки фургонов до модификации пикапов для перевозки больших грузов и даже оборудования передвижной студии местной радиостанции Radio Casilda.
Рецептом успеха Горацио был индивидуальный подход к клиентам. Он встречался со всеми членами семьи, которые должны были использовать автомобиль, чтобы полностью понять их предпочтения и потребности, а затем представлял им на утверждение предварительный план. Такой подход был очень выгодным для клиентов, поэтому он использует его и по сей день.
Молодой дизайнер сосредоточился на освоении процесса изготовления изделий из стекловолокна. Этот метод предлагал гораздо большую гибкость при создании деталей, чем листовой металл, и был быстрее и дешевле, поэтому быстро стал основным рабочим инструментом Горацио.
Пагани решил инвестировать свои сбережения в расширение своей мастерской. Пол кабинета он облицовал мозаикой со своими инициалами, полки заполнил собранными за многие годы книгами, поставил рояль, портрет Моны Лизы да Винчи и большую чертежную доску.
Горацио постоянно повышал сложность и трудоемкость своих проектов, чтобы достичь мастерства во всех областях дизайна и производства автомобилей. Он занимался созданием сельскохозяйственной техники, автофургонов и сотрудничал с Густавито, который начал собственное предприятие по изготовлению кроватей и ортопедического оборудования.
Страсть к гонкам
Горацио Пагани всегда хотел попасть в гоночный мир, и у него появилась такая возможность, когда к нему обратился Альберто Гентили. Аргентинский гонщик хотел улучшить машину, у которой были проблемы с надежностью и мощностью, что негативно влияло на результаты его выступлений.
Эта работа была интересной, поскольку она позволяла совершенствовать знания об автомобильной динамике. Limitada Santafesina были маленькими одноместными машинами с 4-цилиндровыми двигателями сзади, установленными на трубчатом шасси. Горацио неустанно трудился 3 недели и внес глубокие изменения в конструкцию, усилив одни части и облегчив другие. Гентили занял II место, что свидетельствует о невероятной интуиции молодого дизайнера, который взял автомобиль, о котором он ничего не знал, и полностью переработал его за короткий срок, не делая никаких динамических тестов.
Когда дело дошло до проектирования автомобиля, Горацио представил ряд инновационных решений, некоторые из которых были вдохновлены Формулой-1: рычаги подвески, центральную блокировку колес, собственной конструкции тормоза. Пагани тщательно проверял каждую деталь и брал запчасти домой, чтобы продолжать думать о них всю ночь.
Его команда работала год, готовя машину, которая была представлена на ужине в присутствии 300 гостей, включая журналистов, инвесторов и представителей автомобильной отрасли. Пресса единодушно похвалила Pagani F2. Осталось только найти водителя и двигатель. Шли недели, а мотора так и не было. Горацио объявил, что Pagani F2 будет иметь двигатель Renault и станет частью официальной команды.
Погрузив машину на трейлер, он отправился в Буэнос-Айрес, чтобы встретиться с правлением Renault Argentina. Он рассказал им о машине и команде, но его ожидало безразличие. По словам представителей «Рено», такие предложения к ним поступали каждый день. Пагани пригласил их спуститься на стоянку, чтобы они увидеть автомобиль собственными глазами. Через час они спустились, задали несколько технических вопросов и вернулись для обсуждения. Через несколько минут они вернулись, председатель пожал ему руку, поздравил и сказал, что Renault предоставит двигатель и обеспечит его поддержку в течение сезона.
Осталось найти водителя. Они связались с чемпионом предыдущего сезона Агустином Бимонте, который искал машину, и тот приехал в Касильду. Он сразу же влюбился в машину и немедленно подписал контракт. В первой гонке автомобиль сошел с трассы из-за проблемы с тормозом. Остальная часть сезона была отмечена подавляющим доминированием Pagani-Renault над остальными командами.
После 3-х лет участия в гонках Горацио снова решил реорганизовывать свой бизнес. В то время политическая и экономическая ситуация в стране была ужасающей. Военная диктатура Аргентины почти полностью разрушила промышленность страны. Горацио понял, что здесь не будет необходимой среды для него и его дела.
Мечты об Италии
Горацио был влюблен в 18-летнюю Кристину, мечтавшую стать учительницей английского языка. Они представляли совместное будущее вдали от Аргентины. Пагани хотел вернуться в Италию – страну своих предков и Леонардо да Винчи, рай для автомобильной промышленности.
