Базовые индивидуальные свойства, в том числе и основные принципы отношений в окружении, закладываются в дошкольный период детства, следовательно, проблемам социализации детей в детском саду уделяется особенное внимание. Одним из приоритетных течений образовательного процесса в дошкольном учреждении считается формирование общественно-коммуникативных умений у детей, которые только обучаются устанавливать связь с окружающими. И воспитатель ДОУ выступает своего рода проводником, обеспечивающим требование полного формирования общественно-коммуникативных умений у ребенка. Данная деятельность потребует глубочайших теоретических и фактических познаний и умений. Стоит более подробно узнать о проектах по социально-коммуникативному развитию старшей группы дошкольников.
Цели
Цели общественно-коммуникативного формирования в ДОУ определены ФГОС и складываются из:
- оказания содействия растущему поколению в усвоении общепризнанных моральных и нравственных ценностей;
- создания обстоятельств в целях взаимодействия ребенка и прочих людей вне зависимости от возраста;
- обеспечения основы для увеличения степени самодостаточности, относящейся к саморегуляции, а также целенаправленности действий;
- накопления умственного и эмоционального содержания личности (формирование возможности сопереживать, быть компанейским, чутким);
- формирования умений безопасного действия в социуме, дома, в природе;
- воспитания почтительного, уважительного отношения к семье, товарищам и Отечеству.
Задачи
Достижение установленных целей допустимо при проведении регулярной работы по осуществлению ряда задач социально-коммуникативного развития в старшей группе у детей:
- Развитие речи. В 1 и 2 младших группах основными задачами воспитателя считаются формирование моторики, развитие речевой культуры, то есть быстрого изучения детьми звуков (а, о, э, п, м, б — в 1,5–2 года; и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х — в 2–4 года), а кроме того, обогащение пассивного и заполнение активного словаря младшего дошкольника.
- В средней группе упор сдвигается на формирование ситуаций для развития сложной речи, то есть усваивание общепризнанных норм построения предложений посредством пересказывания ситуаций (согласно иллюстрациям, к примеру). В старшей и подготовительной группах главный акцент производится на развитие умения создавать разговор с другом либо взрослым, разумно составлять монологические высказывания.
- Побуждение к различным типам активности: забавам, труду. В первой младшей группе, к примеру, дети играют сами с собой либо тет-а-тет с игрушками (куколками, пазлами, пирамидками), однако во второй младшей и средней группе дошкольники с удовольствием играют в парах, мини-группах (ролевые, мобильные забавы). В подготовительной группе дети имеют конкретные предпочтения относительно того либо другого типа работы и, отыскав единомышленников, сознательно объединяются с ними для той либо другой работы. К примеру, несколько человек играют в дочки-матери, поливают цветочки в команде, заполняют календарь природы и т. д. Часть детей, способных читать, организуют читки вслух, а приверженцы спорта играют в мячик. Педагог, вовлекая ребят в разные виды деятельности, участвует во всех активностях.
- Развитие навыков самообслуживания. В младшей группе это работа, направленная на соблюдение последовательности одевания на улицу, перед дневным сном. С воспитанниками средней группы воспитатель минимизирует свою помощь в этих вопросах самообслуживания. А в старшей и подготовительной упор идет на поощрение инициативы, то есть желания или необходимости помыть руки до того, как взрослый напомнит это сделать.
- Воспитывать навыки терпимого отношения к обстоятельствам. Так, если в старшей группе при обсуждении того или иного литературного произведения возник спор, решать его нужно мирно и спокойно.
- Прививать позитивное отношение к миру вокруг, воспитывать привычку делиться с товарищами.
- Прививать навыки оценивания других и самооценки в той или иной деятельности.
- Приучать к вежливому общению.
- Воспитывать уважение к старшим.
Условия для формирования личности
Понятием «общественно-коммуникативное формирование» установлены условия, оказывающие большое влияние на развитие подрастающей личности:
- семья (персональные особенности личности, такие как характер, повадки, формируются наследственностью, действием старших в семье);
- среда (формирование нрава, подбор методов взаимодействия определяются еще и тем, что ребенок наблюдает за границами дома);
- воспитание (сочетание методов влияния на личность со стороны семьи и ДОУ).
Направления работы
Исходя из целей и задач, а также из условий и обстоятельств формирования индивидуума, общественно-коммуникативное развитие напрямую связано с деятельностной стороной развития ребенка. По этой причине на практике развитие ребенка выполняется через следующие направления НОД (социально-коммуникативного развития в старшей группе):
- Игровую работу. Игровая работа считается основной для дошкольников, то есть задачи и проблемы просветительской деятельности реализуются главным образом через нее.
