Сахалинская железная дорога: история, протяженность, станции, расписание поездов и государственное значение

Железнодорожный - это самый надежный вид наземного транспорта для перевозки грузов и пассажиров, который когда-либо существовал. С момента своего появления приобрел популярность как относительно дешевый способ транспортировки любого груза, поэтому неудивительно его появление даже на острове Сахалин.

Протяженность, основные линии и ключевая особенность

Сахалинская железная дорога примечательна не только тем, что расположена на острове и не имеет контакта с материком.

Сахалинская железная дорога

Она представляет собой оригинальную конструкцию благодаря не пользующейся в России популярностью ширины колеи – 1067 мм. Именно такими узкоколейными дорогами пользуются в Японии, Индии и Африке. Протяженность Сахалинской железной дороги составляет 804,9 км, она объединяет между собой 35 станций.

На данный момент функционируют и эксплуатируются три железнодорожные ветви:

  • От станции «Корсаков» до пункта «Ноглики».
  • От остановочной станции «Шахта» до станции «Ильинск».
  • Полностью пригодна трасса «Ильинск – Арсентьевка».

Суммарная протяженность - в 867 км.

Также есть еще 3 ветки общей длинной в 54 км:

  • Сокол – Быков, протяженностью в 23 км.
  • Вахрушев – Угольный. Ветка растянулась на 9 км.
  • Ново-Александровка – Синегорск, длина которой составляет 22 км.

Для начала немного истории

Поезд на Сахалине

Предпосылкой к созданию Сахалинской железной дороги, послужила экспедиция Г. И. Невельского. Именно ею в сентябре 1853 года был сооружен Корсаковский пост.

С этого момента и началось развитие Отомари, как называли Корсаков японцы. Первые на то время поселенцы жили здесь за счет рыболовства и охоты, и ни о какой железной дороге пока никто не думал.

Значимый конфликт с Россией

Изначально остров был открыт японцами в середине 16 века. Русские появились на острове только в начале 18 века. Остров ими заселялся очень активно, поэтому в 1845 году Япония решила объявить его и прилегающие к острову Курилы своей собственностью.

Но из-за того, что к тому времени большая часть северной территории острова была уже заселена русскими, а а другая часть официально еще никому не принадлежала, Россия начала с Японией ожесточенные переговоры о разделении территории. Результатом урегулирования конфликта было подписание в 1855 году недолго просуществовавшего Симодского договора о совместном использовании земель. Позднее было заключено новое соглашение, в котором Россия отказывалась от принадлежавшей ей части Курильских островов, но взамен становилась полновластной и единственной хозяйкой Сахалина. Это знаменательное событие произошло в 1875 году.

Появление железной дороги

Старая дорога на Сахалине

До первой русско-японской войны 1904-1905 дороги острова были представлены всего лишь несколькими грунтовыми тропинками и шоссейными трассами, а сам остров в 1905 был разделен на Южную часть, которая досталась японцам, и Северную, доставшуюся россиянам согласно Портсмутскому мирному договору

Такого количества дорог вполне хватало, так как кроме каторжников, находящихся в ссылке и работающих на шахтах по добыче угля, на Сахалине никто не жил

Примечателен тот факт, что благодаря развитию шахт появилась первая Сахалинская железная дорога, использующаяся в промышленных целях для транспортировки угля.

Развитие железной дороги от 1905 г. до присоединения Сахалина к СССР 25 августа 1945

Узкоколейная железная дорога

Кратко о событиях того периода:

  • 1906 год - японцами началось строительство первой железной дороги от Корсакова до Южно-Сахалинска. Изначально она имела ширину в 610 мм и считалась «сверхузкой». В 1910 году была выполнена реконструкция линии на стандартную для Японии ширину колеи в 1067 мм. Дорога имела протяженность в 39 километров и была построена рекордно быстро, в течение двух месяцев.
  • 1911 - Открытие ветки Южно-Сахалинск — Долинск — Стародубское, которая стала продолжением железной дороги на север.
  • 1914 – Открытие ветки Канума (Новоалександровка) — Оку-Каваками (Тепловодский), с шириной колеи в 610 мм.
  • 1918 – начало строительства Западной магистрали, с шириной колеи в 1067 мм, от Холмска (Маока) до Чехова (Нода) с ключевой станцией Невельск (Хонто). Была разрешена к эксплуатации в конце 1921 года. Вскоре была продлена до Томари и вошла в общую цепь железнодорожных линий, хоть изначально являлась самостоятельной.
  • 1928 – Открытие линии Долинск-Макаров (Сиритоу), которая изначально имела ширину колеи в 750 мм, но в дальнейшем была перешита в нормальный японский стандарт в 1067 мм.
  • 1930-е – прокладывание Сахалинской железной дороги. В это время появлялись многочисленные небольшие самообеспечивающиеся линии, которые обслуживались крупными промышленными предприятиями. Примером подобных линий может послужить самая длинная из таких дорог, расположенная недалеко Шахтерска (Торо) и Углегорска (Эсуторо), длина которой - около 80 километров. Ширина колеи, в среднем составляющая 762 мм, считается узкой не только у нас, но и в Японии.
  • 1944 - Линия Ильинск — Углегорск, признана закрытой. Железнодорожное полотно демонтировано и использовано на другом участке дороги.

Кто строил железную дорогу с первой шпалы до 1944 года?

