Самое маленькое насекомое: описание, среда обитания, особенности вида, размножение, жизненный цикл, характерные признаки и особенности

Науке известно больше трех миллионов насекомых. Есть разные среди них. Мизерные размеры и морфология некоторых поражают! Это микрометры организмов, способных отказаться от всего, кроме главного - полового влечения. Природа уникальна. Оказывается можно не есть, не пить и даже не выходить за пределы предназначенного пространства! Главное - это дождаться ту единственную самку, которая найдет тебя, чтобы продолжить свой род, даже если жизнь продлится всего несколько дней.

От более крупного к более мелкому

Впервые в источниках на русском языке насекомое, как слово, встречается в 1731 году. Оно означает в буквальном смысле «животное с насечками». В 1758 году было введено научное название этого класса. Но даже среди этих маленьких представителей земной фауны есть наименьшие, которые удивляют нас своими размерами. А увидеть их нам представляется в основном на фотографиях.

Долгое время было распространено мнение, что самые маленькие насекомые живут в лесах на востоке США. Их название - Nanosella fungi. Это жесткокрылые жуки. Когда ученые энтомологи выяснили, что замеры были не совсем точными, то самое маленькое насекомое на тот момент, заняло свое почетное место под номером два, среди жесткокрылых. Но и так размеры в 0,39 мм являются такими, что позволяют жить жучкам в трутовых грибах где расположены споровместилища.

В 1999 году наука узнала о Scydosella musawasensis. Этот микроскопический жук в 2015 году был признан, как самое маленькое насекомое среди вида жесткокрылых. Средняя длина такой особи составляет 0,337 мм, а самый большой жучок вырос до 0,352 мм. Точные размеры были определены российским колеоптерологом Алексеем Полиловым. Этот жук так же живет в трутовых грибах где расположены трубчатые слои. Свое видовое название он получил по первому месту обнаружения. Это было Никарагуа.

микроскопический жук Scydosella musawasensis

Megaphragma mymaripenne

Это мелкий паразитический наездник с такими маленькими размерами, которые полностью обуславливают его образ жизни и строение всего организма. У него мозг полностью лишен хромосом, а жизнь длится всего пять дней. Этот вид наездников не вырастает более 0,2 мм, а 95% его нервных клеток лишены клеточного ядра. Он меньше инфузории-туфельки. Распространен практически во всех частях света, кроме Антарктиды и Азии.

паразитический наездник Megaphragma mymaripenne

Наука не стоит на месте

В конце XX столетия (90-е годы) был открыт вид мельчайших насекомых с названием Megaphragma caribea (семейство Trichogrammatidae). Его размеры не превышают 0,171 мм. Ареал обитания – это небольшие острова Гваделупы, что расположены в Карибском море. Можно было бы утверждать, что это самое маленькое насекомое, если бы не еще один вид, случайно открытый в 1997 году.

Megaphragma caribea

Среди паразитических наездников, лидерство захватили Mymaridae. Они паразитируют на жуках, клопах и некоторых водных насекомых. Большая их часть проживает в Европе. Насчитывается более 500 видов мирамид, некоторые их которых учеными успешно используются для биологического контроля вредителей.

Вот он – мельчайший паразит!

И вот, во время наблюдения за Echmepteryx hageni (США) обнаружили самое маленькое насекомое – это Dicopomorpha echmepterygis. Тогда увидели самок мелких наездников. Были вскрыты несколько яиц сеноеда и найдены полностью сформированная самка и три мельчайших особи того же вида (самцы).

Оказывается, что самое маленькое насекомое в мире (Dicopomorpha echmepterygis) — это убивающие хозяина (идиобионтные) яйцевые паразиты сеноедов. Остальные яйца содержали по одной самке и одному самцу.

Используя сканирующий электронный микроскоп, удалось установить размеры самца паразитического наездника, длина которого составила всего 0,139 мм. Принадлежит он все к тому же семейству Mymaridae (наездники-яйцееды). У этого вида личинки развиваются в яйцах насекомых, а его представители распространены по всему миру. Так стало известно всему научному миру, какое самое маленькое насекомое, его размеры и среда обитания.

самое маленькое насекомое Dicopomorpha echmepterygis

Характерные признаки, особенности и размножение

Выяснилось, что самки наездников крупнее самцов практически в два раза. Они отличаются пропорциями, количеством видимых склеритов брюшка, сегментами антенны и строением ног. Кроме того, самки имеют перистые крылья. У них сложные глаза, есть единичные линзы, которые реагируют на уровень освещенности, а также многочлениковые антенны достаточной длины.

Интересно, что самое маленькое насекомое на земле (наездник Dicopomorpha echmepterygis), обладает выраженным половым диморфизмом. У самцов нет глаз, ротового аппарата и крыльев. Его антенны – это один членик с единственной сенсиллой и еще две на головной капсуле. Членики лапок слиты с голенью, а присоски заменяют коготки. Скорее всего, самцы не способны передвигаться вне яйца.

Хозяином мельчайших насекомых является сеноед Echmepteryx hageni. Он обитает на деревьях востока Северной Америки и откладывает яйца в мелких щелях коры. Получается, что самки паразита нуждаются в крыльях, чтобы перемещаться с одного дерева на другое.

Скорее всего, размер и морфология самцов упрощают поиск полового партнера. Они выходят из одного яйца и самка легко может встретить своего самца. Так, эти особи представляют собой уникальнейший пример миниатюризации. Мельчайший наездник не кушает, не летает, не пьет, не видит. Лишенный практически всего, он ждет единственное – свою самку, чтобы выполнить задачу размножения.

Еще известно, что Alaptus magnatimus, из того же семейства Mymaridae имеет длину тела самца всего 0,12 мм.

Интересно, что личинка наездника легко питается содержимым яйца клопа. Окукливается она тоже внутри скорлупы яйца и через 15 дней после заражения личинка даст взрослого крылатого наездника-яйцееда.

Визуализация для маленьких

Сегодня многие дети увлекаются биологией и схожими науками. Им интересно знать не только о макромире, но и хочется заглянуть в микромир. Далеко не всегда есть возможность воспользоваться электронным микроскопом и увидеть мельчайших паразитов. Если это интересно, то можно найти раскраски для самых маленьких. Насекомые мельчайших видов представлены в энциклопедиях по биологии, энтомологии.

наездники Mymaridae

Достаточно изображений есть в интернете. Поэтому, если возникает необходимость показать детям мельчайших жителей нашей удивительной планеты, всегда есть возможность найти соответствующие источники для визуализации рассказа.

Возможно, в скором времени ученые откроют новый вид насекомых, которые превзойдут своими минимальными размерами известных нам сегодня. Это будут новые величайшие открытия, не перестающие нас удивлять.