- Трудовую динамичность. Самообслуживание. В младшем дошкольном возрасте данные разновидности работы имеют знаково-символический вид, в таком случае используют имитационный метод, когда ребята повторяют действия, движения старшего. К примеру, педагог берет карандашик, выполняет черту в листе документа — малыш повторяет, затем взрослый дорисовывает еще 3 линии, для того чтобы вышел прямоугольник, — ребенок вновь повторяет.
В средней и старшей группах прослеживается сдвиг ценностей в сторону партнерства, то есть не повтора действий, а общего исполнения (либо добавления). К примеру, малыш берет лейку с полочки, взрослый наливает водичку, ребенок поливает цветочек.
Диагностика социально-коммуникативного развития в старшей группе
Диагностика считается одним из инструментов прогноза, методом изучения и установления результативности работы в конкретном временном отрезке. Ведется определение общественно-коммуникативного формирования старших дошкольников в начале учебного года (октябрь) и в завершение (апрель).
Мониторинг — продолжительное и направленное наблюдение прогресса образовательной работы с целью установления ее динамики и отбора путей и способов деятельности с целью извлечения оптимального итога.
Этапы диагностики социально-коммуникативного развития в старшей группе:
- Подготовительный. Формируются этапы, способы диагностики, распечатываются диагностические карты на каждого малыша.
- Практический (собственно диагностирование). Познания, умения и способности ребенка изучают на протяжение одной-двух недель, используя игру, разговор, мониторинг сюжетно-ролевых и режиссерских забав ребенка, трудовой деятельности, исполнения режимных факторов, разглядывания и рассмотрения сюжетных иллюстраций. Полученные сведения записываются в диагностические карты.
- Аналитический. Итоги диагностики обговариваются коллективом преподавателей вместе со специалистом по психологии, сравниваются с предшествующими сведениями.
- Интерпретационный. Итоги обрабатываются с учетом условий, которые могли оказать влияние на их изменение (малыш был огорчен, в плохом расположении духа, в преддверии заболевания, по этой причине не сумел показать личные качества).
- Определение целей и направлений последующей деятельности. Диагностика может проводиться в естественных для дошкольников условиях.
Игровые приемы
Этому типу работы дошкольников уделяется особенное внимание, так как непосредственно в процессе игры получается более подробно объяснить проблему, отработать и зафиксировать ее решение. К тому же игры можно применять и в упражнениях (дидактических), и при проведении досуга на улице либо в команде (подвижные). Пальчиковые забавы, содействующие формированию мелкой моторики, можно осуществлять в любое время.
Дети весьма стремительно вовлекаются в игру, однако нередко с трудом ее покидают, по этой причине для обучения игровые методы применяются редко.
Дидактические
В младшей группе для формирования интонационной выразительности используется игра «Обучим зайку грамотно говорить». Ее сущность в том, что на занятие приходит посетитель — зайчишка, который искажает фразы, к примеру, наименования зверей («ишка» взамен «мишка», «от» взамен «кот»). Ребята корректируют зайку, грамотно говоря фразы.
Чтобы научить сравнивать геометрические объекты, используют игру «Отыщи объект»: ребята становятся в круг, воспитатель кидает мяч малышу, демонстрирует иллюстрацию с геометрической фигурой, малыш называет ее и ищет схожий объект.
В команде часто применяется игра «Кто как говорит», целью какой является определение домашних и диких животных. Ее суть заключается в том, что взрослый, кидая мячик одному из стоящих в кругу детей, называет животное. Малыш отдает мяч и говорит, как этот зверь «разговаривает» (хищник рычит, пес лает и т. д.).
Подвижные игры
В младшей группе упор делается на формирование мастерства правильно прыгать, исполняя действия под звучащий текст. К примеру, игра «Беги ко мне»: ребята сидят на стульях, воспитатель располагается в другом конце комнаты. На фразу «Бегите все ко мне!» ребята подбегают к воспитателю, который ласково их приветствует. На фразу «Бегите к себе!» ребята вернутся к стулу.
