Одним из наиболее популярных сегодня автомобилей считается "Лада Приора". Замена ГРМ на этой модели, как выяснилось, - явление достаточно частое. В целом "Приора" – неплохой автомобиль. Она имеет относительно современный дизайн и оснащается надежным двигателем ВАЗ-21126 – это 16-клапанный мотор с рабочим объемом 1,6 л.
Качество ремня ГРМ является существенным недостатком у "Приоры". Если обрывается ремень газораспределительного механизма, происходит порча клапанов – они загибаются. Чтобы не произошло аварии, нужно своевременно менять приводной ремень. Это можно сделать самостоятельно, так как процедура несложная. Но потребуется разобраться в определенных нюансах проведения замены ремня ГРМ на "Приоре" с 16-клапанным мотором.
Что такое ремень ГРМ?
Ремень ГРМ производится из резины. На его внутренней части имеются зубья. Для того чтобы изготовить такой ремень, необходимо использовать только сверхпрочные марки резины. Ремень соединяет шестеренки распределительных и коленчатого валов. Это позволяет максимально четко синхронизировать работу механизмов. Благодаря газораспределительному механизму, топливная смесь своевременно подается в камеры сгорания, а отработанные газы выходят из нее.
Зубья необходимы для того, чтобы соединение с шестернями было максимально надежным, это практически полностью исключает проскальзывание. На автомобилях Lada Priora ставятся ремни, у которых 137 зубьев. Если произойдет обрыв, то машина не сможет даже завестись, не говоря уже о том, чтобы ехать дальше. С целью исключения возможности обрыва необходимо проводить ремонт с периодичностью, рекомендуемой производителем.
Периодичность замены
Не стоит испытывать судьбу: меняйте ремень газораспределительного механизма через каждые 60 000 км. Следует отметить, что на некоторых двигателях "Приоры" устанавливаются широкие ремни газораспределительного механизма, а они характеризуются высоким ресурсом, так как прослужат 200 000 км.
Если вы заметили, что на поверхности ремня газораспределительного механизма имеются повреждения или даже небольшие признаки износа, но пробег еще не достиг регламентного значения, замену все равно следует произвести. Это крайне важно, так как обрыв приведет к тому, что выйдут из строя клапаны, и тогда придется ремонтировать всю головку блока цилиндров.
Какие еще функции выполняет ремень?
Кроме того, что при помощи ремня ГРМ передается движение от коленчатого вала к распределительным, он также приводит в движение жидкостный насос. Значение ремня переоценить довольно сложно. Он очень важен в конструкции мотора, так как без ремня попросту невозможно функционирование двигателя.
Как мы упоминали выше, замена ремня газораспределительного механизма проводится каждые 60 000 км пробега. Но рекомендуется делать это немного раньше, так как о состоянии ГРМ не всегда можно судить по пробегу. Если вы проживаете в городе и часто ездите по пробкам, то неразумно считать километраж. Двигатель большую часть времени работает на холостых оборотах, а автомобиль не двигается. В этом случае намного разумнее использовать счет моточасов. Поэтому лучше всего сократить промежуток между заменами примерно до 40 000 км. Это максимальный ресурс ремня привода.
Симптомы поломки ремня ГРМ
Можно выделить несколько факторов, говорящих о том, что необходимо менять ремень привода газораспределительного механизма:
- появляются посторонние шумы во время работы двигателя на низких оборотах и в режиме холостого хода;
- меняется цвет выхлопного газа;
- затрудненный запуск двигателя;
- появляется вибрация.
Если тосол, масло или грязь попали на поверхность ГРМ, то износ увеличится в несколько раз.
Действие жидкостей и грязи
Особенно опасны для резины антифриз и тосол. В том случае, если появляется утечка охлаждающей жидкости из-за нарушения герметичности прокладки жидкостного насоса либо же выход из строя последнего, то ресурс у ремня уменьшается. Если вы обнаруживаете протечку охлаждающей жидкости, постарайтесь оперативно выявить причины, чтобы как можно скорее устранить их.
