Неменский Борис Михайлович - русский народный художник, картины которого выставлены в Третьяковской галерее и знаменитых музеях по всему миру. Его картины скупаются частными коллекционерами, а сам он получил государственную награду за огромный вклад в культуру России и образовательную деятельность. Прожив тяжелую жизнь, участвовав в Великой Отечественной войне, он старался передать все это через свои картины, став одним из великих русских классиков в области изобразительного искусства.
Детство
Борис родился в Москве 24 декабря 1922 года. Его мать была дочерью священника, работала дантистом, а отец, уроженец поселка Пресня, был финансистом и в послереволюционный период работал в советском народном комитете. Возможно, слияние таких неординарных по происхождению и сфере деятельности личностей и повлияло на воспитание Бориса, и его стремление к изобразительному искусству.
Биография Неменского Бориса Михайловича тесно связана с творчеством, которое он не оставил даже во время войны. Его юность прошла в Москве, в самом центре столицы, на Сретенке. После окончания средней школы до 1947 года он учился в Саратовском художественном училище, и был принят сразу на третий курс. Его родители с опаской наблюдали за тем, как увлечение сына влияет на его дальнейшую жизнь. Под руководством А. М. Михайлова Борис стал делать первые шаги в мир искусства. В то время он общался со многими известными художниками, бывал на выставках. Его первые картины даже были выставлены в Третьяковской галерее. Такой быстрый успех и рост оставил неизгладимое впечатление на внутреннем мире юного художника.
Война
После эвакуации Неменский Борис Михайлович вернулся из Средней Азии обратно в Москву, где продолжил учиться и нести военную службу в Студии военных художников имени Грекова. Его долгом было всегда быть на передовой и делать художественные зарисовки всего происходящего. Почти все военные действия проходили под внимательным взором художника. Борису было трудно, так как он мало что знал о жизни и проявить себя в полной мере, показать свое мировоззрение он не мог.
Впервые на фронт он поехал в начале 1943 года, где сделал свои первые наброски боев и военной ситуации. Но, по его мнению, они были неудачными в сравнении с работами других, более опытных художников. Терпение и тяга к учебе сделали свое дело. С каждым разом работы были лучше, серьезнее. Неменский Борис Михайлович картины рисовал, проникаясь жизнью солдат. Ведь это были обычные люди, судьбу которых решала война, и которые сами влияли на ее исход. Это был бесценный опыт для молодого художника в школе жизни и искусства, который научил его главному – искусством нужно передавать свои чувства и переживания.
Вот какими словами выразил Неменский Борис Михайлович изобразительное искусство: «Картина – это исповедь, настоящие чувства. Иначе в ней будет только холод и профессиональные способности».
Победа 1945-го
Когда было объявлено об окончании войны, были слышны возгласы ликования солдат и простого народа. Запечатлеть радость победы и долгожданное затишье было нелегко. В мастерской художника сохранились несколько этюдов того периода, которые передают всю тяжесть победы и ожидание мирной жизни.
Победа в творчестве
В этом же году в возрасте двадцати двух лет Борис пишет свою первую и самую известную картину «Мать». Именно эта работа стала вехой его творчества и до сих пор является великим шедевром, занявшим почетное место в отечественной живописи. Своей картиной художник хотел передать радость простых женщин, встречающих своих сыновей с войны, и выразить своего рода благодарность матерям. Впервые картина была выставлена на Всесоюзной выставке, а затем куплена и заняла почетное место в Третьяковской галерее.
Постепенно художник начинает вырабатывать особый стиль произведений. Если раньше Борис уничтожал эскизы не получившихся работ, то сейчас он оставляет их для сравнения, а неудавшиеся композиции не исправляет на холсте, а рисует картину заново.
Картина «О далеких и близких»
Еще одной эффектной работой Неменского стала картина, написанная в 1950 году под названием «О далеких и близких». В основу сюжета легли впечатления от первой командировки на фронт, оставившей неизгладимые впечатления в памяти художника. На тот участок фронта письма приходили очень редко, и солдаты часто перечитывали одни и те же послания много раз. Теплые слова от родных, хоть и выученные уже наизусть, имели огромную ценность в те времена.
Этой картиной Неменский Борис Михайлович стремился передать свои переживания, что полностью раскрыло его как художника. Искусствовед Н. А. Дмитриев отметил, как четко проработаны лица персонажей, которые с затаенным дыханием перечитывают письма из дома.
Тематика картин
Изначально тематика картин Неменского затрагивала военную тему и людей, которые пережили ее тяготы. Он ярко передавал чувства солдат, давал понять обычному зрителю, почему они воевали, как это делали и откуда брали силы идти дальше. С годами же воспоминания о войне уходили в прошлое, и молодежи было сложнее понять смысл этих картин. Военная тема стала ассоциироваться с будущим, с политическими проблемами.
Послевоенные работы художника передают любовь к женщине, материнству, красоте и умиротворению. Его картины стали трепетными, например такие, как «Отец и дочь», «Маша», «Тишина», «Учительница». Теперь Неменский Борис Михайлович передает искусство своим новым творческим языком, стараясь отойти от грустных воспоминаний о войне.
Учитель
Сразу после войны Борис окончил Художественный институт имени Сурикова в Москве, после чего стал заниматься педагогической деятельностью. Преподавать Неменский начал в МГПИ имени Ленина, а в 1966 году перевелся на художественный факультет ВГИКа. За годы своего преподавания Немецкий обучил десятки молодых людей, которые стали мастерами-художниками, некоторые из них даже продолжили педагогическую деятельность своего учителя в Российских университетах. Так появилась общеобразовательная школьная программа Неменского Б. М. "Изобразительное искусство и художественный труд". К ее созданию Бориса Михайловича подвигло убеждение, что каждый человек талантлив, только не каждый развивает свой художественный талант. Искусство – это способ воспитания личности ребенка, его чувств, который обеспечивает эмоциональное здоровье будущего поколения.
Эмоциональная память человека долгосрочна, поэтому именно через обучение и приобщение к искусству нужно формировать мировоззрение детей, активно вовлекая их в творческую деятельность.
Изобразительное искусство как предмет
Обычные школьные предметы основаны на передаче знаний и навыков. Но если преподавать изобразительное искусство в такой же форме, то гениального художника не получится ни из кого. Искусство должно проживаться. Приходя на урок, ребенок должен почерпнуть эмоциональный опыт, стать частью этого обучения, а не только просмотреть произведения и выполнить указанные задания. Основные цели программы:
- показать связь между искусством и жизнью;
- духовно-нравственное воспитание;
- увлечь ребенка искусством;
- приобщить к художественной культуре.
В 1981 году была выпущена книга Неменского Бориса Михайловича «Мудрость красоты», в которой художник поднял очень важные вопросы касательно эстетического воспитания детей в сфере школьного образования. Он активно подчеркивал важность введения художественных предметов в школьную практику, чтобы правильно формировать мышление современной молодежи и их активную гражданскую позицию.
Неменский Б. М., биография которого неотделима от его творческой и преподавательской деятельности, внес огромный вклад в формирование художественного вкуса молодого поколения. Его программа показывает, что обучение искусству требует особенного подхода. Техника рисунка - это только средство достижения желаемого результата. Учитель обязан создать на уроке атмосферу, в которой каждый ребенок будет увлечен, будет проживать создание нового художественного образа. Важно полностью активизировать творческое воображение, подключить к этому все органы чувств.