Речевая коммуникация - это вербальное общение. Одна из главных задач языкознания – определение принципов использования языка во время общения. В этом случае основополагающую роль играет цель коммуникации. Дело в том, что некоторые цели общения имеют определенные требования: соответствующий набор лексики, интонация, устная и письменная формы. Очень важны также отношения между партнерами, время и место коммуникации. Дело в том, что носители языка интуитивно чувствуют, каким образом меняются тема и характер общения в зависимости от времени и места его проведения.
Таким образом, речевая коммуникация зависит от ситуации общения. Если какой-то параметр ситуации поменяется, тогда использование средств будет проводиться по-другому. Поскольку речевой поток может быть разного направления, различают монологическую и диалогическую речь. В первом случае наблюдается активность только одного коммуниканта. Что касается второго варианта, здесь речевая коммуникация может быть направлена в одном или нескольких направлениях, причем периоды активности коммуникантов сменяются стадиями восприятия и обработки информации.
Существует несколько типов вербального общения, однако особое место среди них занимает публичная коммуникация. Дело в том, что такая речь отличается повышенной официальностью и строгостью. Поскольку речь человека вариабельна и меняется в зависимости от предлагаемых условий, язык как средство общения является функционально ориентированным.
Заметим, что эффективность речевой коммуникации зависит от соответствия информации поставленным целям, а также правильности ее восприятия со стороны адресата. Дело в том, что общение – это не передача, а обмен информацией, потому в высказываниях содержится как речевое воздействие на собеседника, так и сообщение в целом.
Очень часто основная цель высказывания состоит не в речевом влиянии, а в самовыражении. В таком случае процесс общения начинает включать в себя использование обращений, вставок ("знаешь", "понимаешь"), а также некоторых грамматических конструкций (повелительного наклонения) и интонационных моделей.
Заметим, что речевая коммуникация и ее характер зависят от видов воздействия. Так, социальными воздействиями принято называть приветствия, клятвы, прощания, завещания, постановления. Они характеризуются тем, что в них нет передачи информации. Различные виды волеизъявлений побуждают поступать согласно выраженному желанию собеседника. Что касается информирующих видов, среди которых находятся доклады, рассказы, сообщения, они могут стимулировать действие не прямо, а опосредованно. Все речевые воздействия описывают диалогическую коммуникацию максимально полно, и без них диалог состояться не может.
Заметим, что речевая коммуникация в своей основе содержит определенную модель, которая не зависит от условий ее проведения и используемых средств. Так, основными ее компонентами являются:
- Адресант, в роли которого может выступать как говорящий, так и пишущий человек.
- Адресат, то есть тот, кто слушает и читает.
- Сообщение – высказывание в устной или письменной форме. Без этого акт общения не произойдет, потому что не будет передаваемой и получаемой информации.
Заметим, что в процессе коммуникации человек решает такие основные задачи:
- Результативность получения и передачи информации.
- Достижение цели посредством убеждения собеседника или побуждения его к совершению действия.
- Получение информации о том, с кем происходит общение.
- Самореализация в позитивном ключе.
Таким образом, речевая коммуникация – это процесс общения в широком смысле, целью которого является обмен информацией.