Есть масса различных методик изучения английского языка. Одна из них - коммуникативная методика. Это уже давно зарекомендовавший себя подход к обучению учеников и студентов иностранным языкам в Европе и США.
Основные цели коммуникативной методики - обучение языку при помощи практики, избавление от страхов и помощь в преодолении языкового барьера.
Что представляет собой коммуникативный метод обучения
Эта методика появилась около 50 лет назад на территории Великобритании. Именно тогда английский получил статус международного языка. Существовавшие на тот момент методики были далеки от идеала, и все больше людей, для которых английский язык был иностранным, сталкивались с трудностями в изучении. Ученикам было важнее изучить язык и поскорее начать применять его на практике, а по факту обучение было направлено на систематизирование и углубленное изучение грамматических особенностей. Люди, целью которых являлось изучение для дальнейшего общения, не получали необходимых знаний, плохо владели разговорной речью и ничего не знали о словесном этикете. Так и начала зарождаться коммуникативная методика изучения английского языка. Ее целью было научить людей полноценно общаться в реальной жизни.
Суть метода в том, что вымышленные тексты, которые совершенно далеки от реальности, заменяют диалоги из повседневной жизни. Ученики полностью вовлечены в диалог. Например, они не рассказывают о себе по схеме: "Меня зовут Петя. Я из Твери. Я студент", а выстраивают диалог и задают друг другу вопросы, разыгрывая сцену знакомства.
На первых уроках для обсуждения выбирают знакомые и интересные всем темы, чтобы у учеников развилась возможность спонтанного использования языка.
Основное отличие коммуникативной методики в том, что нет конкретного плана занятия. Все зависит от вопросов и ответов, задаваемых учениками, и моделируемых ситуаций. Каждое следующее занятие - это обсуждение новых тем и упражнений. Это позволяет всесторонне развивать возможности студентов и проводить уроки так, чтобы они не наскучили.
Основная цель коммуникативного подхода
Коммуникативный метод обучения направлен на то, чтобы ученики могли свободно общаться на английском вживую, без страха и опасений быть непонятым. Человек, обучавшийся по этой методике, сможет найти общий язык с иностранцами в англоговорящей стране, овладев стандартным набором фраз и зная до 1000 слов.
Однако и ученикам этой методики нужно углубиться в изучение и не бросать учебу после нескольких месяцев. Иначе возможные грамматические ошибки и клишированные фразы не дадут возможности прослыть умным и интересным собеседником.
Особенности метода
Согласно некоторым источникам, данная методика больше всего подходит тем, кто уже имеет некоторые знания в этой области, например, ученикам школ, студентам, посещавшим базовые курсы. Но, помимо этого, главные принципы коммуникативного метода обучения английскому языку помогают:
- преодолеть языковой барьер, ведь цель подхода - научить студента общаться без запинок - практике общения отведена львиная доля занятий;
- начать говорить на английском уже после первого урока - после первого занятия лексикон ученика пополнится минимум 20 фразами, которые можно активно применять в беседах;
- освоить беглую речь - на занятиях вырабатывается навык общения на английском так же быстро и умело, как на родном языке;
- развить понимание языка - так как в процессе обучения человек не только разговаривает, но и слушает, развивается навык восприятия языка на слух;
- быстро пополнить словарный запас - технология обучения построена таким образом, чтобы люди могли быстро изучить язык и начать свободно на нем разговаривать, в первые месяцы изучения студент осваивает около 60 % лексикона среднестатистического англичанина;
- не скучать на уроках - ведь занятие происходит в форме интересных активностей: живого общения, обучающих игр, взаимопомощи;
- сэкономить - это популярная система обучения, используемая во многих языковых центрах, плюс нет надобности приобретать дорогие учебники.
Кому подходит этот метод?
Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков имеет свои особенности, поэтому может подойти не каждому ученику, все зависит от целей и задач, поставленных перед обучением. Это оптимальный способ изучения языка для:
- Людей, желающих улучшить навык грамотной устной речи. Эта методика помогает побороть страх ошибок, а постоянные разговоры на английском - отточить произношение и выучить правила, необходимые для правильного построения предложений.
- Тех, кто хочет уметь поддерживать разговор на приемлемом уровне. Во время обучения учитель английского языка дает своим студентам возможность вести диалоги на многочисленные интересные темы. Поэтому, встретив носителя английского языка, можно без труда завести и поддержать с ним беседу на большинство популярных тем.
- Желающих повысить уровень понимания речи. Это очень важный навык - восприятие языка на слух, благодаря этому можно стать полноценным собеседником (ведь слушать не менее важно, чем говорить), а также смотреть фильмы и передачи на английском.
