Под понятием "форма правления" понимается некая система организации и взаимодействий высших органов власти страны. Существует два вида систем: республика и монархия.
Слово "монархия" имеет греческое происхождение и дословно обозначает "власть одного" (единовластие). Для этой формы правления характерно сосредоточение (частичное или полное) власти в руках одного человека – главы страны (шаха, императора, короля, царя и т.п.). Как правило, власть передается при такой системе по наследству.
Для абсолютной монархии характерно единовластие главы страны. В этом случае правитель – единственный суверен власти, он самостоятельно издает законы, вершит суд, назначает правительство. Сегодня такую форму правления можно наблюдать только в некоторых странах: ОАЭ, Катаре, Омане, Брунее, Саудовской Аравии.
Конституционная монархия имеет несколько другие черты. Для этой формы правления характерно определенное ограничение власти главы государства. Как правило, это ограничение отражено в Конституции. Развивается конституционная монархия в условиях формирования буржуазного общества.
В соответствии со степенью ограничения власти определяют две формы правления: дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархия предусматривает сохранение исполнительной власти за монархом. У главы страны сохраняется также право на формирование правительства, роспуск парламента и наложение вето.
Для парламентской монархии характерно разделение властей. Формирование правительства происходит за счет представителей от партии (либо от нескольких партий) большинства. Для этой формы правления характерно также наличие ответственности правительства не перед монархом, а парламентом.
Среди стран с парламентской монархией следует выделить Великобританию, Швецию, Японию, Испанию и прочие.
Республиканская форма правления характеризуется выборностью государственного главы. Понятие "республика" дословно трактуется как "общественное дело". При такой системе государственного управления в качестве источника власти выступает народ. Республиканская форма правления сформировалась впервые в 5-4 веках до н. э. в Афинах.
В соответствии с методом организации и взаимодействия ветвей государственного управления, различают три вида республики.
Первая, президентская форма правления характеризуется тем, что президент – это одновременно глава и в государстве, и в правительстве. В этом случае обычно такая должность, как премьер-министр, не предусмотрена. Для этой системы характерна также выборность президента. Глава государства обладает рядом полномочий. В первую очередь, он может формировать правительство, которое перед парламентом не ответственно. При данной форме правления отмечается жесткое разделение власти. Такая система государственного управления существует, в частности, в США.
Республика может быть также парламентской. В этом случае парламент обладает всей верховной властью в государстве. Президент обычно в таких условиях имеет власть чисто символическую и не обладает существенным влиянием на политическую жизнь в стране. Парламент при этом избирается народом. Правительство же образуется из представителей коалиции или партии большинства в парламенте.
Существуют также и нетипичные формы правления в государстве. К таким системам относят монархическую, полупарламентскую, полупрезидентскую республику, республиканскую монархию.
Для смешанных республик характерно наличие черт как парламентской, так и президентской системы государственного управления. Такая форма целесообразна и эффективна при условии, что парламентское большинство и глава государства придерживаются одного политического направления, а не противоположного.