Если нарушена целостность прокладки или помпы, то при замене этих элементов необходимо установить новый ремень. В том случае, если имеются проблемы с прочностью ремня, при работе двигателя на высоких оборотах могут оборваться поршни и деформироваться шатуны.
Подготовительные работы
Обратите внимание на то, что при наличии кондиционера придется выполнять еще несколько манипуляций, чтобы облегчить доступ к механизмам ГРМ. Замену на "Приоре" в данном случае проводить немного сложнее, так как требуется подготовка:
- Ослабьте ролик натяжителя генератора. В том случае, если при работе слышен гул со стороны ролика, его необходимо заменить.
- Снимите ремень привода генератора. Его тоже лучше сразу заменить на новый.
Теперь вы открываете доступ к двум крышкам, которые прикрывают весь газораспределительный механизм. При помощи биты в форме звездочки или шестигранника нужно выкрутить пять болтов, крепящих верхнюю крышку. После этого выкручиваете два болта, которые крепят нижнюю крышку отсека газораспределительного механизма.
Порядок проведения работ
Далее нужно выполнить ряд действий, чтобы осуществить замену ремня ГРМ на "Приоре":
- Отключаете датчик коленчатого вала. Для этого нужно разъединить соответствующую фишку, которая находится около верхнего отсека газораспределительного механизма.
- Установите со стороны пассажира домкрат, чтобы вывесить колесо. Это позволит вам совместить метки на шкивах распредвалов.
- Совместить метки можно вращением коленчатого вала при помощи ключа на «17». Но намного проще это сделать, вращая колесо с включенной пятой скоростью.
- В том случае, если вы не собираетесь менять помпу, то не понадобится выкручивать крепление шкивов распределительных валов.
- Как только выставите метки, нужно установить рычаг КПП в положение, которое соответствует нейтрали. Это позволит сохранить метки в нужном положении.
- Проверьте метки, которые находятся на маховике.
Если вы планируете заменить помпу, то потребуется ослабить крепеж шкивов распределительных валов. Болты нужно просто ослабить – снимать их полностью нет необходимости.
Окончательный демонтаж
При замене ГРМ на "Приоре" своими руками нужно придерживаться определенной последовательности.
Заключительные работы:
- Для доступа к шкиву коленвала необходимо полностью снять колесо либо же вывернуть его вправо до упора.
- Выкрутить болты крепления брызговика – в этом случае вы получите полный доступ к шкиву коленчатого вала.
- Выкрутить болт шкива коленвала можно, если включить пятую передачу и выжать педаль тормоза. Используя баллонный ключ или трещотку с головкой на "17", необходимо выкрутить болт. Делать это накидными или рожковыми ключами не рекомендуется, так как можно "слизать" грани.
- При помощи ключа на "15" необходимо выкрутить болты, которые крепят натяжной и опорный ролики.
- Снимаете ремень газораспределительного механизма.
Снятие и замена помпы
Если при замене ГРМ на "Приоре" с 16-клапанным мотором вам необходимо установить новую помпу, потребуется снять кожух, расположенный внутри. Для этого нужно демонтировать шкивы распределительных валов, выкрутить три болта, которые крепят держатель генератора. Кроме того, для снятия кожуха потребуется выкрутить еще шесть болтов. Два из них находится непосредственно за шкивами распределительных валов.
После этого снимаете внутренний кожух и получаете доступ к креплению помпы. Чтобы снять ее, необходимо выкрутить три болта. Выкрутить их можно только с помощью шестигранника на "5". Не забудьте полностью слить из системы охлаждения жидкость.
Установку всех элементов производите в обратном порядке. Прежде чем устанавливать помпу, необходимо на ней закрепить прокладку при помощи высокотемпературного герметика. Нельзя прикладывать большие усилия при затяжке болтов помпы, иначе можно сорвать резьбу. При сборке ролик натяжителя не следует затягивать полностью, так как после установки ремня еще будут проводиться регулировки.