Нарративный анализ: понятие и применение

Нарративный анализ – это исследовательский подход, в центре которого – истории, рассказанные людьми. Аналитик исследует связь описательных средств и общего осмысления рассказчиком его истории.

До появления нарративного анализа исследователь задавался вопросом: что происходит в жизни этого человека. Нарративные аналитики задают вопросы о том, как структурирован повествовательный текст и почему он так построен. Нарративный анализ позволяет понять, как люди презентуют себя и свой опыт (для себя и других).

Истории, которые создают люди

Нарратив – это связный рассказ, содержащий факты и события. В рассказе, реальном или воображаемом, живут персонажи, которые включаются автором в сюжет. Связь элементов нарратива определяется его смыслом, о котором можно судить, только осмыслив финал повествования.

Говоря проще, все элементы нарратива используются рассказчиком, чтобы подвести историю к концу, поэтому именно финал вызывает к существованию эти элементы. Этот факт говорит о том, что человек до повествования знает цель и смысл своей истории. Действительно, если бы человек не знал смысла истории, он бы не смог выбрать, что существенно для его рассказа, а что можно опустить.

Люди и истории

Ключевые элементы и характеристики нарратива:

  • персонажи и действия истории могут быть выдуманными;
  • элементы нарратива объединены причинно-следственной связью;
  • в основе лежит цельный сюжет;
  • в нарративе должна присутствовать точка зрения автора, которая часто является «моралью рассказа».

Историки стали первыми использовать понятие нарратив. Под ним изначально понимали «интерпретацию некоторого аспекта мира с определенной позиции» в конкретном социально-культурном контексте. Но суть нарратива – сюжет – очень долго и скрупулезно изучалась филологами.

Понятие нарратива оказалось востребовано во многих областях науки и приносит пользу даже маркетингу.

Роль нарратива

Независимо от области науки, когда речь заходит о нарративе, всегда имеют в виду не объективную основу рассказа (чистые факты и реальность), а работу рассказчика – то, какие он увидел факты, каким образом связал их в историю, какой смысл вложил в рассказ.

Каждый человек видит в происходящем что-то свое. Человек действует в зависимости от собственного жизненного опыта и представлений об окружающем мире. И если человек не будет видеть возможности, которые открываются ему с новой ситуацией, то он не сможет их использовать.

Каждый человек осмысляет свою жизнь, себя, отношения с другими людьми с помощью нарративов. Без них никто не смог бы ничего запомнить, и невозможно было бы размышлять о мире. Без нарратива опыт распадался бы для человека в бессмысленный набор фактов, из которого невозможно ничего извлечь.

Структура и хаос

Что может текст? Истории, которые создают людей

Сочинение истории – творческий процесс. Личная история человека является лишь версией его реальной жизни. Человек, рассказывая о каком-то значимом событии, пересказывает не все, что произошло на самом деле, а то, что он посчитал важным.

Рикер подчеркивает, что опыт не дается человеку непосредственно, т. е. событие можно понять только через повествование о нем. Личность человека накладывает отпечаток на то, как он видит, отбирает и структурирует факты. Например, один человек в сложных обстоятельствах заострит внимание на своей беспомощности и катастрофичности происходящего, другой, в тех же обстоятельствах, может воспринять сложности как повод для развития.

Rosenweld и Ochberg полагают, что личные истории - не только способ рассказать (другим или себе) о своей жизни, они вносят большой вклад в то, каким в итоге становится человек, каким он себя видит. Текст рассказывает о нас и меняет нас.

С одной стороны образ формируется от историй, с другой стороны на человека влияет его образ себя, когда он сочиняет историю. Получается, каждый раз люди, рассказывая свои личные истории, дополняют нарратив-трафарет, через который видят мир. Можно сравнить нарратив с вырезанной картинкой в волшебном фонаре, а взгляд человека со светом, мир же - стены, на которых возникают образы.

Нарратив как трафарет

Анализ историй

Нарративный анализ появился в ответ на осознание исследователями самостоятельности текста. В фокусе оказываются элементы нарратива (связь и характер событий, атрибуты героев, сопровождающие сюжет, оценки рассказчика и пр.) и роль, которую он играет в формировании самосознания человека.

Неструктурированное интервью – пример нарративного анализа. Нарративный подход активно используется в социологии, антропологии, психологии, истории и других областях науки.

Развитие нарративного подхода связано с интерпретивным поворотом, который произошел в социальных науках. Теория интерпретации предполагает работу с репрезентацией – выраженным субъективным опытом человека. Интерпретация – поиск смысла, который скрывается в истории, рассказанной человеком.

Человек может рассказывать о каком-то незначительном событии, которое произошло с ним недавно. Аналитик же выясняет, какими стратегиями человек пользуется, когда отбирает то, что рассказывает, какой смысл видит в рассказе. Кто-то в незначительном событии увидит подтверждение своего везения, а другой, наоборот, будет подчеркивать агрессивность мира и его несправедливость. Все это скрыто за словами, внутри нарратива.

