Розинг Борис Львович, русский физик, ученый, инженер-изобретатель: биография, изобретения

В развитии телевидения важную роль сыграли многие ученые, делая свой вклад в ту часть, где больше всего требовались их знания. Розинг является ярким примером того, как пытливый ум подталкивал учиться, разбираться в премудростях физики, электричестве. Создав телевизионную передачу изображений, он сделал то, что сейчас считается обычным делом – наряду со звуком в телевизоре появилась картинка. Какое прошлое у известного инженера-изобретателя и какие еще заслуги причисляют Борису Розингу – в этой статье.

последние годы жизни

Происхождение ученого

Род Розингов имеет дворянские корни. Во времена правления Петра Великого было развернуто активное строительство городов, верфей, кораблей. Для этого понадобилось много специалистов в узких областях, и Россия с радостью принимала новых людей в своем государстве. Так Петер Розинг и его семья появились в империи и остались там жить, как это потом сделали многие их соотечественники. Голландские корни не были забыты, фамилия высоко ценит прошлое и образование в целом. Отец Бориса Розинга, Лев, был чиновником. Выполняя свои обязанности со всей ответственностью, он получил должность статского советника, после чего ушел в отставку.

Мать будущего ученого, Людмила Федоровна, тоже не слыла необразованной: будучи домохозяйкой, могла свободно изъясняться на трех языках, со знанием дела вела хозяйство. 5 мая родился Борис Львович Розинг, его родным городом стал влиятельный Санкт-Петербург. К обучению подходил ответственно, в 1887 году окончил гимназию с наградой – золотой медалью.

Начинания юного ученого

Избрав своим путем точные науки, юноша поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, который в 1891 году окончил с дипломом первой степени. На этом с университетом не расстался навсегда – успешный студент, Борис Львович был оставлен для того, чтобы стать профессором. В 1892 году избрал своим местом работы Петербургский технологический институт, где преподавал следующие 3 года. В 1895 году начал заниматься обучением студентов в Константиновском артиллерийском училище.

Интересно, что Борис Львович Розинг придерживался мнения, что высшего образования достойны все желающие, тогда как многие профессора предпочитали заниматься только со студентами мужского пола. Поддерживая Петербургские женские политехнические курсы, стал деканом на электромеханическом факультете. Профессором он начал замечать проблемы в электронной передаче изображений – механическая развертка позволяла передавать фотографии, но у нее оставалось много недостатков. Так появилась идея создать первый электронный метод записи.

Электронно-лучевая трубка

Суть изобретений

Розинг Борис Львович изобретения ставил всегда на порядок выше преподавания, работы учителем. Суть его работы сводилась к поиску способа передачи картинок на расстояние. Понимая, какую большую значимость имеют плоды его труда, Борис Львович получил патент не только в России, но и в Англии, Америке, Германии. Кроме того, ученого привлекал вопрос о том, какие процессы происходят при явлении магнетизма между двумя объектами. Так, своей темой для диссертации при окончании университета он выбрал процессы, происходящие в двух телах при перемагничивании. Позднее Розинг попытался вывести формулу об удлинении проволоки, так как заметил изменения в ее длине при перемагничивании.

Знания в области магнетизма позволяли ему, как и многим русским изобретателям, работать над еще одной проблемой. Борис Львович задумался над созданием целой системы аккумуляторов с подвижным слоем электролитов. Кроме того, использование электрической энергии было бы более экономичным, чем тепловое, а потому превращение одного вида энергии в другой могло решить проблему с недостатком и нерациональным использованием теплоты.

Суть электронной телескопии

Преимущество знаний в нескольких областях

Вышеперечисленные работы не исчерпывают заслуги Бориса Львовича. Он трудился над системой электрической сигнализации, которая могла бы подходить под работу пожарных станций, командных телеграфов, телефонных станций. Преимущество таких сигнализаций заключалось в автоматическом отключении, что было очень удобно на больших предприятиях.

