Криминалистика является важнейшей и практически значимой наукой, которая оказывает прямое воздействие на расследование преступлений. В систему криминалистики входит множество самых разнообразных экспертиз и исследований, которые интересны в изучении и анализе. Примером является исследование транспортных следов, так называемая трасологическая экспертиза. Мы обратим на нее внимание и отметим все детали ее проведения, а также классификацию.
Понятие трасологической экспертизы
Это один из наиболее распространенных видов экспертиз в криминалистике. Под трасологическим исследованием понимается исследование следов преступления лицом, которое обладает специальными знаниями в области науки, техники, искусства. При этом в результате исследования формируется заключение, которое в дальнейшем можно использовать как доказательство по делу. Существует множество видов такой экспертизы:
- Дактилоскопическая - следы пальцев рук и ног.
- Экспертиза зубов человека.
- Исследование следов одежды или некоторых ее элементов.
- Экспертиза пломб и пробок.
- Экспертиза следов животных.
- Экспертиза следов транспортных средств.
Наиболее подробно мы расскажем о последнем виде.
Что такое транспортные следы?
В науке криминалистике под следами транспортных средств понимаются те следы, которые передают внешний облик и строение определенной части транспорта. Это может быть кузов, протектор, борт или что-то иное. Также следы могут указывать на часть, которая отделилась от целого транспорта. Обратим внимание, что к следам относятся и вещества, которые необходимы для нормальной работы машины. Это тормозная жидкость, какие-либо смазочные масла, тосол и многое другое. Наиболее распространенным на месте происшествия является след колес.
Значимость обнаруженных следов
Исследование следов транспортных средств имеет большое значение в практической работе, оно оказывает влияние на процесс доказывания и полноту собранных обстоятельств дела. Прежде всего с помощью исследования можно определить:
- К какой группе транспортных средств относится след. Анализируется и устанавливается марка машины, вид, модель.
- Установить соответствие между конкретным транспортом по обнаруженным следам и отделившимся от него частям и деталям.
- Установить наличие неполадок и неисправность некоторых частей и механизмов транспорта.
- Природа и характер повреждений, которые образовались на транспортном средстве в результате происшествия.
- Некоторые обстоятельства дела, которые могут иметь большое значение для дела. Это скорость транспорта, расположение его по отношению к другим машинам в момент столкновения, размеры и площадь перевозимого груза, а также многое другое.
Как мы видим, следы транспортных средств могут многое сказать о сути произошедшего, сформировать доказательственную базу.
Обнаружение следов
Прежде всего перед каждой экспертизой нужно выявить и изъять тот или иной след с места происшествия. Обнаружение следов транспортных средств начинается с момента визуального осмотра места происшествия. В данном процессе важна внимательность осмотра. При этом следователю необходимо мысленно представить, что это за модель транспортного средства могла быть, определить границы места происшествия, объекты, которые важны для дела и требуют исследования.
Бывают случаи, когда следы не являются такими уж выраженными и крупными. Если они маловидимы или вовсе невидимы невооруженным глазом, то сотрудник применяет специальные лупы.
Где могут оставаться следы транспортных средств? По большому счету везде: это обочина, кювет, поверхность дороги, сооружения и строения, которые находятся рядом с местом происшествия. Также они могут быть на одежде, теле пострадавших, деревьях и любых объектах, которые находятся в границах территории.
Фиксирование следов
При выезде на место происшествия следователь составляет протокол осмотра места. В нем описывается расположение следов по отношению к другим объектам, четко устанавливаются границы. Детально описывается характер и размеры найденного следа. При этом производится фотосъемка. В криминалистике существует несколько видов фотографирования. Главное требование - это детальность и подробность, а также четкость фотографии. На место происшествия выезжает не только следователь, но и вся оперативная группа, в числе которой находится также эксперт. Оценивая обстановку, он принимает решение о необходимости дополнительной фиксации следа.
То есть основной метод фиксации - это производство фотосъемки, с помощью которой происходит последующая оценка и экспертиза следа. Также существует такой способ, как слепок. Он изготавливается из раствора гипса, наносится на след и в дальнейшем передает след транспорта в реальных масштабах. Нюанс заключается в том, что такой раствор можно заливать только на небольшие расстояния - не более 40-50 см. С этой целью, если след большой, его предварительно делят на несколько участков. Деление на секторы происходит с помощью стекла, фанеры, которые вдавливаются в структуру следа. Каждый из них в дальнейшем отдельно фиксируется.
Если есть следы шипов шины, то копирование происходит с помощью резинового листа, предварительно он зачищен наждачной бумагой, используется фотобумага и липкая пленка. Данный процесс является очень важным, поэтому используется помощь специалистов и экспертов.
Виды по типу транспорта, оставившего след
Классификация следов транспортных средств в теории является весьма многогранной, существует много оснований, по которым следы делятся на виды. Наиболее распространенным основанием является тип транспорта, который оставил след. В данном делении выделяются следы:
- Нерельсового транспорта, например, автомобиль, троллейбус, автобус, мотоцикл.
- Путевого транспорта, например, сани, повозки.
- Устройств, которые перемещаются за счет физической силы, это велосипеды, санки, тележки.
- Рельсового транспорта, например, метро, трамвая, поезда.
Как мы видим, эта классификация является весьма обобщенной и многосторонней. В свою очередь каждый, вид делится еще на несколько видов.
Виды по объекту, оставившему след
Рассмотрим виды следов транспортных средств, которые выделяются в зависимости от того, что оставило этот след. В данной классификации выделяют:
- Следы части или детали транспорта. Например, след колеса на проезжей части, след бампера на препятствии.
- След предмета, который отделился от транспортного средства. Например, это осколки стекла, которые отделились от фарных рассеивателей, часть решетки радиаторной, обломки бампера и многое другое.
- Вещества, которые есть в составе лакокрасочного покрытия, капли масла или жидкость из системы охлаждения.
В зависимости от того, каково качество дорожного покрытия, следы транспортных средств в криминалистике делятся на поверхностные (следы наслоения или отслоения) и объемные (происходит деформация объекта, воспринимающего след).
Вопросы эксперту
Проводя исследование следов транспортных средств, эксперт отвечает на те вопросы, что были поставлены следователем в постановлении о производстве исследования. К таким вопросам, как правило, относятся:
- Каким видом, моделью машины оставлен данный след?
- Какая модель шины могла оставить такой след, а также какое колесо было на транспорте?
- В каком направлении двигался объект, в каком месте произошло столкновение? Под каким углом это было, каково взаимное расположение?
- Оставлены ли эти следы данным транспортным средством (если следователем найдено предположительное транспортное средство)?
- Не образованы ли найденные следы данным средством?
И многие другие вопросы, которые ставятся в зависимости от ситуации и характера следа. В постановке вопросов следователь может не справиться, формулируя их нечетко. С этой целью используется помощь специалистов.
Значение экспертизы
Экспертиза следов транспортных средств в науке криминалистике называется транспортно-трасологическим исследованием. Оно имеет огромное значение, ведь независимо от того, каков характер происшествия, следы транспорта встречаются очень часто. В современном мире никто не обходится без транспорта, будь то личный, рабочий или общественный. Именно поэтому проведение экспертизы позволит определить обстоятельства дела, сузить и детализировать процесс расследования, сформировать предмет и пределы доказывания. Это говорит о том, что нужно постоянно развивать и совершенствовать данную область знаний, это позволит проводить наиболее результативно и продуктивно трасологическую экспертизу.