Злоупотребление правом известно еще со времен Древнего Рима. Там оно было оформлено в виде сентенции «Высшее право — такая же несправедливость». Это говорит о том, что любое из них должно иметь свой круг применения, иначе может произойти нарушение прав иных лиц, что нарушит принципы разумности и добросовестности для гражданского оборота.
Законодательное закрепление запрета
Статья по злоупотреблению правом в ГК РФ идет под номером 10. В ней оговорено, что не допускаются действия, которые осуществляются с целью причинить вред иным лицам либо проявление рассматриваемого явления в иных формах.
Гражданские права не могут использоваться для лимитирования конкуренции либо для злоупотребления присущего хозяйствующему субъекту доминирующего положения на определенном рынке.
Несмотря на то что приведенная норма кажется декларативной, она широко применяется на практике для соблюдения принципов гражданского оборота.
Положения ст. ГК РФ по злоупотреблению правом большое количество раз разъяснялись судебными инстанциями высшего ранга.
Главные положения из правоприменительной практики
Рассматриваемое злоупотребление может допустить то лицо, у которого есть такое право.
Оно хочет причинить вред иным лицам.
При выявлении факта злоупотребления суд может отказать лицу, его допустившему, в судебной защите.
В арбитражном процессе при данном факте сделка может быть признана недействительной.
Для защиты прав кредиторов недействительной признается и договор займа, направленный на нарушение законных интересов и прав первых. Одной из форм злоупотребления правом является недобросовестная конкуренция. За нее могут быть наложены соответствующие правовые санкции, включая отказ в защите субъективного права.
Законность данного отказа
Этот вопрос является дискуссионным. Многие юристы считают, что существование отказа незаконно. Это обусловлено тем, что существует ст. 46 Конституции, в которой любому человеку гарантирована судебная защита. В ст. 56 этого документа также прописано, что ее лимитирование запрещено даже в условиях ЧП. В ст. 55 записано, что издавать законы, которые бы отменяли данную норму, нельзя, кроме федеральных законов, направленных на защиту здоровья, нравственности и конституционных основ, законных интересов и прав иных лиц, обеспечения безопасности и обороноспособности государства. Все другие лимиты являются незаконными и не должны применяться.
Однако отказ в защите при злоупотреблении правами в гражданском праве закрепился.
Классификация рассматриваемого явления
Все формы злоупотребления носят разнообразный характер, однако, в целях классификации они могут быть объединены в следующие виды:
- злоупотребление, направленное на целенаправленное причинение вреда любым иным лицам (так называемая шикана);
- оно же, совершаемое без намерения причинения вреда, однако его причиняющее.
Шикана дана в определении «злоупотребление правом» в статье ГК. Оно говорит о том, что данное явление направлено только на умышленное причинение вреда.
Во втором случае умысел отсутствует. Злоупотребление совершается по неосторожности или косвенному умыслу. Для этого случая составы рассматриваемого явления потенциально могут описываться в соответствующих законах. Состав же шиканы ими не регламентируется.
Таким образом, понятие злоупотребления правом должно обязательно включать в себя причинение ущерба иному лицу, а также умысел.
В начале 2013 года вступил в действие ФЗ №362-ФЗ, который дополнил данный список форм действиями, направленными на обход закона, имеющими противоправные цели. Доказать совершение подобных действий должен тот, кто осуществляет ссылку на данное обстоятельство.
Подразделение злоупотреблений процессуальным правом с разных позиций
Более полное подразделение можно увидеть при осуществлении классификации по различным критериям.
В соответствии со стадиями гражданского процесса рассматриваемые явления подразделяются на совершаемые в судах разных инстанций, при осуществлении пересмотра дела, связанного с вновь открывшимися обстоятельствами, а также при производстве по исполнению актов суда.
С точки зрения предметного признака эти злоупотребления подразделяют на институциональные и общие.
Первые из них происходят в тех сферах, которые подлежат регулированию соответствующими нормами определенного института гражданского процессуального права. Вторые характерны в целом для гражданского судопроизводства.
По объекту, на который направлен причиняемый вред от злоупотребления процессуальными правами, выделяют их, направленные на интересы правосудия, а также направленные как на выше обозначенные интересы, так и на интересы участников.