Один из его спецзаказов поступил из Лаборатории дорог в Росарио и касался создания двух прототипов для измерения шероховатости дороги. Это была высокотехнологичная работа, первые образцы такого рода во всей Латинской Америке. Горацио обратился к известному аргентинскому автоинженеру Оресте Берте за необходимым компьютерным оборудованием, чтобы выполнить некоторые математические вычисления. В ходе этого процесса он упомянул об идее покинуть Аргентину и попросил об организации встречи с итальянскими производителями. Оресте предложил поехать к Гордону Мюррею, успешному дизайнеру Формулы-1, который в то время работал на «Брэбем». Однако Горацио был более склонен к спортивным, а не гоночным автомобилям, поэтому тот послал его к Хуану Мануэлю Фанхио, имевшего более полное представление о европейском рынке благодаря своей позиции в Mercedes-Benz, за который он выступал в Формуле-1.
Пагани встретился с Фанхио в штаб-квартире «Мерседес-Бенц» в Буэнос-Айресе. Он показал ему фотографии всех своих проектов – от деревянных моделей и багги до Pagani F2, объясняя каждый из них. Пагани впечатлил скромный и спокойный Фанхио, и он сообщил ему о своем намерении переехать в Италию. Они договорились о новой встрече. Фанхио направил письма основателю команды Osella Formula 1 Энцо Оселле, Карло Чити из «Альфа Ромео», Джулио Альфьери из «Ламборгини», Алехандро Де Томасо и Энцо Феррари. Фанхио признался, что он дал много подобных рекомендаций, но только две из них были успешными.
Поездка в Милан
Горацио закончил свои заказы и в ноябре 1982 г. полетел в Милан с намерением за 2 недели пройти все собеседования. Там он побывал у родственников в маленьком городке Аппиано-Жантиле в провинции Комо на севере Италии.
Пагани случайно обнаружил, что в выходные проводилось автомобильное шоу в Болонье, о котором он не знал, поскольку в то время оно не было известно за пределами Италии. Он пошел туда, нашел стенд «Ламборгини» и договорился о встрече с Джулио Альфьери. В понедельник он прошел собеседование с ним и Мауро Форгьери, техническим руководителем отдела автоспорта в «Феррари». Последний похвалил его талант и молодость, но мог предложить только позицию в команде Формулы 1, а не дизайнера спортивных авто. Интервью с Альфьери прошло хорошо, и тот предложил ему с середины следующего года присоединиться к команде разработчиков военного вездехода LM.
Остальные интервью прошли аналогично: руководители хвалили показанные проекты Горацио, но говорили о необходимости в специалистах широкого профиля, таких как он, сожалели о спаде в автомобильной промышленности и о невозможности найма новых молодых талантов, подобных ему.
Подготовка к отъезду
Пагани вернулся в Касильду в хорошем настроении и с очень ясными идеями. Он попросил Кристину выйти за него замуж, чтобы начать новую жизнь на старом континенте, и она немедленно согласилась.
Три месяца спустя, 19 марта 1983 года, молодая пара поженилась, провела медовый месяц в Аргентине и отправилась в Италию. Перед свадьбой Горацио закончил свои последние заказы, закрыл счета Horacio Pagani Design и продал имущество, которое не мог взять с собой, что позволило собрать небольшую сумму на первое время в Италии, пока его новая жизнь не наладилась.
Однако не все было так же радужно, как они думали. 11 мая 1983 года пришло письмо от Альфьери, в котором тот написал, что из-за финансового кризиса и задержек с разработкой новых моделей Lamborghini заморозила найм новых сотрудников на неопределенный срок. Горацио спрятал письмо и продолжал действовать, как будто ничего не случилось, признавшись в этом только Кристине и близкому другу Уго Ракке.
Новая жизнь
Прибыв в Италию, Горацио на несколько недель остановился у родственников. Супруги работали в мастерской одного из членов семьи, твердо веря в то, что вскоре он найдет работу в автомобильном секторе.
Пагани пошел в «Ламборгини», чтобы снова встретиться с Альфьери, который очень удивился, увидев его. Горацио говорил о том, что отправился в Италию, чтобы построить самый красивый автомобиль в мире, и что если нужно, будет заниматься уборкой фабрики. Альфьери улыбнулся и попросил его запастись терпением, чтобы он смог реализовать свой замысел.
На лето Горацио и Кристина переехали в кемпинг, поскольку не хотели тратить свои сбережения слишком быстро. Они путешествовали, наслаждаясь новой жизнью в Италии, и отправились навестить дом Леонардо да Винчи в Тоскане.