Многие знания в области исследования электричества и магнетических полей были недоступны на русском языке, но ему передалась по наследству не только жажда отца к знаниям о механике и математике, но и уважение к иностранным языкам, бывшее у матери. Борис Розинг знал несколько из них, благодаря чему мог оставаться в курсе новейших изобретений. Его рецензии, рефераты, статьи об учебниках по физике на иностранных языках печатались в журнале «Электричество».

Розинг рядом со своей системой

Электрическая телескопия

Данный термин был распространен намного раньше, чем телевидение. Над электрической телескопией работать Борис Львович начал, по его собственным словам, в 1897 году. Уже тогда в разных странах были предложены различные решения: использование механических устройств для развертки изображений на элементы. Русские изобретали в основном использовали простейшие оптико-механические устройства. Борис Львович увидел в них огромное количество недостатков спустя несколько лет их исследования.

Телевидение Борис Розинг видел успешным только в том случае, если инертные системы будут заменены безинертными. Но такую систему еще нужно поискать. Борис Львович искал среди иностранных открытий, но нашел в своей лаборатории, в Технологическом институте. Там был осциллограф с электронно-лучевой трубкой, которая ловила электронный луч, а на экране появлялись сложные фигуры. Именно она и стала основой для открытия нового способа передачи изображений. Позднее, после исследования фотоэлектрических свойств других веществ, у Бориса Львовича сформировалась целая система. Сейчас телевидение использует те же методы, которые так давно разработал русский ученый.

Общество отдает должное

10 лет работы потребовалось на создание такой системы, которая не имела бы существенных изъянов. Розинг не ждал материальной поддержки, да ее и не было. На протяжении всего времени исследований он совершенствовал свое детище. Так уже после 1912 года, когда Русское техническое общество по заслугам оценило результат его работы и наградило золотой медалью (за достижения в электрической телескопии), Борис Розинг продолжил работу над системой. Он заменил газонаполненную трубку вакуумной, применил свойства продольного магнитного поля, не раз изменял число ампер-витков катушки.

В 1924 году, воздавая должное заслугам, Ленинская экспериментальная электротехническая лаборатория пригласила Бориса Львовича как старшего научного сотрудника. Но на достигнутом ученый не остановился. В 1924-1925 годах уже были выпущены машины, облегчающие ориентировку слепых. Лаборатория позволяла заниматься усовершенствованием галилеева бинокля и фотографированием звука (основа для создания аппаратов для слепых).

Электронная телескопия распространилась повсеместно

Дальнейшая деятельность

Физико-математическое общество, которое Борис Львович создает в 1920 году, продолжает заниматься актуальными на то время проблемами, не прекращая функционировать даже во время голода 1922 года. Работая председателем этого общества, Борис Розинг получил возможность создать доклад о векторальной монологии, предложении упрощенной формулы, созданной на основе планиметра Амслера. В 1923 году была опубликована книга исследователя, «Электрическая телескопия. Ближайшие задачи и достижения».

Политическая система СССР не щадила в то время никого: в 1931 году ученый был арестован по обвинению «за помощь контрреволюционерам». Это был период репрессий интеллигенции (в том числе русских изобретателей). То, что он дал денег приятелю взаймы, было расценено как злой умысел. Лишь благодаря заступничеству сильных друзей Борис Розинг был переведен в Архангельск.

Метод Розинга в телевизорах

Большое наследство

Кровоизлияние в мозг в 1933 году, 20 апреля, оборвало жизнь Бориса Львовича. Он умер в возрасте 63 лет, был похоронен в Архангельске. Исследования этого человека не остались незамеченными. Как он сам выразился в 1925 году о своих изобретениях: «Наступит время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет такой же незаменимой, как телефон». Так оно и произошло.

Биография Бориса Розинга не менее интересная, чем его изобретения. Становление сильной личности, ученого, жаждущего знаний, наглядно показывает, что великими людьми не рождаются, а становятся. Изобретения Бориса Розинга позволили заглянуть в глубины океана, вынести изображения недр Земли из самых ее сокровенных мест, увидеть это как профессорам, так и школьникам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.