По последствиям для гражданских процессуальных правоотношений злоупотребления подразделяются на те, которые причиняют незначительный вред, а также средний и существенный. Первый из рассматриваемых видов ущерба может заключаться в срыве судебного заседания. Второй — в увеличении срока рассмотрения конкретного дела и увеличении судебных расходов, которое несет противоположная сторона. Существенный вред причиняется в том случае, когда поставленное неправосудное решение будет исполнено. Это характерно для злоупотребления правом судом.
По оказываемому влиянию на постановку решения злоупотребления подразделяются на влияющие и не оказывающие влияния на исход дела.
По качественному составу все рассматриваемые явления можно классифицировать на простые и сложные. Первые достаточно легко распознаются и квалифицируются. Вторые же маскируются под правомерное поведение и характеризуются скрытостью.
По количественному составу злоупотребления подразделяют на единичные и множественные. Первые характеризуются одним действием, которое представляет собой рассматриваемое явление. Второе же состоит из ряда процессуальных действий, и они все направлены на злоупотребление правом. Эти правонарушения могут совершать как одно, так и несколько лиц. При этом можно выделить отдельной строкой контр-злоупотребления, то есть ответные на предъявляемые со злоупотреблением субъективных прав как с одной, так и с другой стороны.
В соответствии с характером поведения выделяют активные и пассивные злоупотребления правом в гражданском праве. Первые совершаются определенными действиями, а вторые — бездействиями. Большая часть из рассматриваемых относится к активным.
В зависимости от количества лиц, совершающих злоупотребление процессуальными правами, их подразделяют на совершаемые одним или несколькими лицами. Последнее возможно в случае, когда одна из сторон процесса является многосубъектной. Такое может возникнуть в ситуации соучастия, при одинаковых интересах сторон с таковыми по отношению к третьим лицам, которые участия в процессе не принимают.
В арбитражном процессе под злоупотреблением правами можно понимать данный процесс по отношению к подаче иска. Но судебная практика показывает отрицательное отношение к данному вопросу.
Цель применения
В большинстве случаев, суды достаточно редко используют данное право по собственной инициативе. Отказ в защите права может рассматриваться с позиции правовой охраны, способа защиты права либо как санкция.
Под первой из обозначенных категорий понимают меры, которые должны устранять причины правонарушения, и создавать условия для осуществления прав без ограничений. Таким образом, отказ в защите не соответствует данной позиции.
Согласно Информписьму Президиума ВАС РФ, цель ст. 10 названного выше кодекса состоит не в наказании того лица, которое допустило злоупотребление правом, а защите потерпевшего от данного злоупотребления.
В нем указано, что оно должно выступать резервным инструментом, который нужно использовать только в тех случаях спецнорм по борьбе с рассматриваемыми правонарушениями.
Помимо этого, в поправках к ГК РФ, вступивших в силу с 2013 года, кроме предусмотренного отказа в защите прав появилось указание на иные меры защиты. Это объясняется тем, что применение норм ст. 10 ГК изначально предполагалось только к недобросовестному истцу. Судебная практика же свидетельствует о том, что данное положение необходимо в той же мере применять и к другим участникам процесса, в частности, к ответчику.
Аналоги подобного явления на Западе
В некоторых вопросах внедрения понятия «злоупотребление правом» судом пионером является Франция. Ее ГК не включает полностью аналогичной статьи по сравнению с российской ст. 10. Здесь данный термин используется для определенных правоотношений и только для конкретных ситуаций. Это обусловлено тем, что законодатели данного государства озабочены ограничениями свобод своих граждан.
Более детально данное понятие расшифровано в разделе данного кодекса, посвященного деликтам. То есть суды могут принимать какие-либо действия при выявлении случаев злоупотребления правом при наличии ущерба. В ходе судебных заседаний происходит оценка нарушенных прав любой стороны, а также рассматривается вопрос затрагивания публичных интересов при рассматриваемом злоупотреблении.
В Швейцарии данное явление должно носить явный характер. Судебные права для злоупотребления направлены на их признание в случае, если законом данные ситуации не разрешаются. Аналогично нашим требованиям ГК в подобном кодексе Швейцарии предусматривается, что лицо, злоупотребившее правом, должно получить отказ в защите. Одной из форм рассматриваемого явления здесь считается недобросовестная конкуренция, а также отсутствие соперничества в экономической сфере.