Работа в «Ламборгини»
В сентябре 1983 г. «Ламборгини» предложила Пагани должность начальника 3-го уровня. Ему было 27 лет, когда он вошел в команду из 5 человек. Благодаря широким познаниям, Горацио смог работать над несколькими аспектами проекта LM, от корпуса и механики до интерьера и системы кондиционирования воздуха. Работа была стимулирующей и интересной.
Карьера Горацио Пагани в «Ламборргини» шла непросто. Через полгода Альфьери предложил ему руководство отделом, но он отверг предложение, потому что это была должность сотрудника, которого вынуждали уйти на пенсию раньше срока помимо его воли.
Горацио договорился с Альфьери о том, что тот будет давать ему небольшие задачи из рабочего процесса остальной команды, которые бы стимулировали его, поскольку требовали исследования до стадии проектирования и производства. В качестве компенсации он просил предоставить ему полную свободу входить и покидать фабрику в любое время, когда захочет, так как он просыпался в 5 ч утра, шел на работу и не уходил до 8 ч вечера. Это было проблемой, потому что в то время сотрудникам запрещалось работать после 17:00. И он хотел иметь возможность подремать в обед.
Lamborghini создала подразделение для исследования композитных материалов, которое поначалу не имело большого успеха из-за сопротивления старых сотрудников, предпочитавших традиционный алюминий. Это закончилось тем, что инженер, отвечающий за проект, уволился. Горацио Пагани видел уникальные характеристики композитных материалов, такие как легкость, прочность и простота изготовления. Он возглавил небольшую команду инженеров, которая в 1985 г. создала прототип Countach Evoluzione с большим средним V12, весившим всего 1050 кг – на 450 кг меньше, чем первый автомобиль с шасси из углеродного волокна Countach QV5000. Когда они проверили его испытания, машина развила максимальную скорость 330 км/ч, что в то время было впечатляющим результатом. Но руководство не увидело потенциал данной технологии, и никаких улучшений в этой области не было еще несколько лет.
Пагани было 32 года, когда его второй ребенок Леонардо родился в 1987 году, и он стал главным дизайнером бренда. Он отвечал за концепт-кар P140, который должен был заменить Jalpa в качестве автомобиля начального уровня. Проект не был одобрен, но послужил базой для Lamborghini Calà, предшественника Gallardo, который был запущен в 2003 г. уже под эгидой Audi, и стал самой продаваемой моделью «Ламборгини».
В 1988 г. он возглавил проект, посвященный 25-летию бренда Countach, и всего за 4 месяца создал дизайн и прототип. На этот раз ему было позволено использовать углеродное волокно для некоторых панелей кузова, но руководство отказалось покупать аппарат, предназначенный для приложения давления и температуры к кускам углеродного волокна во время производственного процесса из-за его высокой стоимости и низкой отдачи инвестиций в краткосрочной перспективе. У Горацио была только промышленная печь. Автомобиль был коммерчески успешным, потому что с новым дизайном Countach был признан на еще не завоеванном рынке США. Это позволило получить столь необходимую финансовую поддержку до появления Diablo в 1990 г.
Кроме того, Горацио удалось индустриализировать и упорядочить производственный процесс, что позволило практически удвоить выпуск при том же количестве рабочих.
Modena Design
Однажды, когда инженеру Горацио Пагани надоели отказы купить автоклав, он решил приобрести его в кредит, и стал официальным поставщиком Lamborghini. Рискнув в очередной раз, он оказался на несколько шагов впереди отрасли. Таким образом, он мог работать самостоятельно без ограничений, которые накладывает такая крупная компания, как Lamborghini.
Первым проектом, который был разработан в новой мастерской Modena Design, был передний капот Countach, полностью изготовленный из углеродного волокна. Пагани показал его в Lamborghini с большим успехом. Отделка была настолько хороша, и деталь была такой легкой, что его попросили сделать как можно больше частей из этого материала для прототипа Diablo, который должен был быть представлен в 1990 году. Проанализировав каждую деталь, Горацио решил сделать бамперы, передний капот, дверные пороги и некоторые части интерьера.
Когда Lamborghini, наконец, поняла все преимущества новой технологии, ему поручили создать подразделение, идентичное его собственному.
Следующий проект, который был предложен ему в 1991 г., заключался в создании автомобиля полностью из композитных материалов, чтобы отметить 30-летие бренда. В то время Горацио Пагани также занимался рестайлингом Lamborghini Diablo VT и планировал привлечь большое количество сотрудников, чтобы перейти на более крупную фабрику, поскольку собирался производить 300 шасси для L30 в Modena Design.
