Кадар - предопределение в исламе

Предопределение в исламе — один из вопросов, на которых строится здание веры. Поскольку это достаточно молодая религия, все письменные первоисточники доступны для многочисленных толкований и трактовок. Это, в свою очередь, привело к возникновению длительных дискуссий в среде различных течений и школ, в частности о соотношении ислама (религии) и имана (веры). Труды средневековых схоластов во многом носили несистематический, разрозненный характер, служили основанием для многих полемик и споров.

Один из столпов - вера в предопределение. В исламе это также всегда являлось предметом многочисленных дискуссий, которые велись на протяжении столетий. Непосредственно в Коране относительно этого сказано:

Аллах сотворил вас и то, что вы делаете

сура 37 “Стоящие в ряд”, аят 96

В тексте “хадиса Джибриля”, авторство которого приписывается одному из сподвижников Мухаммеда, Ибн Умару, дается такое определение веры (имана) вообще:

Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников, и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределенность как хорошего, так и дурного.

Однако многими течениями не признается авторитетность хадиса Ибн Умара, а иман принимается в содержании, как он дан в тексте Корана, то есть без значения слов “в предопределенность как хорошего, так и дурного”.

Поэтому вера в исламе в предопределение как таковое и в предопределение дурного - предмет споров и дискуссий.

книга первая

Направления религиозного познания в исламе

Не вдаваясь в подробности относительно причин политических разногласий между различными религиозными течениями и группами, необходимо отделить от политики методологические детали. В зависимости от подходов к познанию вообще и познанию в исламе предопределения в частности его классические течения имели три основных формы выражения:

  • Калам (от араб. “слово”, “речь”) - в общем смысле так именовались все философско-богословские труды ученых, имеющих целью при помощи доступных доводов разума дать догматам ислама понятное истолкование.
  • Салафия (от араб. “предки”, “предшественники”) - направление, которое объединялось вокруг признания важнейшим образа жизни и веры ранней мусульманской общины, ориентировалось на праведных предков во главе с пророком. При этом квалифицировали как отход от изначальных догматов все последующие трактования и философско-богословские рассуждения.
  • Суфизм (от араб. “суф” - “шерсть”) - эзотерико-мистическое течение, полагавшее ключевыми моментами духовный путь, аскетичность, служение основами веры и праведной жизни.
купол полумесяц

Дилеммы предопределения у каламистов

Первые ученые-каламисты слишком буквально понимали священные тексты. Они приходили к проблеме трактования веры в предопределенность зла как к средству обоснования правомерности его совершения как такового. Ведь в таком понимании человек не несет ответственности за свои поступки. В этой связи средневековые исламские схоласты разделялись на три основных ветви, представители каждой из которых по-разному видели свободу воли человека в контексте предопределенности:

  • Джабриты считали, что только Аллах действует во Вселенной. Все происходящие в мире действия, в том числе источником которых является человек, заранее известны Аллаху и предопределены им. В крайней степени абсурда такое мнение приводило к оправданию зла, творимого человеком, его предопределенностью.
  • Кадариты утверждали, что человек обладает свободной волей совершать любые поступки без вмешательства со стороны Аллаха. Аллах не принимает в этом участия, однако узнает о деяниях уже после их совершения. Человек в концепции кадаритов является полностью самостоятельным творцом своих действий. Такое учение уводило от начальных постулатов веры о всеобщности и всемогуществе Аллаха, вызывая бурные полемики.
  • После X века господствующим среди ученых-каламистов стало течение ашаритов, близкое к ортодоксальным суннитам, которые отвергали представления и джабритов, и кадаритов, пытаясь найти между ними золотую середину. Ашаритами была разработана концепция “касба” (араб. “присвоение”, “приобретение”), согласно которой человек, находясь в воле Аллаха, обладает тем не менее способностью приобретать своими поступками некоторое деяние, которое имеет заслуженную оценку как праведное или злое.
пустыня солнце

Пути решения дилеммы в салафизме

Ощущая необходимость возврата к своим истокам, приверженцы классических подходов и салафизма видели предопределение в исламе по-своему. Один из авторов-салафистов XII века, широко известный своими трудами и для современных исследователей, Ибн Таймия, критикуя ашаритов, стремился вернуться к общему моральному облику, духу Корана и сунны. В его представлении ошибочным было отрицание могущества воли Аллаха, в том числе в отношении человека и его поступков, также как и отрицание свободы воли человека, дающей основания для личной ответственности. Решение дилеммы он видел в отнесении божественного всемогущества в отношении человека к прошлому, а соблюдение предписаний Корана - к его будущему.

Суфизм

Персидский суфий XXI века Аль-Худжвири, отмечает :

Вероисповедание имеет ствол и ветви. Его ствол — подтверждение в сердце, а ветви — следование (Божественным) указаниям.

Аль-Худжвири, “Раскрытие скрытого за завесой”

Для суфия-мистика сам по себе ислам - предопределение судьбы. Он следует сердцу, идет вдоль тонкого края множественности нафса (араб. “эго”) к единству духа. У суфия не возникает мысли о том, предопределен ли этот путь заранее, поскольку его вера находится в другой плоскости. Его разум подчинен, успокоен Аллахом - он с Ним един, в Нем растворен. Он верит в предопределенность так, как будто он сам и есть предопределенность. Суфий видит Аллаха во всем. Суфий говорит: “Ла иллах илла'ллах ху”, - "Не существует другой реальности, кроме реальности Аллаха, и не существует бога, кроме Аллаха”. В таком подходе на первое место выступает ихсан (араб. "совершенное действие") как высшее проявление имана.

книга вторая

Ночь предопределения

Есть еще очень важная духовная традиция, которую открыл всему миру ислам, - “Ночь предопределения”.

Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Джибриль нисходят с дозволения Аллаха по всем Его повелениям.

Коран, сура 97 "Предопределение"

Принято считать, что первые суры Корана были поведаны пророку Мухаммеду в Ночь предопределения (араб “Аль-Кадр”). О точной дате ее нет однозначного понимания, ежегодно праздник отмечается мусульманами в один из последних десяти дней месяца Рамадан. Наступление Аль-Кадра определяется по некоторым описанным в хадисах признакам; посему все десять последних ночей месяца Рамадан для мусульман священны.

Есть также мнение, что “Ночь предопределения” - это момент в жизни каждого верующего, когда его вера проходит основательное испытание на стойкость и искренность так же, как испытана была в свое время вера пророка Мухаммеда. Именно потому и нет конкретного указания на ее дату.

Быть может, именно посредством “Ночи предопределения”, когда человек своим выбором определяет, кому он будет следовать, ангелам, или шайтанам, Господь решил соединить противоположные доктрины и миры, чтобы установить способ своего всемогущественного влияния на свободную волю человека?

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.