Злоупотребление процессуальными правами
Подобное явление выступает в качестве одного из главных видов гражданских процессуальных правонарушений. Стороны, участвующие в таких процессах, должны способствовать правильному разрешению дела, а когда одна из сторон специально затягивает дело, вводит суд в заблуждение, то она злоупотребляет своими правами.
К недобросовестному лицу применить меры гражданского процессуального принуждения может потребовать любой участник дела либо суд их может применить по собственной инициативе. При этом последствия могут быть направлены на применение к лицу санкций, предусмотренных процессуальным законодательством, или суд может пресекать такие действия путем наложения на нарушителя соответствующих штрафных санкций или отказать в совершении тех действий, запрашиваемых лицом, которое злоупотребляет своим правом.
Судебная практика
Закрепленное в ГК РФ злоупотребление правом может быть использовано судом при совершении следующих действий:
- неверное указание в иске адреса ответчика, совершенное с умыслом;
- невключение истцом в иск информации о лице, чьи интересы и права затрагиваются исковым заявлением;
- предъявлении необоснованного иска;
- заявление о признании ненормативного акта в области права госоргана недействительным в связи с просрочкой срока исковой давности.
Наиболее яркими примерами использования судами ст. 10 ГК РФ являются дела о банкротстве, что обусловлено тем, что суды должны проверять требования кредиторов на обоснованность.
Отказ в требовании кредиторов может произойти в том случае, если, изучив обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что обосновывающие их правоотношения могут не отвечать интересам должника или не иметь экономической целесообразности.
Требования в одноименный реестр кредиторов не включаются судами при изучении договоров, если устанавливаются следующие обстоятельства заключения:
- нет встречного предоставления;
- есть признаки злоупотребления правом по отношению к действиям сторон этого договора;
- сделки совершены с той целью, чтобы причинить вред кредитору.
В данных случаях суды ссылаются на ст. 10 ГК, используя конкретные критерии из ФЗ «О банкротстве».
Из арбитражной практики злоупотреблением права признается:
- заявление покупателя недвижимости об отсутствии госрегистрации договора аренды, в случае, если в момент осуществления покупки он об этом знал;
- бездействие конкурсного управляющего по осуществлению поиска имущества должника;
- продажа движимого имущества при недобросовестных действиях покупателя и представителя продавца, в результате чего продавец мог утратить возможность использования имущества, необходимого для осуществления им своей основной деятельности;
- случай, когда взыскатель и должник являются аффилированными лицами, создавая искусственную кредиторскую задолженность, тем самым причиняя вред иным кредиторам;
- недопуск работников хозяйствующих субъектов в области связи на чердаки и крыши жилых помещений, а также иные случаи, когда на контрагентов накладываются неразумные ограничения или создаются необоснованные условия для реализации последними своих прав.
При этом необходимо применять аргументы, подкрепленные доказательствами.
Рассмотрим судебную практику по новому положению ст. 10, предусматривающую отнесение к злоупотреблению правом обход закона, выполняемый с противоправной целью.
Акционер на общем собрании действует таким образом, чтобы причинить вред иным акционерам и получить корпоративный контроль над хозяйствующим субъектом в обход закона. Суд исключил из итогов голосования результаты, которые были получены по привилегированным акциям данного акционера.
Бывают случаи, когда исполнительный лист не подлежит исполнению, но предъявляется к нему. ФАС Дальневосточного округа в 2013 году получение по подобному документу денежных средств было признано незаконным.
Московский ФАС признал, что обычная хозяйственная банковская деятельность не может подразумевать деятельность, направленную на нарушение предписаний Банка России и действующего законодательства.
Помимо этого, суды злоупотреблением правом признают заключение договоров аренды муниципалитетом с хозяйствующими субъектами без обязательного проведения торгов.
В некоторых делах суды указывают на то, что обход закона был совершен, но не используют ст. 10 ГК.
Нужно разграничивать злоупотребление процессуальным и материальным правом.
В заключение
Таким образом, злоупотребление правом в гражданском праве направлено на причинение вреда другим людям, при этом лицо, которое осуществляет данное действие, должно иметь умысел. В 2013 году вступили поправки в Гражданский кодекс, которые предусмотрели как форму рассматриваемого явления обход закона с той целью, которая преследует осуществление противоправных действий. Злоупотребление встречается как в материальном, так и в процессуальном праве. Суды редко по своей инициативе рассматривают дела по ст. 10 ГК, а, используя ее, могут опираться на конкретные критерии других нормативно-правовых актов.