Типология политических режимов может строиться на основании различных подходов к определению данной категории. В этом вопросе существует очень много мнений, часто противоположных. Например, Роберт Даль, определяя типы политических режимов, опирается на следующие критерии: степень участия граждан в управлении страной и возможность конкурировать в борьбе за власть. Он различает полиархию, соревновательную олигархию и гегемонию двух видов – закрытую и открытую. Последняя накладывает самые жесткие ограничения. Гегемонии запрещают даже малейшее проявление оппозиции. Олигархии допускают конкуренцию, но только такую, которая не выходит за рамки элиты. К демократии ближе всего стоят полиархии. Кроме того, существуют еще и смешанные типы политических режимов.
Некоторые исследователи к самостоятельным группам относят либерализирующиеся, однопартийные, военные, переходные, квазидемократические виды правления. Так считал, например, Сэмюэл Хантингтон. Он обозначил следующие типы политических режимов: военный, однопартийный, расовая олигархия и личная диктатура. То есть, классификация зависит от того, какие задачи стоят перед анализом той или иной формы правления.
И все-таки, наибольшее распространение получили типы политических режимов, предложенные Хуаном Линцем, ученым из США. Он считал, что их всего пять: авторитарный, демократический, султанистский, тоталитарный и посттоталитарный. Все они являются идеальными вариантами, которые имеют свои характеристики. Признаки политического режима позволяют отличать его от других типов. Хуан Линц выделил четыре таких критерия. Это уровень плюрализма в обществе, политическая мобилизация, конституционность власти и степень идеологизации.
Одним режимам для существования просто необходимо мобилизовать массы, которые бы их поддерживали. К таким относятся тоталитарный и посттоталитарный. А другие даже не стремятся вовлекать в политику своих граждан. Уровень политического плюрализма начинается с концентрации власти у одного лица. При монизме уровень свободомыслия очень ограничен, мнениями управляет единственный деятель. Наивысшая степень идеологизации населения, естественно, в обществах с посттоталитарным или тоталитарным режимом правления. Конституционность власти – это наличие или отсутствие у нее ограничений на применение своих полномочий, а также их закрепленность формальным способом. Границы и запреты могут фиксироваться и в традициях, идеологии, обычаях, религии. Так, полномочия власти имеют лимит у разных видов демократических (конституционных) режимов. У неконституционных они, соответственно, не ограничены ничем.
Ниже рассматриваются некоторые особенности недемократических форм правления.
При тоталитарном режиме некая группировка продвигает и поддерживает вождя, на личности которого и замыкается вся политическая система. Для того чтобы обеспечить его господство, используются такие методы и средства, как пропаганда и открытое насилие. Огосударствлению подвергаются абсолютно все стороны жизнедеятельности общества, даже частные отношения. Часто даже представители правящей власти подвергаются репрессиям с профилактической целью: чтобы другие боялись, чтобы неповадно было.
Авторитарный режим, по определению Хуана Линца, имеет следующие признаки:
1) политическое свободомыслие ограничено;
2) четкая, разработанная идеология отсутствует;
3) политической мобилизации нет, население почти не участвует в жизни общества;
4) границы лидера (власти, элиты) обозначены формально и предсказуемы.
Исходя из этих критериев, авторитаризм делится еще на несколько разновидностей:
-военно-бюрократический режим;
-корпоративный авторитаризм;
-дототалитарный;
-постколониальный;
-расовая демократия.