- Тех, кому важно научиться красиво и правильно говорить на английском. Зачастую красивая речь добавляет уверенности, а это способствует положительной реакции собеседника. Отсутствие акцента - залог хорошего диалога.
- Тех, кто устал от скучных уроков на занятиях, основанных на коммуникативной методике обучения английскому языку, задания всегда интересные.
Допустимо обучение по такой методике и с нуля, однако тем, кто имеет некоторую базу знаний языка, обучение будет даваться легче.
Коммуникативная методика помогает обучиться беглой речи - это очень частое требование от иностранных работодателей. Регулярная тренировка речи поможет освоить этот навык.
В первую очередь обучение при помощи общения создано для тех, кому важна практическая часть и, как результат, возможность разговаривать без запинок с иностранцами. А вот для успешной сдачи большинства российских экзаменов и тестов этих знаний будет мало.
Основные принципы рабочей программы
На занятиях, основанных на коммуникативной методике обучения английскому языку, рабочая программа состоит из множества заданий, направленных на решение практических задач: к примеру, это может быть заказ еды в ресторане, покупка билета на вокзале, визит к врачу или выбор направления для путешествия.
Существует два вида таких задач:
- Решение проблем функционального общения: сравнение изображений и поиск различий, расстановка событий в правильном порядке, заполнение пробелов на карточках и рисунках, исполнение указаний и решение поставленных задач.
- Улучшение навыка социальной коммуникации: живое общение, построение диалогов, импровизированные сценки, ролевые игры и дебаты.
Как проходят занятия
Основная цель рабочей программы коммуникативной методики обучения английскому языку - это научить студента живому общению. Чтобы этого достичь, ученик должен запомнить необходимые грамматические конструкции и овладеть средним словарным запасом. Для этого план урока составляют из нескольких модулей:
- Презентация грамматической конструкции. Учащимся предоставляется возможность прочитать либо прослушать текст с изучаемым материалом и ответить на касающиеся его вопросы.
- Работа с изучаемым материалом. Ученики находят нужную грамматическую конструкцию в тексте. При помощи учителя или наставника формируют правило ее использования в языке.
- Практика под контролем преподавателя: выполнение письменной работы с применением конструкции. Например, тестовые задания или заполнение пропусков в предложениях.
- Ограниченная практика с применением конструкции - общение с учителем.
- Свободная практика: парные либо групповые задания - диалоги друг с другом, моделирование жизненных ситуаций.
Современные реалии: уроки языка по "Скайпу"
С развитием технологий обучение становится доступнее для любого человека, имеющего интернет. Уже не нужны личные встречи с учителем английского языка. Можно успешно обучаться дистанционно - при помощи "Скайпа". Причем эффективность от таких занятий ничуть не хуже, чем при личном присутствии.
Количество учеников в одной группе не имеет жестких рамок. Все участники подключаются к занятию в режиме видеоконференции и занятие проходит по тому же принципу, что и занятия в классах. Единственный нюанс - качество изображения и звука должны быть на высшем уровне.
Функция преподавателя
В коммуникативной методике обучения английскому языку роль учителя значительно отличается от других подходов. Здесь он выступает не в роли строгого смотрителя, а выполняет несколько важных функций:
- анализирует уже имеющиеся знания и потребности каждого ученика в отдельности;
- помогает ученику пополнить свой запас языковых средств;
- делит учащихся на группы и следит за эффективностью их работы;
- дает советы и помогает решать проблемы учащихся в области английского языка;
- контролирует ученика и изучаемый язык, но без каких-либо рамок и ограничений, лишь там, где в этом есть необходимость.
Коммуникативная методика обучения английскому языку в школе
Эта методика успешно применяется не только в обучении взрослых, но и детей как дошкольного, так и школьного возраста. Коммуникативная методика обучения английскому языку для детей - это развитие навыков устного общения, письма, чтения и понимания языка на слух. Тематика, изучаемая на уроках, выбирается исходя из интересов ребенка: обсуждение семьи, школы, погоды, увлечений, игр.
В начале урока преподаватель объясняет правила грамматики и сложные темы на русском языке, а затем ученики делятся на пары и ведут диалоги уже на английском.
В начальной школе обучение таким методом проходит путем погружения в культуру англоязычных стран. Учащиеся улучшают навыки общения и узнают специфику английского быта. Задача учителя - поддерживать мотивацию учеников к изучению языка.