Нарративный аналитик – детектив, продирающийся через явный, открытый смысл истории, к ее реальному значению для рассказчика. Аналитик восстанавливает объемный смысл по его легкому контуру в нарративе.

Карта и территория

Процесс интерпретации, на который влияет множество факторов (субъективность рассказчика, субъективность аналитика, разные уровни и число скрытых смыслов в истории), можно отнести к недостаткам метода. Богатые возможности по получению материала для анализа – к несомненным достоинствам. Человек сталкивается с материалом для нарративного анализа почти в каждом взаимодействии с другими. Даже подслушанный разговор чаще всего является нарративом. Поэтому материалов для анализа очень много.

Как анализировать рассказ

Нарративный анализ подразумевает работу со структурой истории. Первая задача аналитика – выделить «тело» нарратива. Сложность заключается в том, что момент начала и конца нарратива определить сложно. Не всякий рассказчик использует вводные слова, указывающие однозначно начало и конец. Для определения нарратива, можно использовать признаки по Калмыковой и Мергенталеру:

  • последовательность событий ведет к изменению персонажей;
  • четкое определение локации и времени события и его участников;
  • короткая история, предваряющая основное повествование;
  • точка, после которой повествование возвращается к некоторой предшествующей ситуации;
  • прямая речь персонажей.

Вторая задача – определить структуру нарратива. По Лабову, существует шесть элементов структуры:

  • предваряющее повествование краткое введение в курс дела;
  • определенность места, времени, действия, персонажей;
  • причинно-следственная связь между событиями;
  • точка зрения рассказчика по поводу происходящего в истории;
  • разрешение общей ситуации, о которой рассказывал человек;
  • возвращение к тому моменту времени, с которого начался нарратив (кода).

Греймас на основе классификации Проппа, описывает пять функций, которые могут исчерпывающе кодировать сюжет: договор, борьба, коммуникация, присутствие, быстрое перемещение. Брунер выделяет другие структурные элементы: агент, действие, цель, средства, обстановка, проблема.

Шанк вовсе ограничивается тремя вопросами: кто, что и почему сделал. Терехова иллюстрирует удобство семиотических триад Пирса для интерпретации нарратива (репрезентанта – знак, объект – к чему отсылает знак, интерпретанта).

Третья задача нарративного аналитика заключается в построении и анализе схемы. Изображение связи элементов нарратива в схеме помогает отстраниться от явного смысла и сосредоточиться на структуре. После завершения анализа, исследователь предполагает причину появления нарратива, его функции и логику изменения.

Судьба текста

Нарративный анализ в социологии многослоен, каждый слой отвечает определенному настроению и действию рассказчика и аналитика. К примеру, неструктурированное интервью:

  • в момент восприятия рассказчик конструирует мир: отбирает важное, отметает неважное (рассказчик отбирает факты по предпочтениям и страхам);
  • в момент репрезентации рассказчик конструирует нарратив, задает смысл и темп повествованию, редактирует изначальную историю под слушателей, самопрезентует себя;
История конструирует образ человека
  • в момент записи аналитик отбирает информацию – он уже начинает процесс интерпретации (т. к. аналитик осуществляет выбор, какую информацию записать, а какую нет);
  • когда аналитик преступает к анализу текстов, он попадает в тиски необходимости привести множество фрагментов интервью к единому смыслу, направлению, теперь ему нужно создать свой собственный нарратив, в который будет вписан анализ нарративов других;
  • аналитик выпускает текст, и теперь каждый может объяснить чужую интерпретацию.

Легко представить, насколько личные мотивы аналитика и рассказчика могут затемнить процесс интерпретации. На каждом этапе работы с историей рассказчик и аналитик существуют в социальном поле, поэтому конструируют свои репрезентации, обращая внимание на групповые нормы.

Резюме

Нарративный анализ текста:

  • Изучает, как люди создают и используют истории для интерпретации мира.
  • Не рассматривает истории как источник информации о реальном мире и опыте человека.
  • Подразумевает, что нарратив – это интерпретация, версия жизни, через которую люди формируют идентичность, самопрезентуют себя, понимают мир и других людей.

Характерные особенности сбора данных:

  • качественный подход (например, полуструктурированные и неструктурированные интервью);
  • аналитик говорит мало, основная его роль – слушать;
  • нет предпочтения между воображаемыми и реальными историями.
Воображаемые истории важны не меньше реальных

Нарративный анализ основан на принципах структурного анализа, поэтому для работы с текстом могут использоваться любые схемы, позволяющие выделить в нем значимые элементы. Метод Лабова – один из самых популярных среди исследователей.

Нарративный анализ – перспективный метод исследования, позволяющий раскрыть текст, приблизиться к настоящим мотивам и желаниям рассказчика. Критика нарративного подхода связана со сложностями процесса интерпретации.

Важность нарративного анализа для людей сложно переоценить. Именно благодаря нарративным аналитикам человек может взглянуть честно на свои мотивы и цели, понять, как сам себя тормозит, какой образ себя имеет. Честность и понимание своих ограничений – основа счастливой и полноценной жизни.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.