Маркетинговая стратегия компании представляет собой разработку таких стратегических решений, которые обеспечат эффективную реализацию задач в среднесрочном и краткосрочном периоде.
Если у фирмы нет стратегии, то она всегда будет находиться позади своих конкурентов, поэтому важно выбрать какое-то базовое, глобальное направление маркетинговой деятельности, коих существует два:
1. Стратегия сегментации. Подразумевает увеличение степени насыщения всех потребительских групп существующими товарами и услугами на уже завоеванных рыночных сегментах.
2. Стратегия диверсификации. Подразумевает освоение производства новых видов товаров и новых рынков, не связанных с основным видом деятельности предприятия.
Основные виды маркетинговых стратегий
1. Стратегии лидерства.
2. Стратегии «военные» (атакующая, оборонительная, отступательная стратегии).
3. Стратегии, которые основаны на рыночном спросе (стратегии конверсионного, креативного, стимулирующего, поддерживающего, противодействующего маркетинга, а также ремаркетинг, демаркетинг, синхромаркетинг).
Виды маркетинговых стратегий в зависимости от целей, которые поставило перед собой предприятие, и средств для их достижения
1. Завоевание доли на рынке или ее расширение до заданных показателей (массы и нормы прибыли), при которых бы обеспечивались эффективность и рентабельность производства. Завоевание определенной доли рынка или сегмента на нем производится посредством выпуска и внедрения нового продукта, формирования у потребителя новых потребностей. А расширение занимаемой на рынке доли своей традиционной продукцией подразумевает вытеснение с рынка конкурента.
2. Стратегия инновации подразумевает создание таких изделий, которые на рынке еще не имеют аналогов, то есть товаров принципиально новых, которые ориентированы на еще неизвестные (неосознанные) потребности.
3. Инновационная имитация. Подразумевает не создание новшеств, а их копирование в соответствии с разработками конкурентов.
4. Дифференциация продукции. Подразумевает усовершенствование, модификацию традиционных товаров, которые выпускает предприятие.
5. Снижение производственных издержек. Направление стратегии – это повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров посредством ценового соперничества (реализация продукции по сниженным ценам за счет внедрения новшеств в процесс производства и, соответственно, снижения себестоимости).
Виды маркетинговых стратегий в плане снижения издержек: уменьшение расходов на рекламу, НИОКР, обслуживание, внедрение новых технологий или экономичного оборудования и т.п.
6. Стратегия выжидания. Целесообразно ее использовать в том случае, когда тенденции спроса на продукцию и развития конъюнктуры не определены. В таком случае предприятие предпочитает воздержаться от того, чтобы внедрить свой продукт на рынок, предварительно изучая действия своих конкурентов. Если возникает устойчивый спрос, то крупной фирме будет легко в сжатые сроки развить массовое производство товара и наладить сбыт, подавив тем самым небольшую конкурирующую фирму-новатора.
7. Индивидуализация потребителя. Особо широко данная стратегия используется теми фирмами, которые выпускают производственное оборудование, ориентированное на индивидуальные заказы покупателя, а также на разработанные им спецификации и проекты.
8. Интернационализация. Разработка маркетинговых стратегий в данном случае представляет собой систематическую и планомерную обработку иностранных рынков сбыта.
9. Кооперация. Предполагает сотрудничество с другими предприятиями на взаимовыгодной основе. Широко распространенная форма такой стратегии – это создание совместных интернациональных корпораций.
Итак, мы рассмотрели существующие виды маркетинговых стратегий. Чтобы помочь предприятию определиться с дальнейшим направлением деятельности, существуют специальные матрицы.