Рано или поздно автолюбители сталкиваются с ситуацией, когда машина по непонятным причинам начинает терять мощность, а расход топлива увеличивается. Виновником может быть отслуживший свой срок каталитический нейтрализатор. Как вернуть авто в рабочее состояние, можно ли выбить катализатор и как это сделать безболезненно, расскажет эта статья.
Немного истории
Еще в 60-х годах прошлого столетия прогрессивные умы человечества начали бить тревогу, связанную с ухудшением экологии на планете. Фабрики и заводы без каких-либо ограничений выбрасывали в атмосферу вредные отходы, а количество автомобилей на дорогах неуклонно росло. Уже тогда мегаполисы затянуло сизым туманом автомобильного выхлопа.
В 1970 году к иностранным производителям было предъявлено требование - оснастить машины нейтрализатором отработанных газов. Основным вредным выбросом считался угарный газ - продукт неполного сгорания углеводородного топлива. С 1975 года установка катализаторов являлась обязательным требованием к производителям автомобилей за рубежом.
Зачем нужен катализатор и как он работает
Как известно из уроков химии, катализатором является вещество, которое стимулирует химическую реакцию, при этом не участвует в создании нового вещества. Современные катализаторы для выхлопных систем выполняют две функции:
- дожигание угарного газа (CO) до его перехода в состояние углекислого газа (CO2);
- разделение оксида азота на азот и кислород.
Выполнение этих двух функций поделило каталитические нейтрализаторы на две разновидности: восстанавливающие и нейтрализующие катализаторы. Часто элементы двух видов устанавливаются в один корпус, чтобы выполнять обе функции.
Чтобы реакция проходила как можно эффективнее, вещество, отвечающее за восстановительные реакции, нанесено на керамические элементы, выполненные в виде сот. Их шестиугольная форма позволяет создать не только большую площадь соприкосновения выхлопных газов с катализатором, но придает высокую прочность, что немаловажно для хрупкой керамики.
Разновидности нейтрализаторов
Кроме керамических элементов, существуют металлические. Эта разновидность отличается высокой прочностью и имеет небольшой минус: при выходе из строя металлический катализатор выбить, как керамический, невозможно. Приходится разбирать корпус, ремонт становится более дорогим.
Зачем выбивают катализатор? Во время эксплуатации его проходное сечение постоянно уменьшается, и наступает момент, когда нормальная работа двигателя становится невозможной. Чтобы восстановить сечение выхлопной системы, керамические элементы выбиваются из корпуса нейтрализатора.
Что такое лямбда-зонд и его роль в выхлопной системе
Лямбда зонд или датчик кислорода имеет непосредственное отношение к катализатору. Он замеряет количество кислорода в выхлопных газах. В соответствии с сигналом, поступающим с датчика, автомобильный компьютер регулирует состав и количество топливной смеси.
Некоторые модели авто имеют два датчика кислорода. Один устанавливается до катализатора, второй - после. Это сделано для того, чтобы повысить точность показаний. Однако это же создает проблемы в случае тюнинга выхлопной системы или при удалении катализатора авто. Датчик, установленный после нейтрализатора, вводит в заблуждение ЭБУ, после чего повышается расход топлива и падает мощность двигателя. Поэтому в случае ремонта нужно знать, не только то, как выбить катализатор, но и что нужно сделать после этого, чтобы восстановить работоспособность.
Место катализатора в выхлопной системе
Каталитический нейтрализатор является частью выхлопной системы автомобиля. Он бывает как в виде отдельного элемента, так и в сборе с глушителем. Первый вариант значительно удобнее, так как при замене катализатора не требуется ни замена глушителя, ни сварочные работы по врезке новой детали.
Устанавливается катализатор в двух местах в зависимости от модели авто. В первом случае в подкапотном пространстве, сразу после выпускного коллектора. Во втором варианте также после выпускного коллектора, но под днищем автомобиля.
Посадочные отверстия под датчики кислорода вварены в выхлопную трубу до и после нейтрализатора.