Эти планы были сорваны из-за сокращения мировой экономики в 1990 году. Chrysler, который владел Lamborghini в то время, отменил все новые проекты и заморозил разработки, в т. ч. L30 Horacio. В 30-летие бренда вместо новой модели Lamborghini представила рестайлинг Diablo.
Это ослабило связи между Modena Design и Lamborghini, и Горацио начал искать других клиентов. Самыми известными работами этого периода являются такие продукты, как лыжные ботинки, коляска для лошадиных бегов и седла для гоночных мотоциклов. Modena Design сотрудничала с Aprilia, Dallara или Daihatsu.
Самый красивый автомобиль в мире
Примерно в 1993 г. Горацио Пагани приступил к работе над проектом, о котором мечтал с детства. Он принял решение строить свой суперкар в 1988 г. как дань памяти Фанхио, с которым он договорился, что если когда-либо построит автомобиль в его честь, то в нем будет двигатель Mercedes. Многие годы он работал над машиной параллельно другой своей работе в Modena Design. Завершив конструирование, он построил большую модель в масштабе 1: 5, чтобы выполнить аэродинамические испытания.
Затем Пагани построил полномасштабный прототип со съемными частями, которые позже из-за финансовых ограничений служили пресс-формами для производства деталей из углеродного волокна. По мере того, как Горацио стал более активно участвовать в проекте, стало очевидно, что он станет кульминацией всей его жизни. В какой-то момент ему пришлось отложить все остальное и сосредоточиться на нем, в случае неудачи подвергая себя, свою семью и свой бизнес большому риску.
К 1997 г. финансовое положение сектора начало проявлять явные признаки улучшения, и в «Ламборгини» готовился рестайлинг Diablo, VT. Руководство не было довольно предложенными проектами, поэтому директор по маркетингу представил прототип Pagani Zonda C8, предложив преобразовать его в Lamborghini и продавать как совершенно новую модель. Modena Design должна была отвечать за дизайн и конструкцию шасси, а Lamborghini бы поставляла механические компоненты.
Принятие этого предложения сделало бы 42-летнего Горацио богатым человеком, но он должен был бы отказаться от спортивного авто с его именем. Пагани решил обсудить это с женой и детьми. В то время у него не было финансовых ресурсов, необходимых для завершения Zonda, поэтому продажа имела смысл. Младший сын Леонардо, которому в то время было 10 лет, убедил отца вложить деньги в проект.
А в 1998 г. группа инвесторов предоставила капитал для проведения тестов и создания первых образцов.
От Zonda до Pagani Huayra BC
В январе 1999 г. Zonda C12 был завершен. Горацио решил ошеломить мир на Женевском автосалоне, где с женой Кристиной представил серебристый концепт-кар. Он выбрал этот цвет как дань Mercedes и своему кумиру Фанхио.
В 2010 г. компания запустила совершенно новую модель Huayra. Она стала большим шагом вперед, поскольку имела право продаваться во всем мире. Это позволило предприятию выйти на такие рынки, как США, Китай, Гонконг, Сингапур, Япония и т. д., куда Zonda приходилось импортировать. Благодаря этому Pagani стал мировым брендом, способным конкурировать с такими компаниями, как Bugatti, Koenigsegg или Ferrari, что значительно увеличило спрос на уже построенные Zonda и Huayra, которые перепродавались в 3 раза дороже их первоначальной цены.
Примерно в 1995 г. Горацио начал строительство современного завода на окраине Сан-Чезарио-суль-Панаро, чтобы расширить масштабы деятельности Modena Design. Позже там был оборудован демонстрационный зал и служебные помещения Pagani Automobili (Modena).
Эта фабрика полностью удовлетворила потребности в производстве до 2008 г., когда Horacio начал думать о создании более современного пространства, чтобы иметь возможность нарастить выпуск продукции и иметь помещения для исследований, инноваций и разработки композитных материалов. Была построена новая фабрика площадью около 5800 кв. м с возможностью выпускать до 300 автомобилей в год.
C 2004 г. проводится ралли, которое стартует каждое лето с завода. Счастливые владельцы Pagani несколько дней ездят по Италии, останавливаясь в прекрасных гостиницах.
В 2016 г. появилась Pagani Huayra BC с улучшенной версией двигателя мощностью 745 л. с. Вес автомобиля сократился на 132 кг благодаря использованию нового материала, который на 50% легче и на 20% прочнее обычного углеродного волокна.