Понятие "априори" имеет древнюю историю и до сих пор вызывает споры в философии. Давайте разберемся, что же оно означает и почему важно.
Истоки понятия "априори" в античности и средневековье
Впервые идея знания априори появляется в диалоге Платона "Менон" в IV веке до н.э. Здесь Платон говорит об "учении о припоминании", согласно которому знание априори внутренне присуще человеческому уму и наследуется им.
"Итак, если искомое всегда находится в нашей душе, то душа бессмертна, так что тебе следует всячески смелеть и искать и припоминать то, чего ты не знаешь сейчас, то есть не помнишь." (Платон, "Менон")
Впервые термин "априори" появляется у Аристотеля, который различал доказательство от последующего (апостериори) и доказательство от предшествующего (априори). Это различие в дальнейшем исследовали средневековые схоласты, в частности Альберт Великий и Фома Аквинский.
"Априори" в философии Нового времени
В новоевропейской философии понимание априори существенно меняется под влиянием спора рационализма и эмпиризма.
Так, Лейбниц связывал априорное знание с "вечными истинами", доступными чистому разуму. Он противопоставлял априорное знание эмпирическому.
Познание априори он приравнивал к умозрительному познанию, а познание апостериори — к опытному познанию.
Наиболее важную роль априори играет в философии Канта. В "Критике чистого разума" Кант различает:
- Априорные формы чувственности (пространство и время)
- Априорные формы рассудка (категории)
Эти формы организуют опыт и делают возможным научное познание. Кант также вводит важное различие между аналитическим и синтетическим априори. Аналитические суждения не содержат нового знания, а синтетические расширяют знание, оставаясь при этом всеобщими и необходимыми.
Категорический императив в этике Канта тоже носит априорный характер, будучи высшим нравственным законом.
Трактовка "априори" в неокантианстве
Неокантианцы по-разному трактовали априори, отходя от взглядов Канта. Так, Герман Коген считал, что априорные категории задаются самой мыслью и не могут быть обнаружены в индивидуальном сознании. Марбургская школа неокантианства видела в априорных принципах основание единства наук. А представители Баденской школы, такие как Виндельбанд и Риккерт, говорили об априорных ценностях, задающих нормы мышления и действия.
Особняком стоит понятие "материального априори" у Макса Шелера, связанное с непосредственным схватыванием феноменов в феноменологическом опыте.
"Априори" в неклассической философии XX века
В XX веке отношение к априорному знанию меняется. Позитивизм и прагматизм отрицают существование априори. Логические позитивисты дают ему аналитическую интерпретацию, сводя априорные истины к аналитическим. Однако эта позиция подверглась критике, в частности со стороны Куайна.
В то же время феноменология Гуссерля ставит своей задачей выявление априорных структур сознания. А Шелер говорит о "материальном априори", доступном в феноменологическом опыте.
Априорное знание с точки зрения диалектического материализма
Диалектический материализм отрицает наличие априорных предпосылок познания. С его точки зрения, любое знание берет начало в практике как деятельности по освоению мира. Поэтому знание носит апостериорный характер. Однако конкретные знания могут содержать элементы априорного, будучи результатом развития предшествующего знания.
Споры об априорном знании в современной философии
В современных дискуссиях отношение к априори неоднозначно. Одни философы, как сторонники натурализма, склоняются к его отрицанию. Другие, напротив, признают наличие априорных предпосылок научного знания. Концепция исторического априори Фуко также предполагает априорные правила дискурсивных практик.
Практическое значение априорных знаний
"Априори" - значение слова в практической плоскости состоит в том, что априорные принципы могут использоваться для обучения и решения задач. Однако чрезмерное доверие к априорным знаниям несет в себе риски. Поэтому важно критически относиться к претензиям априорных утверждений на истинность.
Значение априорного подхода заключается в поиске фундаментальных оснований знания. Но это "значение" реализуется в конкретных концепциях априори, значимость которых всегда может подвергаться сомнению.
Априорные основания этики и эстетики
В этике и эстетике также выделяются априорные, доопытные основания. Это касается прежде всего ценностей. Ценности задают нормативные рамки морального и эстетического суждения.
Кантовский категорический императив как высший моральный закон трактуется как априорный принцип. Хотя его конкретное содержание исторически обусловлено.
Априорное в религии и вере
Религиозная вера также опирается на априорные установки. Вера в Бога или иные трансцендентные начала не выводится из опыта, а предшествует ему. Откровение и догматы религии носят априорный характер для верующего.
Однако априори религиозной веры не универсально, а зависит от конкретной религиозной традиции. Априорные основания веры различаются в разных религиях.
Историческая изменчивость априорных оснований
Несмотря на претензии на универсальность, априорные основания знания исторически изменчивы. Априори одной эпохи или культуры может не совпадать с априори другой.
Это видно на примере науки, где априорные предпосылки меняются вместе с развитием знания. Например, возникновение неевклидовых геометрий показало, что априорные основания математики могут трансформироваться.
Выводы: амбивалентность априорного
Таким образом, идея априорного знания имеет как сторонников, так и противников в философии. Ее значение состоит в стремлении найти фундаментальные основания познания. Но конкретное наполнение априорных принципов всегда исторически обусловлено и может оспариваться. Поэтому необходим критический подход к пониманию априори.