Бывают глушители без катализатора. К автомобилям эпохи советских времен не предъявлялись требования экологической безопасности. Поэтому на машинах той поры этих элементов выхлопной системы нет.
Как проверить работоспособность
Основным симптомом забитого катализатора может быть потеря мощности. Это происходит, потому что пропускное сечение становится ничтожно малым и выхлопные газы не могут выйти до конца во время выпускного такта двигателя. Во время такта впуска отработанные газы смешиваются со свежей смесью, ухудшая горение. В результате происходит падение динамики разгона и увеличение расхода топлива. Но как точно понять, что причиной стал именно нейтрализатор, а не что-либо еще?
Для этого есть три способа:
- Снять катализатор и посмотреть его на просвет. Это самый верный, но также и трудоемкий способ. Требует работ по демонтажу. Кроме того, не любой нейтрализатор можно проверить таким способом. Те, которые вварены в выхлопную систему, на просвет посмотреть не получится.
- Проверить при помощи давления. Для этого во второй лямбда-зонд вкручивается манометр, заводится двигатель. Если при скорости вращения коленвала 2500 об/мин давление составляет 0.3 кг/см2 или меньше, то замена не требуется.
- Замер давления мотор-тестером. Для этого в свечное отверстие вкручивается датчик и замеряется давление в выхлопной системе. Если оно превышает 200 кПа, то это говорит о необходимости замены.
Последний способ самый технологичный, выполняется только в специализированных мастерских, например, автосервисах по ремонту глушителей в Москве.
Замена или удаление
Когда владелец автомобиля сталкивается с данной неисправностью, перед ним встает вопрос: нужно ли выбивать катализатор или заменить его новым. Ответ лежит в нескольких плоскостях. Первое - это стоимость новой детали. Нейтрализатор - вещь недешевая. В нем содержатся драгоценные металлы (платина, золото, палладий), что обуславливает цену. Стоимость может быть настолько высока, что владелец однозначно решит выбить катализатор.
Как смотрят на эту проблему водители другой категории? Они считают, что внесение изменений в конструкцию автомобиля не приводит ни к чему хорошему. Поэтому решают установить новый нейтрализатор.
Третья категория людей также покупает новую деталь. Однако ими движет другой мотив. Они искренне беспокоятся об экологии на планете, им небезразлично, чем будут дышать люди, едущие следом за их автомобилем.
Можно ли самому почистить катализатор
Срок службы нейтрализатора составляет 150 тыс. км пробега. Это в идеальном варианте: не изношенном двигателе, качественном топливе. Обычный вариант, когда катализатор начинает давать о себе знать, это пробег 70-80 тыс. км. Можно ли каким-либо способом продлить срок его службы? Оказывается, можно. Для этого в перечень плановых работ по техническому обслуживанию нужно включить чистку. Делается она несколькими способами:
- Добавление в топливный бак присадок, очищающих от нагара. Этот метод хорош тем, что производится очистка без демонтажа детали. Минусом является то, что неизвестно, достигнута ли цель.
- Продувание сжатым воздухом керамических сот. Этот вариант позволяет визуально определить степень загрязнения, а также конечный результат.
- Промывание сот аэрозольными составами для очистки карбюраторных жиклеров.
Последние два варианта подразумевают разборку выхлопной системы. Все эти методы могут увеличить срок службы катализатора, однако нужно понимать, что несмотря на хорошую проходимость выхлопных газов, элементы катализатора имеют определенный срок службы, после чего они теряют свою эффективность.
Инструменты, необходимые для проведения работ
Перед тем как выбить катализатор, нужно определить, какой тип элемента находится внутри. Если керамический, то объем работы включает в себя демонтаж, выбивание элемента. Если внутри металлический элемент, то выбить его не получится. Чтобы его удалить придется разрезать корпус нейтрализатора, затем заварить его. Исходя из этого нужен разный инструмент. Для проведения работы потребуется:
- Набор ключей, включающий в себя как рожковые ключи, так и трещотки с головками.
- Аэрозольная проникающая смазка, наподобие WD-40. От высоких температур болты соединений глушителя сильно закисают, отвернуть их без смазки практически нереально.
