Изначально джинглом назывался короткое музыкальное произведение или, другими словами, позывной. Он являлся своеобразной информационной «визитной карточкой» конкретной радиостанции. В современном мире определение «джингл» у большинства людей ассоциируется с музыкальным куплетом рекламного содержания, созданным с целью продвинуть определенный вид товаров или услуг.
Продолжительность стандартного джингла – от трех до пятнадцати секунд.
Виды джинглов
Все существующие на сегодняшний день джинглы можно поделить на несколько довольно обширных групп, среди которых: радио- и теле-, маркетинговые, рекламные, и даже online-джинглы. Например, к наиболее узнаваемым рекламным композициям относятся брендовые музыкальные заставки компаний "Интел" и "Кока-Кола".
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что идеальный джингл – это рекламный ролик, прослушав или просмотрев который даже незаинтересованный слушатель или зритель сможет безошибочно определить, о какой именно компании или услуге (товаре) идет речь.
Позитивно настроенный и открытый для всевозможных новшеств индивид или потенциальный потребитель, услышав (увидев) качественный джингл, получает возможность составить первое впечатление о предстоящем социальном мероприятии, концерте, новой кинокартине, недавно появившихся лекарствах, товарах и услугах.
Дословное значение слова «джингл»
Наиболее распространенным, высокочастотным (часто употребляемым) значением английского слова jingle является русское - «звон». Немного реже перевод данного слова звучит как «музыкальная заставка» и «бубенец».
Наименее часто слово jingle переводится как «звенеть».
Радиоджинглы
Радиоджинглы можно назвать своеобразными «музыкальными динозаврами» эфира. В начале двадцатого столетия или, другими словами, во времена дефицита хороших книг и отсутствия телевидения, радиоканалы пользовались особой популярностью. Каждый из каналов имел свой собственный джингл - «позывной», передаваемый почасово, а также в начале и после завершения очередной радиопередачи или выпуска новостей.
Кроме информационных джинглов, на радио существовал (и существует до сих пор) еще один, особый вид музыкальных композиций (назовем их рабочими), без которых радиоэфир перестал бы походить на плавно струящийся нотный ручей.
Рабочие джинглы предназначены для сглаживания слишком резких или внезапно громких звуков (например, при наложении «кричащей» музыкальной заставки на последние аккорды утихающей музыкальной композиции).
Впоследствии на радио появились и немузыкальные джинглы (специалисты называют их лайнерами). В качестве примера можно привести момент, когда голос ди-джея накладывается на начальные звуки музыкального произведения. Иногда, если это необходимо, ди-джей может «вмешаться» в середине или конце мелодии и, чтобы его голос был услышан, звуковой фон на время приглушают.
Джингл – это показатель профессионализма его создателей
Над изготовлением профессионального, запоминающегося джингла (его длительность, как уже было сказано выше, может варьироваться от трех до пятнадцати секунд) трудятся не только вокалисты и композитор.
В этом процессе могут быть задействованы и другие профессионалы – такие, например, как звукорежиссер, аранжировщик, диктор, поэт... Это значит, что джингл принесет бренду настоящую популярность, а компании-разработчику – большой доход только в том случае, если будет являться результатом высококвалифицированного труда.
Известны случаи, когда рекламный песенный куплет создавался за считаные минуты с помощью записей, уже имеющихся в музыкальных библиотеках. Плоды таких изысканий имели популярность до тех пор, пока были у всех на слуху (то есть постоянно транслировались в эфире). Однако это не означает, что непрофессиональные джинглы не востребованы.
Многие рекламисты используют этот способ донесения информации, как яркую обертку, назначение которой – повлиять на мнение целевых потребителей, а, следовательно, приблизить выгодную сделку. После того как сделка совершена, в «обертке» уже нет надобности.
Как видим, джинглам, созданным непрофессионалами, тоже можно найти применение. Неуникальные рекламные куплеты часто используются в качестве музыкального, визуального или информационного «обрамления» для всевозможных презентаций, выставок, акций и видеосеминаров.
Причина, заставляющая специалистов, способных создавать шедевры, довольствоваться неуникальными джинглами – это, по мнению некоторых экспертов, результат отсутствия возможности патентовать рекламный «звон», содержащий такие звуки, как шумы живой природы или гул мотора.
Рабочий пакет радиостанции
Каждая уважаемая себя радиостанция имеет как минимум десять основных и хотя бы по три рабочих джингла для каждой базовой, новостной и специализированной (звучащей в рамках конкретной рубрики или программы) музыкальной заставки.
Кстати, некоторые эксперты склоняются к мнению, что джингл – это своеобразный рабочий инструмент. Поэтому, чем больше джинглов, тем лучше. Причем данное утверждение применимо не только к радиопередачам, но и ко всем остальным сферам.
Формирование основы рабочего пакета заключается в подборе так называемых имиджевых джинглов – музыкальных фоновых треков, на которые идеально «ложится» собственный нотный материал радиоканала и голос ди-джея (ведущего радиопередачи). Главное условие – каждый из компонентов должен «вписываться» в общую концепцию.
Джинглы будничные и праздничные
Стандартные рекламные джинглы – это так называемый будничный рекламный набор. Уважающая себя компания, интернет-магазин или радиоканал, активно продвигающие свои услуги, товары или эфирное время, должны иметь хотя бы одну-две праздничных подборки, специально составленных для какого-нибудь масштабного, многозначительного общенародного праздника. Для большинства людей таковыми праздниками являются Рождество, Новый год и Старый Новый год.
Вероятно, поэтому новогодняя и рождественская реклама – едва ли не самая запоминающаяся часть зимних праздников.
Общее правило идентификации рекламного «звона»
Рекламный «звон» должен прозвучать как минимум шесть раз в течение часа. Напоминая о себе подобным образом посредством нескольких качественных тематических джинглов, любой объект, нуждающийся в популяризации, будет обречен на популярность.
Мнение экспертов
Никому не известному радио- или телеканалу популярность будет стоить как минимум десяти основных джинглов и тридцати рабочих, причем последние будут использоваться в качестве «связующих звеньев» для отличающихся по стилю композиций, транслируемых друг за другом. Причем как минимум десять рабочих музыкальных композиций должны обеспечивать едва уловимую для человеческого уха трансформацию быстрой мелодии в медленную и наоборот.
Что касается остальных двадцати рабочих музыкальных фрагментов, они должны подразделяться на энергичные и умеренные, утренние и вечерние, приветственные и прощальные. Рабочие джинглы необходимо обновлять как минимум один раз в год.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что качественный джингл – это хорошо продуманная стратегия, воплощенная в специфической форме. Джинглом может быть и фонограмма, и изображение, и рекламный слоган. Если первоначально джингл носил чисто информационный характер, то предназначение его современного аналога – найти, а затем и удержать потенциального потребителя на волне конкретного теле-, радио- или виртуального канала.