В любом государстве реализация властных полномочий, достижение социально-экономических результатов осуществляется с помощью бюджетных средств. От правильной организации системы управления финансами зависит эффективность государственной деятельности. Именно поэтому ежегодно на федеральном уровне формируется бюджетный план. Он отражает ключевые направления поступления и расходования средств. Система распределения бюджета именуется финансовой политикой государства. Далее в статье рассмотрим ключевые ее элементы.
Финансы: общая характеристика
Если рассматривать финансы как экономическую категорию, то они представляют собой результат развития товарно-денежных отношений в заданных социально-экономических условиях. Факторами, обуславливающими их появление, выступают:
- Развитие процесса обмена продуктами и появление денежных средств.
- Формирование и утверждение государственных начал в общественной жизни.
- Возникновение частной собственности.
- Совершенствование институтов права и обычаев.
Основные функции финансов
Их существует три:
- Распределительная.
- Контрольная.
- Стимулирующая.
Посредством реализации распределительной функции в максимальной степени раскрывается суть финансов. Состоит она в том, что вновь сформированная стоимость должна быть распределена согласно потребностям государства и общества. В качестве инструмента как раз и выступают финансы. Они, во-первых, возникают из полученных первичных доходов (продажа нефти, к примеру). Во-вторых, за счет бюджетных и внебюджетных расходов появляются вторичные поступления. В результате обеспечивается не только распределение, но и перераспределение ВНП. Из всех основных функций финансов распределительная считается самой важной.
Любая операция с денежными средствами должна контролироваться. В государстве необходимо обеспечивать целесообразность и правомерность движения финансовых потоков. На федеральном, региональном и местном уровнях власти созданы специальные органы, реализующие контрольные функции. Они следят за полнотой и своевременностью получения доходов и расходованием бюджетных и внебюджетных средств, правильностью совершения финансовых операций. При этом осуществляется не только постоянный мониторинг процессов, но и своевременная их корректировка, согласно нормам отечественного законодательства.
Третья функция финансов – стимулирующая. Она связана с влиянием денежной системы на процессы, происходящие в реальной экономике. К примеру, при формировании бюджетных доходов для отдельных хозяйствующих субъектов предусматриваются налоговые льготы. Их цель состоит в ускорении темпов развития передовых экономических отраслей.
Финансовая политика
Она представляет собой специфическую сферу деятельности государства, направленную на мобилизацию, рациональное распределение, эффективное расходование денежных ресурсов для реализации властных функций. Соответственно, ключевым субъектом в осуществлении финансовой политики выступает государство. Уполномоченные органы разрабатывают научно-обоснованную концепцию использования средств, определяют направления расходования, вырабатывают методы достижения поставленных целей.
Ключевыми элементами финансовой политики являются тактика и стратегия. Последняя представляет собой комплекс мероприятий, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Финансовая стратегия предполагает реализацию крупномасштабных задач. Они связаны с функционированием бюджетного механизма, изменением пропорций распределения ресурсов.
Финансовая тактика – это комплекс мер по решению задач на конкретном этапе государственного развития, предполагающий перегруппировку средств.
При разработке бюджетной политики органы власти должны исходить из особенностей развития общества на конкретном историческом этапе. В ней необходимо учитывать специфику не только внутренней, но и международной обстановки, реальные экономические возможности страны, зарубежный и отечественный опыт.
Финансовая стратегия и тактика
В комплексе они обеспечивают конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. При этом речь идет не только о государстве, но и о более мелких участниках рынка – предприятиях, частных лицах.
Основа финансовой политики – стратегические направления, определяющие среднесрочную и долгосрочную перспективу расходования средств. В их рамках разрабатываются решения ключевых задач, обусловленных состоянием социально-экономической сферы. Вместе с тем государство разрабатывает финансовую тактику. Эта деятельность связана с определением текущих целей и задач в соответствии со сложившимися товарно-денежными отношениями.
Особенности финансовой тактики
Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в России, государство разрабатывает относительно стабильную стратегию использования денежных средств. Финансовая тактика – это более гибкий инструмент управления. Она должна обеспечивать быстрое реагирование на все изменения конъюнктуры рынка.
Безусловно, стратегическое и тактическое направления финансовой политики государства взаимосвязаны. Верно выбранная стратегия обеспечит эффективное решение текущих тактических задач.
При разработке системы управления ресурсами всегда возникает проблема гармонизации интересов государства и общества, предприятия и потребителей, собственников и персонала и пр. Цель выбора финансовой тактики – это определение оптимального объема оборотных активов, а также источников их пополнения. Речь при этом идет не только о собственных, но и о привлеченных резервах. За счет источников финансирования обеспечивается текущая деятельность государства, предприятий, предпринимателей.
Тактические задачи государства
Тактика финансовой политики государства обеспечивает текущую сбалансированность централизованных бюджетных средств. Эта работа связана с:
- Проведением ранее утвержденных стратегических установок в текущем планировании бюджета и его исполнении.
- Оценкой и управлением текущими показателями и оборотами бюджетной системы и других централизованных фондов.
- Выявлением дополнительных ресурсов и осуществлением возможностей распределения неиспользованных лимитов на финансирование других плановых и сверхплановых затрат.
- Форсированным привлечением специфичных источников в пределах бюджетного периода.
- Координацией бюджетных отношений, пополнением казны по инвестиционным договорам, обслуживанием госдолга.
- Реструктуризацией внешней государственной задолженности по текущим платежам, поддержанием курса рубля к основным мировым валютам.
Финансовый менеджмент на предприятии
Основные цели управления финансовыми ресурсами хозяйствующего субъекта состоят в:
- Повышении рыночной стоимости ценных бумаг предприятия.
- Увеличении прибыли.
- Закреплении предприятия на конкретном рынке либо расширении уже существующего сегмента.
- Предупреждении банкротства и значительных финансовых потерь.
- Повышении благосостояния персонала.
Финансовая независимость фирмы
Конкурентоспособность компании, ее инвестиционная привлекательность определяются по нескольким показателям. Одним из ключевых параметров считается коэффициент финансовой независимости по балансу. Формула для расчета выглядит следующим образом:
Кфн = Собственный капитал компании и ее резервы / совокупные активы.
Чем выше будет показатель, тем, соответственно, выше самостоятельность организации. Есть еще один вариант расчета коэффициента финансовой независимости по балансу – в формуле используются группы активов и пассивов:
Кфн = П4 / (А1 + А2 + А3 + А4).
В уравнении используются активы:
- Наиболее ликвидные (А1).
- Быстрореализуемые (А2).
- Медленно реализуемые (А3).
- Труднореализуемые (А4).
П4 – это резервы и капитал.
По полученной величине определяется доля активов, покрываемых из собственных средств компании. Остальная часть обеспечивается за счет заемных средств. Кредиторы, инвесторы всегда обращают внимание на этот коэффициент.
Правильно выбранная тактика финансового менеджмента обеспечит достижение высокой устойчивости предприятия в ходе его развития.