- Лом или монтировка для выбивания керамики из корпуса.
- Шлифовальная машина и сварочный аппарат в случае удаления из катализатора металлического элемента. Также эти инструменты могут понадобиться, если нейтрализатор приварен к выхлопной трубе, как в случае “Шевроле Нивы”.
- Новая прокладка между катализатором и глушителем. Обычно элементы выхлопной системы прикипают друг к другу, поэтому их приходится отделять друг от друга при помощи монтировки. При этом прокладки, находящиеся между ними, страдают.
Кроме перечисленного, могут понадобиться подъемник, смотровая яма, в зависимости от модели автомобиля. Если катализатор установлен в подкапотном пространстве, то достаточно просто ровной площадки.
Инструкция по демонтажу
Самостоятельно удалить внутренние элементы катализатора несложно. Трудность может заключаться лишь в отворачивании прикипевших гаек. Поэтому нужно помнить, что отворачивать их следует только после обработки проникающей смазкой. Также их нельзя откручивать за один проход. Делать это надо “враскачку”, отворачивая на небольшой угол, затем возвращаясь обратно. Если попытаться отвернуть сразу, то можно отломить шпильки крепления, что сильно усложнит ремонт.
Для того чтобы демонтировать катализатор, нужно:
- Поставить машину на подъемник или на смотровую яму.
- Отсоединить от аккумулятора минусовую клемму.
- Отсоединить провода кислородных датчиков от их разъемов.
- Открутить болты, соединяющие основной глушитель и катализатор. В случае если катализатор соединен воедино со средней частью выхлопной системы, то придется ее полностью демонтировать.
- Отцепив среднюю часть глушителя от крепежных резинок, вынуть катализатор.
Выбивание катализатора
После снятия нейтрализатора нужно его внимательно осмотреть и решить, что делать дальше. Если корпус сильно подвергся коррозии, то нет смысла просто выбивать керамический элемент. В этом случае лучше заменить деталь куском трубы подходящего сечения. К этой трубе нужно будет приварить фланцы креплений. Говоря иначе, надо вырезать банку катализатора и вместо нее вварить такой же длины трубу. После чего приварить гайку, в которую будет вкручиваться датчик кислорода.
Владельцы авто жалуются на то, что после удаления катализатора в глушителе появился звон. Это случается, если просто выбить керамические элементы из корпуса. Чтобы этого не происходило, нужно устанавливать пламегаситель, который сузит проходное сечение и устранит резонирующий эффект.
При проведении демонтажа также нужно обратить внимание на гофру, установленную перед катализатором.
Эта деталь снижает передачу вибрации от глушителя на выпускной коллектор, жестко закрепленный на двигателе. Обычно к 70 тыс. км пробега гофра ржавеет и расслаивается. Поэтому производя работы с катализатором, не будет лишним поменять эту деталь.
Собирается выхлопная система в обратной последовательности.
Прошивка после удаления
После удаления элементов катализатора происходит следующее. Мощность автомобиля увеличивается, двигатель работает ровнее, а расход топлива снижается. Но это происходит в том случае, если на выхлопной системе установлен один датчик кислорода. Если датчиков два, то в этом случае бортовой компьютер будет работать неверно и на панели приборов будет постоянно гореть сообщение об ошибке двигателя. Что делать в этом случае?
Есть два варианта. Первый, менее дорогостоящий - применение обманки. Это устройство, устанавливаемое вместо кислородного датчика, которое подает “правильный” сигнал ЭБУ. По принципу действия обманки бывают механические и электронные.
Второй вариант - перепрошивка бортового компьютера. Обычно меняется версия прошивки на более раннюю, когда выхлопные системы работали только с одним датчиком кислорода. Например, Евро-4 меняется на Евро-2. Этот способ более дорогостоящий, но вместе с тем более эффективный.
Кроме того, можно поставить прошивку, меняющую работу двигателя в сторону увеличения мощности или в сторону экономичности. Диагностов, меняющих прошивки, легче найти в больших городах. Например, в сервисах Москвы по ремонту глушителей всегда подскажут, где найти подобного специалиста.