Железнодорожное полотно 1906 – 1944 годов строилось частными компаниями при поддержке государства, путем заманивания бедняков на работу обещаниями хороших условий труда. В качестве рабочих на такие стройки привлекались в основном корейцы, живущие на территории Японии, которые подвергались рабскому труду, вследствие которого многие люди гибли. Но даже в случае смерти работника компенсации никому не выдавались. Сахалинцы говорят, что, чтобы посчитать количество умерших при строительстве корейцев, нужно просто посчитать количество шпал на рельсах.

Знаменательное событие 1945 года

В результате успешного выполнения плана военной операции, проделанной советскими войсками в 1945 году, Южный Сахалин вернулся в распоряжение СССР. В ходе операции обошлось без особых и невосполнимых разрушений рельс и построек, поэтому разветвленная сеть железнодорожных дорог осталась практически целой.

Железная дорога после ВОВ до времен перестройки

Локомотив на железной дороге

В 1946 году было принято решение о перешивке рельс на Сахалинской железной дороге с имеющихся стандартов на материковые.

Также планировалась постройка новых линий, таких как возведение моста через Татарский пролив, но этой линии не суждено было появиться. Сама задумка возникла в 1950, и строительство предполагалось закончить к 1955 году. Для выполнения проекта к месту, где должна была проходить линия, было свезено чуть менее нескольких десятков тысяч человек, большинство из которых были арестантами. Все они работали под принуждением в невыносимо тяжелых условиях. Но тоннелю, а именно прокладкой тоннеля через пролив и занимались рабочие, не дано было появиться на свет, так как из-за смерти Сталина проект был закрыт без завершения.

В 1967 на Сахалин был транспортирован современный по тем временам локомотив. Всего за несколько лет их было доставлено 30 штук. До этого времени использовалась техника довоенного периода.

Первым реализовавшимся проектом в 1971 году стала трасса от Арсентьевки до Ильинска, которая затем была продолжена до Тымовска, беря свое начало от станции Победино. Позже она была продолжена до Ныша, а в 1979 – до Ноглик.

В 1973 появилась первая паромная переправа, которая курсировала по маршруту Ванино — Холмс. Это дало большой скачок экономике острова, так как позволило наладить экспорт и импорт грузов в промышленных масштабах.

В 1980-х на некоторых из ключевых станций были реконструированы или построены с нуля здания вокзалов. Здание вокзала в Поронайске было перенесено на новое место, что позволило грузовым поездам менять в этом остановочном пункте направление движения. Также это время запомнилось еще и тем, что было прекращено использование японских грузовых вагонов – осуществлялись поставки только пассажирских и вагонов для дизель-поездов.

Со времен перестройки до 2003 года

Железная дорога

Время развала Советского Союза являлось тяжелыми годами для этой железнодорожной сети. Значительно было сокращено движение составов по Южно-Сахалинской железной дороге практически по всей линии Холмск — Южно -Сахалинск. Эта дорога была популярна среди туристов и имела прекраснейшие виды пейзажей. Также, как одна из самых длинных, она имела большую территориальную значимость, но когда зашла речь о стоимости ее ремонта и содержания, то властями было принято решение о том, что обслуживание этой трассы крайне невыгодно с экономической точки зрения. Предприятия, которые содержали дороги, находились в кризисной ситуации, поэтому многие линии были закрыты. Случилось это в 1994 году, и с течением времени дело только ухудшается.

С 2001 года больше не использовались дизель-поезда серии K. В эксплуатации остались только 2 дизельных поезда из серии Д2, сконструированные в 1980-х.

В 2002 году было принято решение о перешивке железной дороги на стандартный для материка размер колеи.

В 2003 был воздвигнут монумент в честь начала реконструкционных работ.

Наши дни

Проходят реконструкционные работы по обновлению железнодорожной колеи, которые обещают закончить через несколько лет. Будут ли пользоваться популярностью железные дороги и оправдают ли они ожидания властей – сказать сейчас трудно.

Интересы Сахалинской железной дороги на данный момент представляет ОАО «Пассажирская компания Сахалин», начальником железной дороги является генеральный директор этого общества, а учредителем компании является РЖД.

Расписание пассажирских поездов

Современное расписание поездов Сахалинской железной дороги от станции Южно-Сахалинск представлено весьма скудными рейсами, так как состоит всего из 8 позиций.

Один дневной до Тымовска и вечерний с ночным — до Ногликов. Это линии дальнего следования.

Пригородные поезда выглядят следующим образом:

  • 1 рейс идет до Томари, Корсакова и Быкова.
  • 2 следуют до до пункта назначения «Новодеревенская».

В расписании разница с московским временем составляет 7 часов.

Значение дороги для государства

Современная железная дорога на Сахалине

Для государства Сахалинская область и железная дорога имеет первостепенное значение, так как сам остров богат такими полезными ископаемыми, как нефть, природный газ и уголь. По железной дороге осуществляется также перевозка древесины и рыбы.

Позицию железной дороги сильно пошатнул автотранспорт. Из любого населенного пункта в любое место можно добраться на автобусе или личном автомобиле. А связь с материком без труда удается сохранить, используя авиарейсы.

Чтобы помнили

Железнодорожное полотно Сахалина имеет свою уникальную историю. Чтобы донести ее до населения, был создан Сахалинский музей железных дорог. Здесь были собраны довоенные локомотивы, старая снегоуборочная техника, образцы цистерн и многое другое из того, что удалось сохранить или передавалось в качестве подарка. Музей истории Сахалинской железной дороги можно посетить всем желающим.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Спасибо за информацию Кратко , но всё доходчиво Ждём завершения реконструкции и ..... в путь дорожку с юга на север . В перспективе Южно-Сахалинск - Лондон
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.