Нужны ли учебники
Как правило, с преподавателем в группах по коммуникативной методике обучения английскому языку учебники студентами используются по минимуму. Ведь главная основа программы - общение. Выбирает учебный материал обычно сам преподаватель или организация, контролирующая учебный процесс в конкретной школе.
Ученикам на занятиях чаще требуется рабочая тетрадь, нежели сам учебник. Но для более углубленного изучения английского или же самостоятельного обучения по коммуникативной методике можно воспользоваться некоторыми, предназначенными для этого учебными пособиями.
Лучшие учебники для изучения английского по коммуникативной методике снабжены красочными иллюстрациями, в них есть много полезной и интересной информации о культуре и нравах жителей разных стран. Вот некоторые из них:
- Longman, New Cutting Age - это 6-уровневый учебник, где каждый уровень состоит из 15 блоков. Здесь есть масса заданий для тренировки навыка общения. В каждом блоке есть раздел под названием Real Life, здесь приводятся примеры различных ситуаций из реальной жизни и комплекс фраз для их обсуждения.
- Express Publishing, Enterprise - состоит из учебника, рабочей тетради и отдельно выделенного блока грамматики. Структура обучения по этому пособию такова: сначала - введение в тему, затем чтение, после чего в словарном блоке проходит повторение и проработка новых слов. Здесь уделяется много внимания изучению грамматических основ и лексических конструкций.
- Longman, New Total English - также состоит из рабочей тетради и самого учебника. Плюс в комплект этого курса входит DVD, на котором записан видеоматериал для каждого нового блока.
- Oxford, New English File - учебник, созданный для тех, кто хочет изучить английский для себя. В нем есть упражнения для проработки многих навыков. Также он снабжен хорошим словарем в конце книги.
- Oxford, New Hotline - курс для подростков. Каждый блок - это новый фотоэпизод, повествующий о жизни британских подростков, который сопровождают новые фразы и правила грамматики. Это интересный учебный материал, знакомящий молодежь с культурой и социальными явлениями Великобритании. Однако здесь уделяется не так много внимания грамматике, поэтому этот учебник лучше использовать в комплексе с другим пособием.
Это далеко не полный список учебников, однако эти пособия получили наивысший рейтинг среди учеников и преподавателей.
Отзывы об изучении английского при помощи методики общения
О коммуникативной методике обучения английскому языку отзывы в основном положительные. Если понимать, что цель этого подхода - научить студента хорошо и без запинок разговаривать с иностранцами, уметь поддержать беседу на основные темы. Таким образом, человек, успешно прошедший курс обучения по этой методике, сможет без труда завести разговор с англичанином, будет знать нюансы культуры и обычаи англоговорящих стран и не попадет в неловкую ситуацию, находясь в их пределах.
В связи с тем, что изучение носит пошаговый характер, ученики не испытывают трудностей, переходя от одного блока к другому. На следующий этап переходят, только полностью разобравшись с предыдущим. За этим и следит преподаватель, оценивая степень подготовки каждого ученика в отдельности.
Однако есть у этой системы и недостатки. Она не подойдет тем, кто желает изучить сложные грамматические конструкции и вообще углубиться в область грамматики. Ведь большая часть урока посвящается разговорам.
Каких результатов и за какой срок можно добиться
Сравнительно за короткий срок - около 3 месяцев коммуникативной методики обучения английскому языку - результаты можно получить довольно значительные.
Развивается понимание. Человек сможет понимать иностранную речь не только в знакомых ему ситуациях, но и правильно реагировать и вести себя в новых. Улучшаются навыки разговорной речи, а также человек овладевает артикуляционной базой английского языка, т.е. улучшается его произношение, он может подобрать нужную интонацию, а акцент станет практически не заметен.
Важные для общения грамматические основы и конструкции также становятся доступны и больше не приводят в ужас при общении. Можно смело вступать в диалог с иностранцами для решения повседневных проблем и простого общения. И при этом не бояться выглядеть глупо или сказать что-то не то, знаний, полученных во время обучения, будет достаточно для того, чтобы заслужить звание интересного собеседника.
Несмотря на то что эта методика нашла применение в России лишь в 90-х годах, преподаватели уже успели накопить солидную практику. Плюс с каждым годом методика совершенствуется, а учителя находят новые подходы к своим ученикам. Можно сказать, что у коммуникативного метода нет серьезных конкурентов в обучении разговорному языку.
Учиться можно и по-старому - по учебникам и аудиокнигам. Но лишь живое общение способно научить человека красиво говорить на английском. Узнать, подходит ли этот метод для обучения конкретного человека, можно лишь попробовав и убедившись в его эффективности.