В средней группе целями подвижных игр считаются формирование выносливости в беге, лазании, прыжках. Игру «Лисичка в курятнике» можно проводить и в помещении, и на улице. На лавках («в курятнике») стоят ребята («куры»), на обратном краю комнаты — норка лисы, роль которой выполняет малыш либо взрослый. Куры разгуливают по двору, на сигнал «Лисица» они обязаны убежать, лиса в это время стремится задержать зазевавшуюся курицу и увести в собственную нору. В случае если это у нее получилось, ребенок выходит из игры.
В старшей и подготовительной группах целью подвижных игр считается формирование выдержки и мастерства слаженно осуществлять действия целой командой. Вот образец подвижной игры для старшего дошкольного возраста — игра «Быстро возьми»: на полу вокруг деток разбрасываются шишки, каштаны либо другие небольшие предметы, но на одну штуку меньше, чем количество играющих. Согласно сигналу «Быстро возьмите!» ребята нагибаются и берут предмет. Терпит поражение тот, кому не хватило. Подвижные забавы можно осуществлять и в группе, и на улице.
Пальчиковые игры
Занятия социально-коммуникативного развития в старшей группе ДОУ включают пальчиковые игры. Они способствуют формированию мелкой моторики, что немаловажно в младшей и средней группах для развития речи, а в старшей и подготовительной — для подготовки руки к письму. Помимо этого, подобные игры прекрасно развивают реакцию, гибкость и память:
- Младшая группа. "1, 2, 3, 4, 5, пошли пальчики гулять! 1, 2, 3, 4, 5, в доме спрятались опять". (По очереди разгибают все без исключения пальцы, начиная с мизинца, далее сгибают их в этом же порядке).
- Средняя группа. "Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленочек маленький обувает валенки. А сыночек Вовка — новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки". («Шагают» указательным и средним пальчиками по столу).
- Старшая группа. "Палец-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, с этим братцем суп готовил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песенки пел". (Поочередно загибают пальчики).
- Подготовительная группа. "Встретились 2 котика: «Мяу-мяу!», 2 щеночка: «Ав-ав!», 2 жеребенка: «Иго-го!», 2 тигренка: «Ррр!», 2 быка: «Муу!». Смотри, какие рога". (Демонстрируют рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).
Приемы для мотивации
Для того чтобы ребята быстро активизировались и присоединились к работе, следует подобрать оптимальные побуждающие методы, которые входят в планирование ФГОС социально-коммуникативного развития в старшей группе:
- Демонстрация в варианте иллюстраций — обязательный признак любого обучения. Какая бы тема ни рассматривалась, картинки должны быть представлены в достаточном количестве. Таким образом, при исследовании проблемы «Специальности» дети должны увидеть иллюстрации с рабочего места человека.
- Стихотворения, загадки. Этот прием может применяться как в начале обучения, так и в середине, если ребята немножко отвлеклись и их необходимо «вернуть» в тему. Как правило, загадки и стихотворения включаются пред стадией закрепления использованного материала.
- Игры. Помимо пальчиковых, все без исключения игры могут исполнять роль мотивационных инструментов.
- Словесные способы. В особенности продуктивно они действуют в случае, если преподаватель говорит либо задает вопросы от имени фантастичного персонажа.
Время
Проекты по социально-коммуникативному развитию в старшей группе включают занятия. Вне зависимости от возраста учеников, план обучения будет похожий, а временные промежутки для каждой из групп отличаются, таким образом, в младшей группе занятие продолжается 15 минут, в средней — 20, в старшей — 25, а в подготовительной — 30.
Начало либо актуализирование основных знаний — 2–3 минутки, в период которых преподаватель закрепит знания детей, обращаясь к их прошедшему опыту.
Основной этап — 5–15 минут. Дошкольники знакомятся с новым материалом и отрабатывают приобретенные познания, мастерство и способности на практике. Непременно содержит физкультминутку и/или пальчиковые игры, дыхательную гимнастику. Дидактические забавы — существенная часть основного этапа занятия.
Закрепление использованного материала — 5–10 минут. Как правило, на данном этапе совершается фактическое осознание приобретенных сведений: картинки, аппликации, поделки. В случае если время позволяет, сюда включают и игры.
Завершающий этап — 1–2 минутки. Воспитатель благодарит детей за занятие, дает поощрения (наклейки, вырезанные фигуры и пр.), в случае если такого рода метод оценки установлен в концепции мониторинга детского сада.
В статье были подробно разобраны основные формы и методы планирования социально-коммуникативного развития в старшей группе дошкольников. Были приведены примеры возможных игр и занятий. Также были указаны направления социально-коммуникативного развития в старшей группе, средней и даже младшей.